Скрыть
буду говорить об откровениях Твоих пред царями и не постыжусь;

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

И глаголах о свидениих Твоих пред цари. Таков был Павел, таков Петр, таков лик Апостолов и мучеников. Но как приличествует это мученику, который за Христа ведется пред владыки и цари (Мф. 10,18), так приличествует и отверзающим уста пред царственными святыми душами. Ибо посрамления достоин, кто принял слово от Бога, но не благовествует силою многою, потому что жизнь согласная с Законом производить дерзновение.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 45-46 И хождах в широте, яко заповеди Твоя взысках: и глаголах о свидениих Твоих пред цари и не стыдяхся

Живя по Твоим заповедям, я пользовался, говорит, великим благополучием и не стыдился даже царского могущества, но весьма свободно беседовал с царями. Жизнь по закону делает человека смелым, пример чего представляет и сам великий Давид. До грехопадения он очень сво­бодно беседовал с Саулом; после же грехопадения, убегая даже от своего сына, восставшего на отца, он шел, поникнув в землю и с покрытою головою. Широтою же называет здесь легкость и удоб­ство, при которых верные добродетели совершают свой путь, не уклоняясь ни направо, ни налево, если устремляют все свое внима­ние на путь к Богу. Между тем лукавым Бог и пути дает лу­кавые. И так как я ходил в широте заповедей Твоих, то «И говорил об откровениях Твоих пред царями и не …стыдился». Таков был ве­ликий Илия, смело ратовавший за правду и обличавший беззаконие Ахаава. Таков был боговдохновенный Даниил, говоривши Навуходоносору: и ныне, «царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным» (Дан.4:24). Таков был Иоанн, обличавший прелюбодеяние Ирода и говоривший Ему: «не должно тебе иметь жену брата твоего» (Мк.6:18). Так божественный Павел говорил, с Агриппой, Фестом и Феликсом. Так добропобедные мученики посрамляли нечестивых царей.

Беседы на псалмы. На псалом 118

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 45-46 «Ихождах в широте, яко заповеди Твоя взысках». «И глаголах о свидениих Твоих пред цари, и не стыдяхся». С великим удобством, говорит Пророк, совершал я путь, и живя по заповедям Твоим, не боялся царскаго могущества, и с великим дерзновением обращал речь и к царям, потому что жизнь, согласная с законом, делает человека дерзновенным. Свидетель сему и великий Давид; потому что прежде грехопадения с великим дерзновением говорил пред Саулом; а после греха спасался бегством от сына отцеубийцы, шел поникнув в землю и покрыв главу. И великий Илия, твердо полагаясь на правду, обличал злочестие Ахаавово. Так божественный Даниил сказал Навуходоносору: и теперь, «царю, совет мой да будет угоден тебе, и грехи твоя милостынями искупи, и неправды твоя щедротами убогих» (Дан.4:24). Так и божественный Павел вещал Агриппе, Фесту и Феликсу. Так добропобедные мученики ни во что ставили царей злочестивых.

Феофан Затворник, свт. (†1894)

И глаголах о свидениях Твоих пред цари, и не стыдяхся

Это второй круг дел, в которых обнаруживается крепкое, созревшее в сердце упование – небоязненное свидетельство истины Божией. Когда слово и дело идут наперекор желаниям и пристрастиям слышащих и видящих, оно везде сопровождается неприятностями, а тем более слово истины, когда оно изрекается пред сильными земли. Можно у пророка видеть здесь речь вообще о свидетельстве истины и правды пред кем бы то ни было, – свидетельстве нестыдящемся, небоязненном, несмотря на последствия; а что он сказал: пред цари, то можно доразумевать даже, то есть даже пред цари, а о других-прочих и говорить нечего.

Свидетельство истины и правды есть прямое следствие верности закону и хождения в заповедях, которыми образуется в сердце искренняя добросовестность, которая не может допустить, чтобы язык скрыл истину или сказал противное истине. Но такая добродетель обнаруживается тихо и когда к тому случай откроется в житейском или гражданском порядке жизни. Тут, когда не касаются ее и не спрашивают, – она молчит. Но у пророка разумеется особая добродетель мужественного свидетельства истины, когда она не сидит на месте и не ждет, когда ее затронут, а сама исходит на поприще народов и действует среди их небоязненно. Вызывает же ее пламень любви к Богу и славе его, и особенное мановение свыше, а то и прямое послание от Бога, как это было у пророков, апостолов, мучеников и исповедников.

Что движет и воодушевляет человека, верного Богу и заповедям его, на дело свидетельства истины? – Убеждение, что он исправляет чрез то дело Божие, которому Помощник и Покровитель Сам Бог; потому-то он и уверен, что Бог поддержит его и не даст ему пасть пред напором противляющихся и грозящих ему сил. Неприятности, потери, муки и самая смерть не ставятся в числе неудач; мученик, например, замученный считается победителем, потому что, несмотря на множество орудий к отклонению его от истины, он устоял в ней непоколебимо. Что на душе у таких свидетелей в час свидетельства? Они не на земле в эту пору, а на небе, в созерцании обетованных благ. Очевиднее всего это было в мучениках, которые и воодушевлялись тем, что вот-вот оставят бедную землю и вселятся в светлые обители Божии, и нередко умоляли мучителей не отлагать мучений, а скорее посредством их препроводить их ко Христу, да будут с Ним причастниками славы его.

Наши толковники все стоят вниманием при этом стихе на картине мучеников. Святой Афанасий пишет: «Таков был Павел, таков Петр, таков лик апостолов и мучеников». Святой Амвросий говорит: «Прилично исходить такому слову из уст всякого мученика, который, быв позван пред судилище, не стыдился, когда князи и судьи поносили его за веру в Распятого, а, напротив, вменял себе в славу крест Христов и небесными свидетельствами доказывал, что в кресте спасение миру». Блаженный Феодорит перечисляет и ветхозаветных свидетелей истины: «С великим удобством, говорит пророк, совершал я путь и, живя по заповедям Твоим, не боялся царского могущества, а с великим дерзновением обращал речь и к царям, потому что жизнь, согласная с законом, делает человека дерзновенным. Свидетель сему и великий Давид, потому что прежде грехопадения с великим дерзновением говорил пред Саулом; а после греха спасался бегством от сына-отцеубийцы, шел, поникнув в землю и покрыв главу. И великий Илия, твердо полагаясь на правду, обличал злочестие Ахавово, и Даниил сказал Навуходоносору: и теперь, царю, совет мой да будет угоден тебе, и грехи твоя милостынями искупи и неправды твоя щедротами убогих. Так и Павел вещал Агриппе, Фесту и Феликсу; так добропобедные мученики ни во что ставили угрозы царей злочестивых».

Но некоторые толкователи наводят на мысль, что здесь можно разуметь и проповедников слова Божия во всякое время. Проповедь немолчна в Церкви, и хотя обращается к христианам, однако ж не всегда встречает среди их христианский прием. В этом стихе внушается примером пророка не кривить проповеди истины, не прикрывать ее какими-либо изворотами из угождения сильным земли, но излагать без уклончивости, смело. Убеждение в истине, при доброй жизни, дает дерзновение. Святой Афанасий пишет еще: «Как приличествует слово сие (стих этот) мученику, который за Христа ведется пред владыки и цари; так приличествует оно и отверзающим уста свои пред царственными святыми душами. Посрамления достоин тот, кто, прияв слово от Бога, не благовествует силою многою!» Святой Иларий восходит к источнику такого слова: «Долг расширенного сердца – обильно изливать из себя словеса Божественного учения. Проповедникам истины должно при этом руководствоваться не примером только пророка, но и словом Господа, Который знающим ее заповедал проповедать ее всюду, воодушевляя их: не бойтеся». Дидим, у Зигабена, располагает таковых возыметь ум мучеников: «Произносящему устами своими словеса Божии надобно иметь ум мучеников и всегда быть готовым на страдания за слово истины. Посему-то свидетельство Божие и названо словом, означающим вместе и мученичество».

И всякий всюду, в своих обстоятельствах жизни может непрестанно встречать поводы к свидетельству истины и может даже пострадать за то. Чем же ему воодушевляться на такое свидетельство, как не упованием на Бога, не оставляющего правды и правых?

Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном

Евфимий Зигабен (†1118)

И глаголах о свидениях Твоих пред цари, и не стыдяхся

Я, говорит, произносил закон Твой пред царями благоуспешно и получал смелость от заповедей Твоих, так что не стыдился и не боялся славы и силы начальствующих. По словам Евсевия, сии слова приличны Христовым мученикам, которых водили к правителям и царям за имя Христово.

Златословесного: Жизнь по закону доставляет смелость. Таков был Павел, таков Петр, таков лик святых апостолов. Таким образом прекрасные победители мученики презирали нечестивых царей. Феодорит присовокупляет и то, что свидетель тому Давид (т. е. тому, что жизнь по закону доставляет смелость); ибо до учинения грехa с великою смелостию разговаривает с Саулом, а по учинении грехa, он бегал отцеубийцы, ходил с поникшею и покрытою головою. Дидима: Тому, кто произносит устами слова Божии, надобно иметь ум мученика (свидетеля) и быть в полной готовности страдать; так как пророк посему и назвал слова Божии свидетельствами (мученичеством). К сему прибавляет Безименный и то, почему мы должны говорит пред царями свидетельства Божии смело; потому, говорит, что тот, кто говорит в нас, больше всех царей, или лучше есть царь царей, когда говорим Божие! Ибо с нами случается не то, что достойно стыда, когда мы истинно достойны говорящего в нас; так что Он узнается не только из слов, но и из дел, говорящих за нас.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

и глаголах о свидениих твоих пред цари и не стыдяхся

«Говорить об откровениях Твоих пред царями» - разъяснять истинный смысл того, что созидалось евреями по возвращении из плена, не опасаясь никаких ложных истолкований и недоверия со стороны правителей (см. 29 ст.).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible