Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Псалтирь 118:89
- 0
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- 25
- 26
- 27
- 28
- 29
- 30
- 31
- 32
- 33
- 34
- 35
- 36
- 37
- 38
- 39
- 40
- 41
- 42
- 43
- 44
- 45
- 46
- 47
- 48
- 49
- 50
- 51
- 52
- 53
- 54
- 55
- 56
- 57
- 58
- 59
- 60
- 61
- 62
- 63
- 64
- 65
- 66
- 67
- 68
- 69
- 70
- 71
- 72
- 73
- 74
- 75
- 76
- 77
- 78
- 79
- 80
- 81
- 82
- 83
- 84
- 85
- 86
- 87
- 88
- 89
- 90
- 91
- 92
- 93
- 94
- 95
- 96
- 97
- 98
- 99
- 100
- 101
- 102
- 103
- 104
- 105
- 106
- 107
- 108
- 109
- 110
- 111
- 112
- 113
- 114
- 115
- 116
- 117
- 118
- 119
- 120
- 121
- 122
- 123
- 124
- 125
- 126
- 127
- 128
- 129
- 130
- 131
- 132
- 133
- 134
- 135
- 136
- 137
- 138
- 139
- 140
- 141
- 142
- 143
- 144
- 145
- 146
- 147
- 148
- 149
- 150
- 151
- 152
- 153
- 154
- 155
- 156
- 157
- 158
- 159
- 160
- 161
- 162
- 163
- 164
- 165
- 166
- 167
- 168
- 169
- 170
- 171
- 172
- 173
- 174
- 175
- 176
На веки, Господи, слово Твое утверждено на небесах;
Святые отцы
- Афанасий Великий, свт. (†373)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
Прочие
Афанасий Великий, свт. (†373)
Во век, Господи, Слово Твое пребывает на небеси. Преспевая более и более, касается высших догматов, упоминает о вечном Слове Отчем, и едва не говорит: в начале бе Слово (Ин. 1,1); рассуждая же об устроении вселенной, всю тварь ясно называет служебною Ему.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Во век, Господи, слово Твое пребывает на небеси
Для Тебя, говорит, Владыка, все легко и возможно. Повелением Твоим пребывает неподвижным свод небес. То же говорил псалмопевец и в сто сорок восьмом псалме: «поставил их во век и в век века: повеление дал – и не пройдет оно» (Пс.148:6). Итак, самое небо пребывает так, как оно создано Тобою, Владыка, а обитающие на нем ангелы соблюдают божественный закон, и чужды всякого преступления, потому что исполняют Твое слово по своей силе и крепости.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
«Во век Господи слово Твое пребывает на небеси». Тебе, Владыка, говорит Пророк, все удобно и возможно: потому что повеление Твое хранят неподвижные своды небес. Тоже сказал он и в псалме сто сорок осьмом: «постави я в век и в век века: повеление положи, и не мимоидет» (Пс.148:6). А вместе с сим дает разуметь, что сонмы Ангелов, обитающие на небе, хранят Божий закон и свободны от всякаго преступления.
Феофан Затворник, свт. (†1894)
Во век, Господи, слово Твое пребывает на небеси
В стихах 89 – 91 изображает пророк, как все в творениях покорствует воле Божией. В настоящем стихе говорит, что слово Бога живого непреложно исполняется на небе мысленном и вещественном; в следующем скажет, что и на земле все пребывает потому, что так устроил Бог по премудрой воле Своей; а потом прибавит, что все явления на земле, от великих до малых, каково, например, преемство дней и ночей, все совершается по воле Божией, чтобы из всего того вывесть: яко всяческая работна Тебе.
Во век, Господи, слово Твое пребывает: Какое слово? – То, которое изречено Богом, когда Он творил мир. Рече Бог: да будет свет – и бысть; рече Бог: да будет твердь – и бысть; рече Бог: да будет солнце, луна и звезды – и явились. И все, к чему тогда изречено: бысть, так то и пребывает. Воля Божия о бытии мира осуществилась бытием его; но и пребывает он потому, что пребыванием своим осуществляет волю Божию о своем пребывании. Хочет Бог, чтобы все пребывало, – и пребывает, и притом пребывает так, как Ему угодно. Слово Божие, Совет Божий и определения Его неизменны.
Во век тоже значит, что «испокон века», с самого то есть начала бытия вселенной. Но оно может означать и весь век сей, с начала бытия до преставления света, после коего явится новое небо. Потому-то и не сказано: во век века, или во веки веков, а только во век. Так объясняют слово святой Иларий, Анфим и проч. Во весь период настоящего образа бытия мира, как начало все быть на небе, так и пребывает и пребудет до скончания века.
Блаженный Феодорит пишет: «Тебе, Владыко, говорит пророк, все удобно и возможно, потому что повеление Твое хранят неподвижные своды небес». То же сказал он и в псалме 148-м: постави я в век: повеления положи, и не мимоидет.
Святой Амвросий делает из этого такой вывод: «Видишь, и в тебе должно пребывать то, что пребывает на небеси. Храни же слово Божие в сердце твоем, и храни так, чтоб оно не забывалось. Храни закон Божий и поучайся в нем. Если хочешь познать силу пророческого речения, вознесись от видимого к мысленному и бери из него нравственные уроки. Если слово Божие пребывает на небеси, будем подражать небу, где оно пребывает. С неба возьми пример для своей жизни. Есть ли какое-либо нарушение закона в солнце? Не всегда ли оно соблюдает обычный бег свой? И луна не всегда ли в одинаковом порядке умаляет или увеличивает диск свой? И звезд соотношение и движение (видимое) по небу не всегда ли одинаково? Так все на небе хранит свой закон и пребывает в своем чине. Так неизменно да пребывает и в тебе слово Божие, определяющее образ действования твоего».
Когда пророк говорит, что слово Божие пребывает на небеси, то прямо разумеет видимое небо; но при размышлении ничто не мешает от видимого неба вознестись и к невидимому – сонмам ангелов и святых. «Этим же изречением, говорит блаженный Феодорит, пророк дает разуметь и то, что сонмы ангелов, обитающие на небе, хранят закон Божий и свободны от всякого преткновения». К подобной мысли приходят и святой Амвросий, святой Иларий, Анфим, Зигабен. Впрочем, и на этом небе показался было нарушитель воли Божией, но он скоро свержен был оттуда со всеми, кого успел увлечь; и теперь умное небо пребывает чисто, светлеясь в ангелах словом Божиим, пребывающим и составляющим неизменную норму всех их движений, и внутренних, и внешних. Воля Божия там исполняется в таком совершенстве, что Господь поставил нам в заповедь всегда молиться, да будет она и в нас так же, как и на небе ангельском.
Останавливаясь на этой мысли, святой Амвросий побуждает нас к ревнованию устроить и на земле подобное же небо. Как же это? – А вот как: слушай, говорит он, что пишет апостол: якоже облекохомся во образ перстнаго, тако да облечемся и во образ небеснаго. Вот и небо! Такие люди имеют полное дерзновение говорить: наше жительство на небесех есть, ибо тут качествуют вера, воздержание, отрешение от всего, – жизнь небесная. Как землею назван тот, кто отпал от небесной благодати чрез нарушение заповеди и стал связанным земными страстями, так справедливо небом назвать того, кто отрешением от всего земного ревнует ангельскому житию. Небо там, где присущи небесные добродетели, хотя бы это было и на земле. Небо Мне престол, говорит Господь у пророка. Это не вещественное, полагаю, небо, а скорее то, в которое входит Христос и в котором вечеряет Он, постучанием раздражив наперед любовное желание принять Его. И не один Он входит, но с Отцем, как Сам сказал: Аз и Отец приидем и обитель у него сотворим.
Продолжая то же наведение, святой Иларий говорит: «Когда сказал пророк, что слово Божие пребывает на небе, то есть в мире ангельском, не следует думать, что его нет уже на земле, то есть в сердцах разумных тварей. Из нас (крещеных) нет никого, кто бы лишен был дара небесной благодати и кто не имел бы пребывающего в себе слова Божия, когда трезвится, со всеми живет мирно, воздерживается, милосердствует, вообще, когда покорствует заповедям Божиим, исполняя возлагаемые ими на нас дела. В тех слово Божие пребывает как на небе, в которых оно не нарушается ни гневом, ни похотию, ни лукавством, ни человекоугодием».
Евфимий Зигабен (†1118)
Ст. 89-90 Во век, Господи, слово Твое пребывает на небеси. В род и род истина Твоя; основал ecи землю, и пребывает
Всегда, говорит, повеление Твое, Господи, непоколебимо пребывает на небе, касательно, то есть, порядка: оно то сохраняет и содержите небо в том порядки, в котором оно создано в начале. И самая истина Твоего повеления имеет свойства истины во всяком роди, без изменения того порядка, который назначен и дан ему в закон в начале. Ты, сказано, основал землю, и пребывает неподвижною, как заповедано ей Тобою.
По словам Афанасия, Василя и Кирилла, слово здесь не есть слово прекращающееся, но, по словам псалмопевца, пребывающее во век, и мне кажется, пророк, как говорит Феодор, касается высших предметов. Знаю, говорит, что Твое Слово, которым Ты сотворил все, находящееся горе и на небе, пребывает во век веки. Посему он упоминает о присносущном Слове Отца, бывшем в начале и об устроении всего; и явно называет всю тварь работающею Ему. Слова Феодорита, согласные с Афанасиевыми, показывают, что Ангельские соборы, обитающие на небе, сохраняют Божественный закон, и чужды всякого преступления. Оригена: Если хочешь точнее рассмотреть сказанное здесь пророком, то исследуй все небесное и земное. Солнце с своим светом не делает никакого преступления, но ненарушимо сохраняет течение свое. Воззри и на пути, порядок и изменения луны; после сего взойди и к прочим звездам и к прочей твари и ты найдешь, что все управляется словом Творца. Дидим: Хорошо сказал: во век, а не во век века. Ибо после сего века небо и земля прейдут. А родом и родом Феодорит и Безименный называют один иудейский, а другой—языческий. Ибо когда первый—иудейский род отвергнул истину, и сказал: возьми Его от земли, тогда сия истина от оного рода перешла к сему роду.
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
Слово Твое пребывает на небеси. Т.е. «повеление Твое хранят неподвижные своды небес, и сонмы Ангелов хранят закон Твой» (Бл. Феод.).