Скрыть
Я видел предел всякого совершенства, но Твоя заповедь безмерно обширна.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Всякия кончины видех конец: широка заповедь Твоя зело. Кончиною называет козни демонов. Видел я, что концом их было ничто, потому что широка для меня соделалась заповедь. Это — слова со всяким преспеянием восшедшего на самый верх добродетели, достигшего совершенного блага, многому положившего и начало и конец. Ибо окончание первого усовершения служить началом последующему, по сказанному: егда скончает человек, тогда начинает (Сирах. 18,6).

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Всякия кончины видех конец: широка заповедь Твоя зело

Все, говорит, человеческое: и богатство, и достоинство, и могущество, власть князей и военоначальников, правителей и царей, все это имеет конец, и конец скорый. А заповедь Твоя широка и неистощима, и соблюдающим ее достав­ляет бесконечное и вечное богатство и блага, недоступные никаким переменам. Конечно, сами грешники, наслаждаясь богатством и удовольствиями настоящей жизни и пользуясь здесь благоденствием и, могуществом, понимают, что настоящие блага имеют конец. Но пророк не ограничивается этим, – он восклицает: «я видел предел всякого совершенства», а заповедь Божия весьма широка и пребывает во век и имеет воздаянием вечные блага.

Беседы на псалмы. На псалом 118

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Всякия кончины видех конец: широка заповедь Твоя зело». А Симмах перевел так: всякаго уготовления видел я конец, весьма обширна заповедь Твоя. Все человеческое, говорит Пророк, и богатство, и обилие, и могущество, и правительственная власть, и военачальство, и самоуправство, и царство имеют конец, и конец скорый; а заповедь Твоя широка и негиблема, и хранящим оную доставляет безконечную и вечную жизнь, блага, не подлежащия никакому изменению.

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Всякия кончины видех конец: широка заповедь Твоя зело

Кончина – συντελέια, окончание дела, может означать и самое дело, предприятие и начинание. Конец – πέρας – предел. Пророк говорит: всякого дела или предприятия и начинания видел я предел; начинается оно, продолжается и приходит к концу своему. Заповедь же Твоя широка зело, то есть не имеет конца; начни ее исполнять и никогда не дойдешь до того, чтобы сказать: кончил, больше не требуется. И еще: всякое начинание и дело занимает известный круг, в котором действует и дальше которого влияние его не простирается. Заповедь же Божия безгранична и так широка, что и предела нельзя ей назначить.

В каком смысле можно говорить так о заповедях? – Во-первых, в том, что преуспеянию во всякой заповеди нельзя положить предела. Степени восхождения или совершенствования в каждой из них не имеют конца. Каждая заповедь обязует к свойственной ей добродетели; но на какую высокую степень ни стань в какой-либо добродетели, никогда не можешь сказать: «довольно», потому что есть еще степень ее, выше той, на которой ты стоишь. Возьмите милосердие: можно ли думать, чтобы кто-либо дошел в нем до последнего предела совершенства, когда пределом этим назначено милосердие Отца Небесного, в Котором все беспредельно? И какую кто ни возьми добродетель, последним пределом ее будет совершенное Богоподобие. А так как этот предел никогда не достижим для твари, то она вечно будет восходить до него и никогда не дойдет. Когда сказал Господь: будите совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть, то этим указал Он на обязанность созданных по образу Божию – стремиться к бесконечному совершенству во всякой добродетели. Если же обязательно достигать этого, – а никто не может сказать о себе, что уже достиг, – то отсюда само собою вытекает, что смирение есть самое естественное чувство у всех преуспевающих в добродетелях, и, чем кто выше по добродетелям, тем бывает смиреннее, ибо пред ним открывается бесконечный путь, который предлежит еще ему пройти. Если же бесконечный, то все пройденное – ничто; путь как бы еще и не начат.

Потому-то такие люди, при всех усилиях и стремлениях, обыкновенно говорят: не у достигох… гоню же, аще и постигну. Святой Афанасий пишет: «Это – слова со всяким преуспеянием восшедшего на самый верх добродетели, достигшего совершенного блага, многому положившего и начало, и конец. Ибо окончание первого усовершения служит началом последующего, по сказанному: егда скончает человек, тогда начинает».

Во-вторых, широка заповедь потому, что вступивший на путь ее вступает в область воли Божией, которая объемлет все сущее и бывающее. Мысль эта стоит в согласии с мыслию первых трех стихов сего восьмистишия, то есть что все и на небе, и на земле покорствует воле Божией. Так как заповедь есть выражение воли Божией, то начавший ходить по заповедям вступает в беспредельную широту, где царствует воля Божия. Тогда как живущий не по заповедям, выходя чрез то из пределов воли Божией, подвергается утеснению и давлению со стороны всего, что покорствует воле Божией, – живущий по заповедям Божиим состоит в гармонии со всем, а благоприятное отношение его ко всему дает ему беспрепятственный простор бытия и действования.

Отсюда вытекает, в-третьих, то, что заповедь широка потому еще, что исполняющему ее дает широту, или полную свободу. Только ходящий по заповедям и собою обладает, и всеми делами своими и всеми отношениями своими распоряжающийся nо-Божьему, не подчиняется внешнему, а, напротив, внешнее подчиняет себе. Каждая страсть и страстная привычка есть связка свободы, по которой человек становится рабом ее. Это всякий знает и испытывает на себе. Заповеди даны в противоядие страстям: навыкший исполнению какой-либо заповеди убивает противоположную ей страсть. А пошедший, или направившийся по всем заповедям, убивает все страсти; если же убивает, то уничтожает в них и свойство вязания; а если уничтожается это свойство, то, стало быть, человек получает полную свободу. Вот это именно и есть, как говорит святой апостол, свобода чад Божиих; в этом и состоит таинство искупления.

Тринадцатое восьмистишие идет под буквою или словом мем – пятно. Пятно – то же, что порок или недостаток в вещи, а равно нравственный недостаток какой-либо и, наконец, грех.

Рассуждая с этой точки зрения, встречаем вопросы: в чем состоят недостатки или пороки, пятнающие человека, и откуда они, какими следствиями сопровождаются и как поправить их?

В настоящем восьмистишии пророк показывает, как исправляются главнейшие пороки душевные: слепота ума, неправость воли и огрубение сердца, нечувствие. Все они исправляются поучением в законе Божием и верным ему последованием. Жизнь по заповедям открывает очи ума, и тогда он уразумевает все ясно (стихи 97 – 100), возвращает правость воле, упорядочивая все начинания ее (стихи 101, 102), восстановляет в сердце забытое чувство ко всему святому и божественному (стихи 103,104).

Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном

Евфимий Зигабен (†1118)

Всякия кончины видех конец; широка заповедь Твоя зело

Я, продолжает, знаю конец всякого занятия и хитрости как человеческой, так и бесовской: потому что заповедь Твоя, Господи, весьма широка; она не стесняет ум в познании, но расширяет. Посему, имея ум, развитый ею, я узнал предел каждого искусства и движения. Или можно понимать и иначе, что я узнал конец всякого разрушения; ибо окончанием называется, по словам Дидима, и разрушение, т. е. какой конец смерти грешника. За сим читается следующее: пространна заповедь Твоя весьма. Заповедь, говорит, Твоя, Господи, распространяет того, кто находится, или живет в скорбной тесноте, как говорит Евсевий, но не причиняет она стеснения, или бедствий исполняющим ее, хотя она и представляется ленивым утомительною и трудною.

Симмах перевел: Всякого устроения я видел конец; пространна заповедь Твоя весьма. Все, по изъяснению Феодорита, человеческое, и богатство, и бедность, и сила, и владычества, и военачальничества, и господства, и царства имеют конец, притом конец скорый: но заповедь Твоя широка и бесконечна, и хранящим ее доставляет бесконечную оную и вечную жизнь и те блага, которые не подлежать никакому изменению. Слова Афанасия: Скончание относит к навету со стороны бесов. Его-то я видел конец, обращающейся в ничто; чрез что заповедь сделалась для меня широким путем. Ибо кто идет путем тесным и прискорбным, тот ходит путем заповедей широким: никто не стесняется ни пути заповеди Божией, делаясь великодушным и весьма умным от сего хождения по нему. Мне, говорит, широка стала заповедь Твоя по причине исполнения ее. Кто ходит путем, противным заповедям Божиим и наказуется за зло, тот почитает исполнение заповедей Божиих тесным и прискорбным; но кто усовершился в добродетели, тот уже без труда сохраняет заповедь Божии, почему и называет ее широкою для себя. А по словам Кирилла, я видел предел всякого скончания, значит—всякого бедствия. Прежде начатия оного я старался узнать конец и размышлял наперед, куда поведет и чем окончится. Сказывая: широка заповедь Твоя, он смеется над теснотою по причине закона. Тесен закон; но мы расширяемся верою и любовью, почти прилипнув ко Христу. А расширяется для малого и великого путь славы, когда каждый, по силе своей, приносит плоды; ибо Бог похваляет духовное мужество, воздержание, терпение и прочие добродетели. Тимофея: Хотя и один конец добродетели, состоящей в полном успехе, но есть некое окончание и каждого порознь успеха. Итак, кто достиг посредством всякого успеха конца добродетели, тот может сказать: всякого окончания видел я конец; так как идущий к совершенному благу полагает многие начала и концы; ибо достижение первого успеха есть начало следующего за ним, и конец сего есть основание дальнейшего. Почему и сказано: когда оканчивает человек, тогда начинает; и когда перестает, тогда усомнится (Сир. 18, 6); Давид сими словами говорит как бы так: я достиг конца всякого духовного успеха и добродетели; но Твоя, Господи, заповедь широка и не имеет конца; почему и я не мог достигнуть совершенства ее. Ибо чем более человек усиливается сделаться совершенным в заповедях, тем более видит, что он ничего не стоящий раб и что еще далек от совершенства оных (заповедей).

Сергий Терновский, прот. (†1868)

Всякия кончины видех конец: широка заповедь твоя зело

Бесконечное развитие уроков, которое дает нам Откровенное учение, служит доказательством его божественности. Кто предал себя руководству слова Божия, никогда не остановится в восхождении по степеням духовного совершенства. Господь Иисус Христос открывает основание сего бесконечного развития: будете совершении, якоже Отец ваш Небесный совершен есть.

Св. пророк Давид выражает сию неограниченную силу заповеди, возводящую к совершенству, в следующих выражениях: всякая кончины видех конец, широка заповедь Твоя зело. На пути всякого совершенствования, так должно понимать слова псалмопевца, можно достигнуть конца, а Твоя заповедь пространна: ее требования возрастают вместе с исполнением, и одно деятельное уразумение ее ведет к другому. Св. ап. Павел достиг сего деятельного уразумения заповедей Христовых и, проведя более нежели полжизни в самом ревностном исполнении их, еще не мог и не приобрел права успокоиться и восходил выше. Аз себе не у помышляю достигши, - так пишет св. апостол после первых уз своих, - едино же, задняя убо забывая, в предняя же простирался, со усердием гоню к понести вышняго звания Божия, о Христе Иисусе. Елицы убо совершении, сие да мудрствуют (Фил. 3:13, 14, 15).

Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

96. Я видел предел всякого совершенства, но Твоя заповедь безмерно обширна.

Всякия кончины видех конец, широка заповедь Твоя зело. Симмах перевел: «Всякого уготовления видел я конец, весьма обширна заповедь Твоя». Т.е. «все человеческое имеет конец, а заповедь Твоя широка, негиблема, и хранящим оную доставляет бесконечную, вечную жизнь» (Бл. Феод.). По св. Афанасию, «это слово человека, восшедшего на самый верх добродетели, многому положившего начало и конец; ибо окончание первого усовершения служит началом последующему, по сказанному: егда скончает человек, тогда начинает (Сир.18:6)» (Св. Афан.).

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Всякия кончины видех конец: широка заповедь твоя зело

«Я видел предел всякого совершенства». Все дела и начинания человека, ограничивающие их содержание и ценность пределами земной жизни могут быть совершенны и закончены, «заповедь же Господа безмерно обширна», она не может быть, закончена человеком, никто не может сказать, что он достиг совершенства в законе, ибо заповеди последнего такой высоты, что мерилом, пределом их может быть только полное богоуподобление человека, т. е. бесконечное его развитие не на земле только, но и за гробом.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible