Скрыть
Я мирен: но только заговорю, они – к войне.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 6-7 Много пришелствова душа моя. С ненавидящими мира бех мирен. Такова злоба вавилонян, что ни за что ведут войну с живущими в мире. Если иметь в виду то решительное наказание, какое Бог определил хананеям и аморреям, запретив вступать с ними в дружество, то эти нечестивые, гнушаясь богочестием, не вступают с ними в союз. Егда глаголах им, боряху мя туне.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

егда глаголах им, боряху мя туне

Видишь ли, как он показывает тяжесть тамошней жизни? Не сказал: с не­ имеющими мира, но: «с ненавидящими мир я был в мире». Видишь ли пользу скорби? Видишь ли плоды плена? А теперь кто из нас может сказать это? Желательно, чтобы мы с мирными были мирны; а он и с ненавидящими мир был мирен.

«Когда же я говорил с ними, они без вины враждовали со мною». Другой переводчик (Симмах) говорит: «и как я говорил им, они враждовали» (καὶ ο˝τε ), выражая или: с ненави­дящими мир я был мирен, или: за то, что я говорил им, они враждовали. Смысл этих слов следующий: во время са­мой беседы, говорит, когда я особенно выражал любовь свою, когда произносил особенно дружелюбные слова, тогда они и раздражались, строили козни, и ничто не укрощало их; но я продолжал соблюдать свою добродетель, не смотря на такое их расположение.

Беседы на псалмы. На псалом 119

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 6-7 «Много пришельствова душа моя», то есть, продолжительно время преселения.

«С ненавидящими мира бех мирен:» «Егда глаголах им, боряху мя туне». Здесь показывает злонравие Вавилонян; потому что, не имея, в чем обвинить, злоумышляли и с любившими мир поступали, как с врагами.

Евфимий Зигабен (†1118)

Егда глаголах им, боряху мя туне.

Когда, присовокупляет, я говорил, мирные слова жителям Кидара, они враждовали против меня напрасно, т. е. когда не имел я никакой достаточной причины к тому, и тогда не были снисходительны ко мне. Впрочем и при таком отношении их ко мне, я был в мире с ними.

Златословесного: Такую расположенность должны иметь и мы, хотя бы нас поражали, хотя бы били, хотя бы за любовь нашу к ним нас ненавидели и против нас злоумышляли, мы должны делать свое, помня ту притчу, в которой повелевается быть овцами среди волков и голубями, дабы мы могли сделать лучшими и их, и себе самим получить награду на небесах. Евсевия: Боголюбивый и живущий странником находится в мире со всеми, как происходящий из Иepyсалима, который значит видение мира. А враги, как одного свойства с Кидарцами т. е. с мраком, ненавидят мир, как враги Иерусалима.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

6. Долго жила душа моя с ненавидящими мир.
7. Я мирен: но только заговорю, они – к войне.


Много пришельствова душа моя, т.е. «продолжительно время преселения» (Бл. Феод.). «Однако немного, только семьдесят лет. Но пророк называет их многими не по количеству, а по трудности обстоятельств. Для страждущих и немногие годы кажутся многими» (Злат.). С ненавидящими мира бех мирен. Т.е. среди враждолюбивых врагов я жил мирно, скромно, но как только (ст.7) начинал говорить с ними, они ссорились, враждовали – егда глаголах им, боряху мя туне. «Такова злоба Вавилонян, что ни за что ведут войну с живущими в мире» (Св. Афан.). «Во время самой беседы, говорит, когда я особенно выражал любовь свою, когда произносил дружелюбные слова, тогда они и раздражались, строили козни, и ничто не укрощало их» (Злат.)

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 6-7 много пришелствова душа моя: с ненавидящими мира бех мирен: егда глаголах им, боряху мя туне.

Евреи жалуются, что они долго уже жили среди «ненавидящих мир», т. е. среди язычников; отсюда время происхождения псалма можно относить к концу плена. - «Я мирен: но только заговорю, они к войне» - общее указание на положение еврейского народа в плену: все поступки и слова плененного еврея встречались враждебно и истолковывались его врагами в дурную сторону, почему служили причиной неприязненных действий с их стороны.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

егда глаголах им, боряху мя туне

Егда глаголах им, т.е. когда совершенно спокойно высказывал свои религиозные убеждения, исповедовал свою веру, они преследуют меня за это.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 5–7 Увы мне, яко пришелствие мое продолжися, вселился с селении Кидарскими: много пришелствова душа моя: с ненавидящими мира бех мирен: егда глаголах им, боряху мя туне

Здесь пророк, с одной стороны, выражает скорбь о продолжительности пленного состояния: Увы мне, яко пришелствие мое продолжися, много пришелствова душа моя, с другой стороны, он жалуется на вынужденную и бедственную жизнь свою, в сообществе с людьми грубыми и зверонравными: вселихся с селении Кидарскими. Кидаром называлась пустынная страна, лежащая к востоку, невдалеке от Вавилонского царства, куда пленены были израильтяне, – это нынешняя пустынная Арабия. «Горе мне, – говорит пророк, – что я пребываю у Мосоха, живу у шатров Кидарских» (пер. с евр.). Мосох, по сказанию книги Бытия (Быт. 10:2), сын Иафета, родоначальник мосхов, живших на горах между Ивериею, Армениею и Колхидою, т.е. в тех местах, коими владел царь Навуходоносор, а жители Кидарских селений, нынешние бедуины, произошли от Кидара, сына Измайлова, потомками которого и населена нынешняя Арабия. Так изображает пророк бедственное странствование своего народа, так, как бы он сослан был в землю разбойников, которые жили не в населенных городах, а в грязных и закоптелых кущах и берлогах, наподобие зверей.

По словам блж. Феодорита, «Кидар населен народом сарацинским, имеющим зверские свойства, обитающим в шатрах и кущах и подражающим праотцу своему Кидару от которого и страна сия получила наименование. Кидар же был второй сын Измаила» [7, с. 1001].

Много пришелствова душа моя, т.е. много лет я жил странником в плену. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Не по множеству называет лета продолжительными, но по трудности и неприятности дел. Ибо хотя и не много их, но представляются многочисленными. Такие свойства должны иметь и мы: хотя бы мы и не много лет жили здесь, но по стремлению к будущему мы должны считать их продолжительными. Я это говорю не для того, чтобы осуждать настоящую жизнь, но чтобы возбудить в вас любовь к будущей» [5, с. 396]. Далее пророк жалуется на лицемерных и вероломных врагов своих, которые добрых и невинных людей без всякой причины гонят и ненавидят, говоря как бы так: я, который ничего так не люблю, как мир, принужден жить с неподобными мне людьми, с ненавидящими мира, или, как выражено в переводе с еврейского: «Долго жила душа моя с ненавидящими мир. Я мирен: но только заговорю, они – к войне». Егда глаголах им, т.е. когда я совершенно спокойно высказывал свои религиозные убеждения, исповедовал свою веру, они преследовали меня за это, когда выражал желание мирного сожительства, предлагал мирные условия, они отвергали мои предложения, и все было напрасно: боряху мя туне.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible