Скрыть
Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Песнь степеней

Содержание: Вторую песнь воспевает народ, хотя освободившийся от плена, но еще возвращающийся только в отечество и совершающий далекий путь из Вавилона в Иерусалим, почему, застигнутый в горах, умоляет подать ему помощь; и пророчественный Дух, услышав молитву эту, ответствует: Господь сохранит вхождение твое и исхождение твое (Пс. 120:8).

Ст. 1-2 Возведох очи мои в горы… Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю. Показывая Божие всемогущество, говорит: сотворшаго небо и землю.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя

Посмотри на душу, которая, подвергшись бедствиям, затрудняется, недоумевает и желает получить утешение чрез обращение к Богу. Это опять действие и польза искушений; они окрыляют ее, возбуждают и заставляют искать вышней по­мощи, отрешая от всего житейского. Если же иудеи, грубые и привязанные к земле, от страданий во время плена сделались столь благоразумными и обратились к небу, то тем более мы во время бедствий должны поступать так и прибегать к Богу; от нас требуется большее совершенство, нежели от них. Находясь среди врагов, не имея ни города, ни стены, ни башни, ни оружия, ни помощи от людей, ни богатства и ничего подобного, но пребывая в плену и рабстве своих владык и в месте врагов, будучи угнетаемы такими великими бедствиями, они прибегли к непобедимой деснице, и лишенные средств человеческих, самой беспомощностью научились любомудрство­вать; потому и говорили: «возвел я очи мои в горы, откуда придет помощь моя». Все человеческое уничтожилось, погибло, исчезло; осталось одно только спасение – от Бога.

Беседы на псалмы. На псалом 120

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Песнь степеней». И сей псалом приличествует Иудеям, живущим еще в Вавилоне.

«Возведох очи мои в горы, отнюду же приидет помощь моя». Остененный многими и всякаго рода горестями, обращал я всюду очи, желая получить какую-либо помощь.

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Возведох очи мои в горы, отнюду же приидет помощь моя

Недаром в одном ексапостиларии говорится: надеющиися на Господа врагом страшни и всем дивни: горе бо зрят. Подобно Давиду, праведники все зрят горе и оттуда получают всесильную помощь.

Дневник. Том II. 1857–1858

Евфимий Зигабен (†1118)

Возведох очи мои в горы, отнюду же приидет помощь моя.

В сей песни пророчество о тех словах, которые говорили евреи в начале восхождения своего из Вавилона в Иерусалим. Горами здесь называют небеса по причине высоты их; так как они с неба ожидали подаяния им обыкновенной помощи от Господа, Который имел вывести их без вреда в отечество их— Иерусалим. Далее он сие объясняет.

Златословесного: Если Иудеи, сии грубые и пристрастные к земле люди, столько сделались усердными по возвращении из плена и бедствий и внимательны к небу, то тем более бедствие может исправить нас. Преподобного Никиты: сии слова произносит тот, кто недавно начал восходить из Вавилона страстей и бесов в мысленный град Иерусалим бесстрастия, т. е. каждый из нас верующих, для которых горы суть высокие заповеди Божии. Таковой только может возвесть очи и руки свои в горы—высокие заповеди Божии и на делание их, откуда приходить к нему всякая помощь против бесов и страстей и заступление его в немощи. Горами и Феодор Студийский назвал законы и заповеди Божии; вот его слова: Боже, вознесший меня на горы законов Твоих, просвети светом добродетелей, да пою Тебе!

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

1.Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя.

Песнь степеней.
«Вторую песнь (степеней), – говорит св. Афан., – воспевает народ, хотя освободившийся от плена, но еще возвращающийся только в отечество, и совершающий далекий путь из Вавилона в Иерусалим, почему застигнутый в горах, умоляет подать ему помощь». По бл. Феодориту, – «сей псалом приличествует Иудеям, живущим еще в Вавилоне».

Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя. (В горы, т. е. по мнению Калмета, к Иерусалиму, который находился на горе, как и вся Иудея на гористой местности по отношению к Вавилону. Известно, что Евреи, молясь в Вавилоне, обращались в ту сторону, где находился храм Иерусалимский, в котором являлся Господь. Так делал св. пророк Дан.6:10.)В горы, т.е. горе, к небу, ко Господу. «Видишь ли, – говорит св. Злат., – как любомудрствуют те, которые жили в чужой земле (Вавилоне)? Они воспоминают уже не о храме, но о небе и земле».

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

120 псалом можно считать написанным евреями во время плена: словами этого псалма они молились, обратившись к Сиону.

Ст. 1-2 Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю.

Я постоянно обращаюсь к родным горам и жду помощи только от Господа, Творца неба и земли

Еврей в плену молитвенно обращался к горам родной Иудеи и оттуда от Сиона, от Бога, Творца и Господа всего мира, ожидал себе помощи.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя

Этот псалом также мог быть написан каким-нибудь благочестивым пленником в Вавилоне. С грустью, с тоскою взирает он из земли пленения к горам, по направлению которых лежит Палестина, взирает, следовательно, к святой земле, к святому городу, где он представляет себе особенное присутствие своего Бога, и с горестью спрашивает: откуда придет к нему помощь; кто освободит его из плена?

По мнению некоторых, этот псалом пели возвращавшиеся из Вавилона пленники, когда они приближались к Палестине и когда им стали видны уже палестинские горы; по мнению же других, он направлен против самарян, и под горами здесь разумеется сионская гора (как часть высокого горного хребта), на которой пребывает Господь и откуда Он посылает свою помощь. Нам кажется, что здесь разумеются горы внепалестинские, лежавшие, впрочем, по направлению к Иерусалиму, и по которым пленники определяли себе положение Иерусалима, когда во время молитвы обращались по направлению к своему священному городу (Дан. 6:10). Обращать, поэтому, взоры к горам, значит то же, что обращаться к Иерусалиму, воспоминать в тихой скорби об утраченном отечестве; эта скорбь вызывает у автора грустный вопрос: «откуда придет моя помощь? долго ли я еще буду свои слезные взоры обращать из страны пленения к родному городу?» – Христианин при этом думает о небесном Иерусалиме, небесном своем отечестве (Втор. 32:15, Пс. 124:1). Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Песнь степеней

Это второй из псалмов, имеющих надписание: Песнь степеней. По мнению некоторых толковников, этот псалом пели возвращавшиеся из Вавилона пленники, когда они приближались к Палестине и когда им стали видны уже палестинские горы; а по мнению других, он направлен против самарян, и под горами здесь разумеется Сионская гора (как часть высокого горного хребта), на которой пребывает Господь, и откуда Он посылает Свою помощь. Этот псалом, по всей вероятности, написан кем-нибудь из благочестивых пленников, во время выхода или вскоре по выходе из плена. С грустью, с тоскою взирает он из земли пленения к горам, по направлению которых лежит Палестина. «Вторую песнь (степеней), – говорит св. Афанасий Александрийский, – воспевает народ, хотя освободившийся от плена, но еще возвращающийся только в отечество и совершающий далекий путь из Вавилона в Иерусалим, почему, застигнутый в горах, умоляет подать ему помощь» [3, с. 391]. По мнению блж. Феодорита, «сей псалом приличествует иудеям, живущим еще в Вавилоне» [6, с. 61 о].

Ст. 1–2 Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю

О каких горах мог говорить пленник, возвращающийся из Вавилона в Иерусалим, в свое отечество, как не о горах Палестины и, в частности, не о горе Сион, на которой стоял некогда ковчег Завета и вблизи которой находился разрушенный храм Соломонов, где каждый израильтянин того времени воображал невидимое присутствие Творца всего мира, а потому и обращался во время молитвы лицом по направлению к сему священному городу, как это делал и пророк Даниил (Дан. 6:10). Посему пророк-псалмопевец и говорит: «Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя» (пер. с евр.). Обращать поэтому взоры к горам значило то же, что обращаться к Иерусалиму, воспоминать в тихой скорби об утраченном отечестве.

При таком воспоминании сам собою небольно возникал вопрос: откуда же и как придет помощь к бедствующим пленникам? Вера во всемогущего Бога, Творца неба и земли, и надежда на милосердие Его подсказали пророку и ответ на его вопрос: Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю. Св. Иоанн Златоуст в объяснение сего так говорит: «Если иудеи, сии грубые и пристрастные к земле люди, столько сделались усердными по возвращении из плена и бедствий и внимательны к небу, то тем более бедствие может исправить нас» [5, с. 371]. И далее он же говорит: «Те, которые недавно говорили к дереву: ты бог мой! – и к камню: ты меня родил, – теперь признают Творца вселенной и говорят: Помощь моя от Господа; не от людей или коней, и не от союзников, но от Господа. Это содействие непреодолимо, и не только непобедимо, но и легко, если только мы внимательны к горнему. Для сего-то одному сему животному (т.е. человеку) Бог устроил прямое положение тела, а глаза поместил на верху оного, чтобы чувственным сим устроением вразумлять, что должно смотреть на высоту и любомудрствовать о небесном» [5, с. 372]. Это чувственное устроение человека, с намерением обращать взоры его на высоту и любомудрствовать о небесном, усматривается особенно из названия его на греческом языке, которое по корнеслову производится так: «кверху обращает взор».

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible