Скрыть

Толкования на Псалтирь 122:1

К Тебе возвожу очи мои, Живущий на небесах!

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Песнь степеней

Содержание: Четвертая песнь содержит в себе молитву возвращающихся и многие годы пребывающих в пути. Утомленные путешествием просят себе у Бога милости и пощады, как уничижаемые язычниками. Почему Дух, утешая их, ответствует им и говорит: поношение гобзующих (Пс. 112:4).

Ст. 1-2 К Тебе возведох очи мои, живущему на небеси. Се яко очи раб в руку гocnoдий своих. Очи тех, в ком дух работы в боязнь, в руку господий и госпожи: а очи того, в ком дух сыноположения, ко Господу Богу (Рим. 8,15).

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

К тебе возведох очи мои, живущему на небеси

Видишь, как везде видна польза плена. Те, которые всегда привязаны были к земле, надеялись на ассириян и египтян, на крепость стен, на множество богатства, теперь отрешаются от всего этого, прибегают к непобедимой дес­нице, обращаются к этой надежде, приобретают высокие мысли и, отказавшись от земли и лишившись храма, – потому что храм их был разрушен, – призывают наконец самого Бога с неба. Он называется живущим на небе, не потому, чтобы ограничивался местом, – нет, Он, все наполняет, – но потому, что Он преимущественно обитает в тамошних силах, по­добно как говорится, что Он обитает и в людях: «вселюсь в них и буду ходить в них» (2Кор.6:16). Таким образом, находясь в стране иноплеменников, иудеи научились немалым истинам, именно – отрешаться от земли, и ясно понимать, что Бог везде скоро внемлет, когда призывают Его. Так как, наконец, по­являлся луч новой жизни, то пророк и начинает касаться будущего, отвергая мало-помалу и прикровенно закон о соблю­дении мест.

Беседы на псалмы. На псалом 122

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Песнь степеней». И этот псалом показывает благочестие тогдашних праведников.

«К Тебе возведох очи мои, живущему на небеси». Пренебрегая всякое человеческое вспоможение, ожидаю Твоей помощи, Владыка, и от Твоего завишу промышления; ибо знаю, что Ты – Владыка небес. Сказал же Пророк, что Богь живет на небеси, не как описуемый местом, но как веселящийся о небесных силах, живущих на небеси.

Евфимий Зигабен (†1118)

К Тебе возведох очи мои, живущему на небеси.

И в сих словах пророчество от лица евреев, находившихся в пути при возвращении из Вавилона в Иерусалим. Сказано, что Бог живет на небе, потому что Он почивает там в чистых и святых силах, как изъясняет Златоуст; так как и о находящихся на земле святых сказал: вселюсь и буду ходить в них (Лев. 26,12).

Тех ли, которые были с Зоровавелем и Иисусом сыном Иоседека, или тех, которые были при Неемии и Ездре: они то изнемогая на пути просят у Бога милости и щедрот, как уничиженные.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Содержание псалма составляет изображение того напряженно-молитвенного ожидания, каким были полны евреи пред временем окончания плена и пред возвращением на родину.

К тебе возведох очи мои, живущему на небеси.

Только к Тебе, Господи, Живущему на небесах, мы обращаемся с молитвою, и только от Тебя ждем милости, как раб или рабыня ждут награды от своих господ

Ириней (Орда), еп. (†1904)

К Тебе возведох очи мои, живущему на небеси

Псалом этот представляет исполненную доверчивости (возведох очи) молитву Израиля ко всемогущему Богу.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Песнь степеней

Псалом сей есть четвертый в ряду тех, которые имеют надписание Песнь степеней. Он есть не что иное, как молитва, с которою обращаются к Богу люди униженные, притесненные и оскорбленные. Св. Иоанн Златоуст и большая часть истолкователей псалмов относят и сей псалом к разряду тех, в которых говорится о бедственной жизни иудеев, бывших в плену вавилонском. Из немногих, но очень выразительных изречений сего псалма нетрудно узнать положение народа, который, только что избавившись, по милости Божией, от бедствий продолжительного пребывания в чужой стране, между надменными, недружелюбными язычниками, и в самом отечестве своем продолжал оставаться в великом озлоблении и поношении, принужденный жить в соседстве с ненавистными самарянами и другими враждебными народами.

Ст. 1–2 К Тебе возведох очи мои, живущему на небеси. Се, яко очи раб в руку господий своих, яко очи рабыни в руку госпожи своея: тако очи наши ко Господу Богу Нашему, Дóндеже ущедрит ны

Пророк обращается с молитвою к живущему на небесах Богу, сначала (ст. 1) в единственном числе, а потом (ст. 2) во множественном, очевидно, выражая эту молитву от лица верующего и искренно преданного Богу народа. Мы, говорит он, молим Тебя, Господи, как вполне преданные Тебе рабы, сознавая, что ни от кого другого не получим мы милости и нужной нам помощи, как только от всемогущего Владыки и Господа нашего, Который один только может и наказать, и помиловать нас. И молясь так, пророк сравнивает положение свое с положением рабов и рабынь, которые, будучи наказуемы от господ своих, смотрят руки их, и тем как бы испрашивают умилостивления, чтобы перестали их наказывать. «Вот, как глаза рабов устремлены на руку господ их, как глаза рабы на руку госпожи ее: так очи наши – к Господу Богу нашему, доколе Он помилует нас».

По замечанию блж. Феодорита, здесь «для того сделано сравнение с рабою, чтобы усилить и увеличить выражение любви, потому что служанки, как слабейшие по своей природе и находящиеся во внутренних клетях с своими госпожами, более смотрят в руки их, нежели рабы в руки господ своих, и первые более любят госпож своих, нежели рабы своих господ» [7, с. 1010].

К словам: дондеже ущедрит ны, – св. Иоанн Златоуст делает такое примечание: «доколе даст нам щедроты. Не сказал: доколе даст награду или воздаяние, но доколе помилует. Так и ты, человек, ожидай непрерывно, не отступай, получишь ли или не получишь, не отступай и получишь все. Не видишь ли, как служанки зависят от госпож? Не позволяют себе ни мыслию, ни глазом блуждать вне. Так делай и ты, следуй одному только Богу, оставя все прочее, будь в числе принадлежащих к Нему, и ты получишь непременно, чего ни попросишь на пользу» [7, с. 1010].

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible