Скрыть

Толкования на Псалтирь 122:4

довольно насыщена душа наша поношением от надменных и уничижением от гордых.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Песнь степеней

Содержание: Четвертая песнь содержит в себе молитву возвращающихся и многие годы пребывающих в пути. Утомленные путешествием просят себе у Бога милости и пощады, как уничижаемые язычниками. Почему Дух, утешая их, ответствует им и говорит: поношение гобзующих (Пс. 112:4).

Ст. 1-2 К Тебе возведох очи мои, живущему на небеси. Се яко очи раб в руку гocnoдий своих. Очи тех, в ком дух работы в боязнь, в руку господий и госпожи: а очи того, в ком дух сыноположения, ко Господу Богу (Рим. 8,15).

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

наипаче наполнися душа наша поношения гобзующих и уничижения гордых

Другой переводчик (Симмах) говорит: «много насытилась душа наша, от порицания благоденствующих, от презрения гордых» (πολλων εχοστάσθη.. έπιλαλούντων των εύθηνούντων, έξευτελζόντων των ύπερηφάνων). Третий (Акила): «поношения надменных» (του μυκτηρισμου των ύπερφερω). Четвертый (неизвестный переводчик): «унижения самих благоденствующих» (έξουδενωσεως αύτων εύθηνούντων). Они выражают одну и ту же мысль: оплакивают бед­ствия словами: «напиталась душа наша презрением»; а семьдесят толковников говорят другое, именно: чтобы все это обратилось на них, чтобы они сами испытали то же, чему подвергли нас, чтобы смирилась их гордость и надменность. Так часто и слу­чается; Бог обыкновенно делает это, смиряя высокомерных и унижая гордых, чтобы отклонить их от пути, ведущего к погибели. Нет ничего хуже гордости. Для того и бывают иску­шения и скорби, дано смертное тело и посылаются многие несча­стные обстоятельства, для того страдания и болезни, чтобы крепко обуздать душу, которая легко надмевается и доходит до гордости.

Беседы на псалмы. На псалом 122

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 3-4 «Помилуй нас Господи, помилуй нас». Повторение показывает горячность молитвы.

«Яко по многу исполнихомся уничижения:» «Наипаче наполнися душа наша». Просим милости, не как достойные сподобиться ея, но как соделавшиеся посрамленными.

«Поношение гобзующим и уничижение гордым» [в славянском читаем: «поношения гобзующих и уничижения гордых»]. А Симмах перевел так: насытилась душа наша тем, что наговаривают на нас изобилующие, уничижают нас гордые. Ибо печалят нас насмешки и поругания кичливых Вавилонян. А по переводу седмидесяти должно разуметь так: «поношение гобзующим и уничижение гордым», то есть, премени положение дел, Владыка, и на тех, которые ныне кичатся благополучием, в каком живут, посли наши бедствия.

Евфимий Зигабен (†1118)

Наипаче наполнися душа наша.

Премного, говорит, и чрезмерно наполнилась и пресытилась душа наша уничижением и бесчестием со стороны вавилонян и других злых народов; почему не имеем силы переносить сие

Златословесного: Самая душа наша, говорит, обессилела, смутилась от великости зол: потому что можно терпеть много зол, и мужественно переносить; но мы потеряли и это. Ибо как они не пользовались многоразличною честью, как должно, то Бог от себя исправляет их несчастьями: это Он делает и везде. Так поступил и с Адамом: поелику райским житием не пользовались как должно, то исправил их изгнанием оттуда.

Поношения гобзующих, и уничижения гордых.

Если бы, заключает, Господи, обратилось на богатых и счастливых уничижение сие, которое делали нам несчастным и порабощенным; и если бы на гордых обратилось сие презрение и бесчестие, которое причиняли нам смиренным, чтобы не презирали несчастных и смиренных чрез свое счастье и гордость. Этот псалом приличен и всем христианам, совершающим путь, ведущий в горний Иерусалим и обезпокоеваемый видимыми и невидимыми врагами.

Симмах перевел: Насытилась душа наша поруганием уничижающих и поношением гордых. По такому то переводу сей стих имеет мысль такую, что душа наша наполнилась, когда гордые и надменные вавилоняне осмеивали и злословили нас. А по переводу Семидесяти—другую мысль, как изъясняет Феодорит: т, е. дай, Владыко, делам нашим обратный порядок и приведи наши бедствия на гордящихся ныне своею счастливою yчacтью, как изъяснил этот стих и кир—Евфимий. Ибо, по Златоусту, нет ничего хуже гордости; потому то и искушения и скорби и смерть телесная и многие другие бедствия постигают нас за cии страдания и болезни, дабы бесчисленные узды возложены были на душу легкомысленно возносящуюся и на высоту поднимающуюся. Безыменного: Поношение свойственно изобилующим мирскими вещами, а уничижение—гордым, как например, фарисею, уничижавшему мытаря.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Наипа́че напо́лнися душа́ на́ша поноше́ния гобзу́ющих и уничиже́ния го́рдых.

С Евр.: «Довольно насыщена душа наша поношением от надменных, и уничижением от гордых». Симмах перевел: «Насытилась душа наша тем, что наговаривают на нас изобилующие, унижают нас гордые». У бл. Феод. Но св. Златоуст, также и бл. Феод. у LХХ читали: поношение гобзующим, уничижение гордым. а потому дают такой смысл: много исполнилась душа наша уничижения, но «перемени положение дел, Владыка, и на тех, которые ныне кичатся благополучием, в каком живут, посли наши бедствия»; (бл. Феод.) «чтобы все это (поношение, уничижение) обратилось на них, чтобы они сами испытали тоже, чему подвергли нас, чтобы смирилась их гордость и надменность» (Злат.)

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Ст. 3-4 Помилуй нас, Господи, помилуй нас, яко помногу исполнихомся уничижения: наипаче наполнися душа наша поношения гобзующих и уничижения гордых

Помилуй, Господи, ибо мы довольно уже пострадали; пусть поношение, которое мы терпели доселе, перейдет теперь на наших гордых, роскошных мучителей. Так, действительно, могли молиться пленники, после того как страдания усмирили их и они снова начали твердо привязываться ко Господу. Другие видят в этом псалме отношение к тому, что терпели возвратившиеся из плена от самарян (ср. Неем. 4:4). Христианин может молиться таким образом во всякой нужде. Как рабы и рабыни смотрят на своих господ, ожидая от них всего, так мы с доверием и молитвою взираем к Тебе, ожидая от Тебя помощи.

Поношение гобзующим (изобилующим) стоит вне связи с предшествующим полустишием, как отдельное предложение для полноты смысла нужно дополнять его словом: да будет поношение и проч.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 3–4 Помилуй нас, Господи, помилуй нас, яко помногу исполнихомся уничижения: наипаче наполнися душа наша поношения гобзующих и уничижения гордых

От лица всего народа израильского, усиливая свою молитву к Богу и как бы усугубляя ее, пророк не раз повторяет прошение о милости, говоря так: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, пленных и уничиженных, мы так несчастны, так оскорблены и унижены (помногу исполнихомся уничижения) со стороны поработивших нас себе вавилонян, и не только от них, но и от соседних с ними народов, которые злорадствуют нашим бедствиям. В особенности (наипаче) много приходится нам бедствовать и терпеть оскорбления и поношения со стороны людей богатых и изобилующих (гобзующих) земными благами и потому преданных гордости (уничижения гордых). «Видишь ли, – замечает на сии слова блж. Феодорит, – сокрушенную мысль? Просят себе спасения, по милости, притом по милости, не как заслуженной, но потому, говорит, что мы испытали великое наказание и перенесли крайние жестокие поступки с нами, за сие-то облегчи нас и помилуй. Заметь, что сии слова Давида приводит отчасти и пророк Исайя: «Господи! помилуй нас, ибо мы на Тебя уповали» (Ис. 33:2); посему и Церковь Христова из слов Давида составила тропарь, который поют на молебнах: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас, всякого бо…» и проч., а из слов Исайи составили другой: «Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом...» и проч. [7, с. 1011].

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible