Скрыть
Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 2-3 Егда даст возлюбленным Своим сон. Се достояние Господне сынове. В рассуждении храма не высоко о себе думайте, будто бы в нем дано вам достояние. Ибо храм — не ваше достояние. Напротив того, когда упокоит возлюбленных Своих из народа первого, т. е. Пророков; тогда даст в достояние сынам его. Кто же это, как не ученики Христовы? Ибо обетование и благословение Божие в чадах даруется как бы в некую награду возложившим упование на Бога. Мзда плода чревняго. Плод чрева есть спасение духа, по сказанному: поболехом, и родихом дух спасения, егоже сотворихом на земли (Ис. 26,18). Наградою и как бы достоянием сего плода дано будет сыноположение.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Се, достояние Господне сынове, мзда плода чревняго

Какая здесь связь речи? Великая и неразрывная с предыдущим. Смысл этих слов следующий: если Бог не подаст Своей помощи, то все напрасно; а когда Он подаст Свою помощь, тогда и сон приятен, тогда будет и покой, и жизнь свободная от опасностей и исполненная мира.

Итак, когда Бог даст им сон, когда Он успокоит их, когда Он отразит нападающих, тогда они не только по­строят город, не только сохранят его, но и получат гораздо большие блага; они будут отцами многих детей, Бог даст им еще многочадие. «Награда – плод чрева».

Что это значит? В награду, говорит, они получат многочадие. Хотя оно есть дело природы, но когда Бог подаст Свою помощь, то и оно будет успешнее, потому что и оно нуждается в помощи свыше, при ней наполнится Иерусалим множеством жителей.

Беседы на псалмы. На псалом 126

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 2-3 «Всуе вам есть утреневати: востанете по седении ядущии хлеб болезни». Слово «востанете» имеет не повелительное, но неопределенное значение. Пророк говорит, что без содействия Бога всяческих все напрасно, и утреневать и вставать для охранения города и для предположеннаго созидания. А потому с болезнию вкушающим хлеб по причине востания врагов советует иметь надежду на Бога.

«Егда даст возлюбленным Своим сон». «Се достояние Господне сынове, мзда плода чревняго.» «Сном» Пророк в переносном смысле назвал здесь успокоение; потому что сон доставляет людям отдых. Посему, говорит, когда Бог сподобит нас своего попечения, возможем преодолеть врагов, строить без труда, жить в безопасности, спать без заботы и соделаться отцами многих чад по Божию обетованию. Ибо обетовал Бог соделать род наш, «яко песок вскрай моря» (Быт.22:17). Сие и здесь сказал Пророк: «се достояние Господне сынове, мзда плода чревняго», то есть Божие обетование и благословение чадорождения, как бы некая награда дарованы нам, уповавшим на Него.

Амвросий Оптинский, прп. (†1891)

Се, достояние Господне сынове, мзда плода чревняго

Слова: «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева» — в буквальном смысле относятся, как сказано, к чадородию, о котором святой Псалмопевец упомянул, так как оно у евреев почиталось самым вожделенным благом. В духовном же смысле чрево означает сердце. А мзда плода чревняго есть сыноположение, которое даруется тем, которые блюдут свое сердце от всего неугодного Богу, молясь: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс.50:12); и непрестанно прибегая к Тому, о Ком сказано (Пс. 109:3–4): «из чрева прежде денницы родих Тя. Клятся Господь и не раскается».

См. также Толкование на Пс. 126:2

Письма

Евфимий Зигабен (†1118)

Се достояние Господне—сынове.

Когда, говорит, Бог даст возлюбленным рабам своим сладкий и свободный от всякого беспокойства сон, т. е. даст, по словам Феодорита, вам Иудеям покой и свободу от причиняющих вам беспокойство и ведущих брань врагов (а даст тогда, когда сие будет полезно); тогда не только храм и Иерусалим построится легко, но и сыны родятся вам, которые будут наследством и собственным народом Божиим. Последнее поместил Давид, как преимущественное благо; потому что у евреев деторождение было благо самое вожделенное и приятное. Так должно понимать сии слова в частности об Иудеях; а вообще понимать так, что когда Бог даст возлюбленным рабам своим сон, т. е. свободу, как мы сказали, и покой, тогда не только получат конец дела, которыми они занимаются, но сверх сего и непрерывно будут рождаться у них сыны, которые составят данное им от Господа наследство, т. е. будут наследниками ревности и добродетели отцов своих.

Слова Евсевия: Учит евреев, много думавших о святом месте и городе Иepyсaлиме, что наследство Божие не заключается в бездушных камнях, или в углах земли и городах; но некогда составят истинное достояние Господне те сыны, которые имеют родиться от них, которых должно ожидать тогда, когда даст возлюбленным своим сон, т. е. по окончании избрания прежнего народа. Ибо доколе у Иудеев были возлюбленные Божии—пророки и другие боголюбивые и праведные мужи, дотоле не могло быть отвержение их и призвание вместо их язычников. Посему говорит: когда род Иудейских избранных Божиих прейдет, тогда весь народ будет отринут. Но семя доброе произойдет из них, которое будет составлять достояние Господне. А сим показывает рождение Господне по плоти и Апостолов, из которых и чрез которых составилась церковь Божия и новый дом, не человеками построенный, но самим Господом из камней живых и словесных душ. Из них то и оный град Божий, т. е. богобоязненное жительство составилось во Христе по всей вселенной и хранится самим Господом. Григория Нисского в нравственном значении: Блажен кто успокоился от страстей и вместе с общим сном, которым спим, получил и подаваемый возлюбленным Его сон.

Мзда плода чревняго.

Сыны, продолжает, которые даны будут вам от Господа в наследство, они то суть воздаяние за ваше богопочтение и плодородие чрева есть награда за добродетель вашу, состоящая в многочадии. Можно также разуметь сии слова и в высшем смысле. Христиане, усыновленные Богу чрез крещение возрождения, были наградою за вочеловечение Христово; и Он то есть собственно плод чрева Богоматери; так как родился от Нее одной без семени мужа.

Другой истолкователь говорит: Плод чрева есть воздаяне что изъясняет Златословесный так: Его то, т. е. благочадие, говорит, получат в воздаяние и в награду за богопочтение и за добродетель. Ибо хотя чадородие есть дело природы, но оно больше может быть благоуспешно, когда и сам Бог дает его от Себя; ибо и оно требует милости Божией. И сие благословение Божие на чада, по словам Феодорита, есть как бы награда за упование на Бога. Слова божественного Кирилла: Думаю, что Давид в семь псалме указывает на тех, которые даны Еммануилу: се достояние Господне воздаяние плода чрева; так как уверовавшие из потомков Израилевых и другого рода, т. е. народов языческих даны Христу, как некое воздаяние. А Господом назвал Иисуса и Его же нарек рожденным плодом чрева по причине подобия Его с нами: потому что он родился от Жены, и сделался плодом Девической утробы. Посему Христос получил в награду уверовавших в Него; и они даны Ему от Бога Отца в виде награды: ибо проси, сказано, у Меня, и дам Тебе народы в достояние Твое. Феодора Студийского в Степенных: От плода чрева усыновляется, т. е. рожденные от плода чрева, иначе от купели святого крещения, которое есть как бы чрево церкви, из которого рождаются Христу чада Духом Тебе, Христу, как Отцу святые всегда. Также: воздаяние плода чрева святые, движимые Духом, произращают отеческие предания сыноположения. Преподобный Никита Стифатийский: Достоянием Господа называет тех, которые успели в звании сынов; им же принадлежит и награда за плод чрева, где чревом называет ту способность, которая может вмещать в себе мысли, и плод и произведение которой есть награда за любовь к добродетельным людям. Ибо по причине страха, говорит, Твоего, Господи, мы зачали во чреве и томились мучением и родили Дух спасения, который мы произвели на земле.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Се достоя́ние Госпо́дне сы́нове, мзда плода́ чре́вняго.

С Евр.: «Вот наследие от Господа: дети награда от Него – плод чрева». Т.е. «Божие обетование и благословение чадорождения, как бы некая награда, дарованы нам, уповавшим на Него» (Бл. Феод.).

Толкование на Псалмы

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Се, достояние Господне сынове, мзда плода чревняго

Здесь угнетенным страдальцам дается уверение, что после этих дней страданий наступит для них время спокойствия (сон) и даровано будет им чрезвычайное чадородие (и вместе с тем усиление их народа).

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 3–4 Се, достояние Господне сынове, мзда плода чревняго. Яко стрелы в руце сильнаго, тако сынове оттрясенных

Связь этих стихов с предыдущими неуловима, если не принять во внимание возлюбленных (из ст. 2) и тех благочестивых иудеев, которые, уповая на помощь Божию, не всуе трудишася. Эти благочестивые люди наслаждаются спокойствием, между тем как не имеющие упования на Господа беспрестанно суетятся и лишают себя сна и отдыха. Им, т.е. благочестивым и возлюбленным, готова и награда (мзда) от Господа: Се, достояние Господне сынове, мзда плода чревняго, или, как выражается блж. Феодорит: «Божие обетование и благословение чадорождения, как бы некая награда, дарованы нам, уповавшим на Него» [6, с. 621]. По мнению людей «мудрых века сего», нет ничего естественнее, как рождаться людям от людей, без Божия содействия и благословения. Но Слово Божие учит, как и в сем псаломском изречении, что сынове, или вообще дети, суть достояние Господне, и плод чрева есть дар (мзда) Его.

Эти сынове, по переводу с еврейского, называются здесь «сынами юными», или молодыми, а потому и в нашей «Учебной Псалтири» против слов сынове оттрясенных поставлены слова «сынове юнии» (по Вульгате – pueri). Были они прежде юными, а потом стали возмужалыми и сильными, способными к ношению оружия, – все это в порядке вещей, но почему они сравниваются со стрелами в руце сильного и почему называются сынами оттрясеных?

Как видно из книги Неемии, в числе возвратившихся из плена иудеев было много таких, которые, участвуя в городских постройках, для прокормления себя и своих семейств, . принуждены были закладывать свои поля, виноградники и другие имения людям богатым из своих же иудеев, а эти, пользуясь беспомощным состоянием нуждающихся, притесняли их залогами и процентами. Дошел слух о сем притеснении бедных со стороны богатых до областеначальника Неемии. Последний созвал общенародное собрание иудеев, на котором, объяснив, как преступно и небогобоязненно поступают богатые в отношении бедствующих братьев своих, иудеев, тут же убедил их возвратить бедным взятые от них под залог поля и виноградники и, призвав священников, взял от притеснителей клятву в том, что они не будут вперед поступать так со своими братьями, и тогда все поклялись отдать все взятое у своих братии в залог. «И сотрясох одежду мою, – говорит Неемия, – и рекох: тако да истрясет Бог всякаго мужа, иже не исполнит слова сего, от дому его и от трудов его, и да будет тако оттрясен и тощ» (Неем. 5:13). Вот откуда несомненно составителем псалма взято название молодых людей из иудейских семейств сынами оттрясеных. Отцы их, по примеру своего начальника, оттрясли от одежд своих, а главным образом от душ своих, прах корыстных мыслей и чувств, которыми они были исполнены в отношении своих братьев, расположились к братской любви, и бескорыстно, и тем привлекли на себя милость и помощь Божию, так что стрелы сынов их, которые они направляли против врагов, были так сильны и разительны, как стрелы в руках сильного и искусного в воинском деле стрелка. Некоторые из толковников слово оттрясеных производят от слова «потрясенный» и толкуют его так, что потрясенный бедственными приключениями и скорбями человек очищается от греховных привычек и наклонностей и, как бы исторгнутый из средины обилия и богатства, рукою Промысла поставляется в состояние нищеты и недостатка.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible