Скрыть
Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь в сердце моем день ? Доколе врагу моему возноситься надо мною?

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Доколе положу советы в души моей, болезни в сердце моей день и нощь; доколе вознесется враг мой на мя

Доколе положу советы в души моей? Скорблю, помышляя в душе о том, чтобы не умереть мне во грехе: и это всего более причиняет болезни душе моей. Болезни в сердце моем день и нощь, — ежедневная в сердце забота.

Доколе вознесется враг мой на мя? Если враг наш диавол смиряется, когда мы богочестивы; то явно, что он возносится, когда грешим. Ибо унижение человеков — возвышение сатане. Как о Боге говорится, что возносится Он спасением нашим, так о диаволе, что превозносится он нашею погибелью.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 3-4 Доколе положу советы в души моей, болезни в сердцы моем день и нощь? доколе вознесется враг мой на мя? Призри, услыши мя, Господи Боже мой: просвети очи мои, да не когда усну в смерть

«Доколе я буду слагать помыслы в душе моей?» Как вышедший из пристани блуждает везде, и как лишившийся света часто спо­тыкается, так и подвергшийся забвению от Бога постоянно пре­дается заботам, беспокойствам и скорбям. Впрочем, эти са­мые заботы, беспокойства, сокрушение, скорбь, собеседование об отвращении Божием, не мало способствуют к тому, чтобы Он опять обратился к нам. Так и Павел говорит о себе в послании к Коринфянам: «кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною» (2Кор.2:2)? Немалая, возлюбленный, польза от того, чтобы чувствовать отвращение Божие, скорбеть и сето­вать, потому что таким образом мы скоро опять обратим Его к себе. «Доколе будет возноситься надо мною враг мой? Призри, услышь меня, Господи, Боже мой, просвети очи мои, да не усну смертно». Как тогда, когда Бог покровительствует нам и на­ходится с нами, исчезает всякая скорбь, так тогда, когда Он отступает от нас и забывает нас, душа наша терзается, сердце скорбит, люди огорчают нас, и везде для нас утесы и стремнины. Но все это попускается с полезною целью, – чтобы люди беспечные, страдая от этого, тщательнее старались воз­вратиться туда, откуда ниспали. «Накажет тебя, говорит пророк, нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя» (Иер.2:19). Таким образом, и оставление Божие есть вид промышления Его. Когда Он, промышляя и имея о нас попечение, не ви­дит надлежащего к Себе внимания, тогда на несколько вре­мени отступает и удаляется, чтобы нерадивые, оставив нера­дение, сделались ревностнейшими. «Призри», говорит пророк, посмотри на врага, возносящегося надо мною; и если не по моему уничижению, то по его надменности и гордости «услышь меня». Чего просишь ты? Победы над врагами? Нет, говорит, но того, чтобы просветились очи сердца моего, чтобы рассеялся мрак, объявший мыслительную часть души моей, помрачивший мое мысленное око.

Беседы на псалмы. На псалом 12

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Доколе положу советы в души моей, болезни в сердце моей день и нощь; доколе вознесется враг мой на мя

«Доколе положу советы в души моей, болезни в сердце моем день и нощь?» День и ночь провожу в безпокойстве, так и иначе обращая помыслы; то надеюсь удостоиться человеколюбия, то сомневаюсь, сподоблюсь ли онаго, а иногда и теряю благия надежды.

«Доколе вознесется враг мой на мя?» И нам, боримым от диавола, прилично говорить сие и всегда взывать о Божественном споборничестве; потому что и божественный Давид скорбел, видя преодолевающих врагов.

Евфимий Зигабен (†1118)

Доколе положу советы в души моей, болезни в сердце моей день и нощь; доколе вознесется враг мой на мя

Доколе положу советы в души моей (доколе душе моей предаваться размышлениям и сердцу моему мучениям день и ночь); болезни в сердце моем день и нощь?

Заботясь, говорит, и беспокоясь о том, как освободиться мне от искушений и не находя сей свободы, я только скорблю и страдаю.

Однако Златословесный говорит: у Бога и это не малое дело, когда кто обращается к себе, беспокоится, заботится, истаевает, мучится, размышляет об отвращении Его… Ибо не малая польза происходит от чувствования отвращения Божия (от нас) и болезнования. Ибо таким образом мы скорее можем обратить Его к себе. А Давид и другое нечто намекает: борюсь, говорит, с мыслями в душе моей, беспокоясь, чтобы не умереть во грехе, и это-то наиболее причиняет болезни душе моей.

Доколе вознесется враг мой на мя

Доколе, говорит, отступник —сын мой—Авессалом, с давнего времени враждующий против меня,—еще с того времени, как убил сына моего Аммона,— доколе, говорю, он будет возноситься, т.е. будет благоденствовать? Имея удачу во всем, он возносит главу свою против отца. А я, в скорби и бедствии, наклоняюсь вниз и поникаю. Или под врагом разуметь можно диавола, ибо он виновник всех искушений; он нападает на страждущих и некоторым образом попирает и оскорбляет их, когда они лишаются помощи от Бога.

Афанасий великий говорит: враг унижается, когда мы почитаем Бога; это явно из того, что он возносится, когда мы грешим. Исихий также сказал: унижение людей возвышает сатану. Ибо как Бог возносится чрез спасение наше, так диавол приподнимается чрез погибель нашу.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Доколе положу советы в души моей, болезни в сердцы моем день и нощь? доколе вознесется враг мой на мя?

Известно, что люди, находяся в несчастных обстоятельствах, безпокоятся крайне, и ищут повсюду средств ко избежанию оных; наипаче, когда видят себя оставленных, тогда чрез меру мучатся и развлекаются в разныя стороны, предприемля то те, то другия намерения. В таковых обстоятельствах находился и Давид: ибо чрез деннонощную болезнь означает источник таковаго безпокойства. Якоже бо корабль, из пристанища исшедший, обуревается волнами, и человек, света лишившийся, о многая претыкается: тако и впадший в напасти удручается непрестанно заботами, попечениями и болезньми. Таковому кажется легче мучить себя без успеха, нежели спокойным и кротким духом сносить свои злоключения. Хотя же и обещает Господь верным Своим дать духа совета и крепости: однако не всегда дает его мгновенно, но часто косвенными приходит к ним путями, а между тем искушает их, и оставляет как бы в тернии запутываться. При конце стиха оплакивает Пророк другое зло, то есть, что враги его смелее нападали на него, когда видели его долговременным бедствием совершенно изнуренна. Сего ради молится и просит Бога сократить страдание его, да не возносится враг. Ибо в молитвах премного может представление сея причины, поелику Бог ничего меньше не терпит, как сию лютую злость, когда враги не только гонят и угнетают нас, но тем еще утешаются и гордятся.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.3   Доколе положу советы в души моей, болезни в сердцы моем день и нощь? доколе вознесется враг мой на мя

Ст.3   Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь в сердце моем день? Доколе врагу моему возноситься надо мною?
 

Доколе положу советы в души моей, болезни в сердце моем день и нощь ? Т.е. доколе душу мою будут обуревать мрачные помыслы, горестные мысли? Доколе заботы, беспокойства, сокрушение, скорбь будут волновать мою душу? (Злат.). «Скорблю, помышляя в душе о том, чтобы не умереть в грехе, и это всего более причиняет болезни сердцу моему день и ночь» (Св. Афанасий). 

Доколе вознесется враг мой на мя? Враг мой, т.е. диавол. «Унижение человеков, – говорит св. Афанасий, – возвышение сатане. Как о Боге говорится, что возносится Он спасением нашим, так – о диаволе, что превозносится он нашею погибелию». Некоторые под врагом разумеют Саула, другие – Авессалома. 

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 2-3 Доколе, Господи, забудеши мя до конца? доколе отвращаеши лице твое от мене? Доколе положу советы в души моей, болезни в сердцы моем день и нощь? доколе вознесется враг мой на мя

Давид, измученный и обессиленный гонениями со стороны Саула, с болезненным воплем обращается к Господу, когда они кончатся?

«Забывать меня вконец» - оставить на окончательную гибель. - «Скрывать лице» - отворачиваться своей милостью, отказывать в помощи. - «Слагать советы» - изобретать способы спасения. - «Врагу возноситься» - иметь перевес. Давид изображает свое положение во время гонений от Саула настолько изнурительным и полным таких превратностей, что он теряется, делается неспособным придумать что-либо новое для своего спасения.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Доколе положу советы в души моей, болезни в сердце моей день и нощь; доколе вознесется враг мой на мя

Когда человек видит себя окруженным множеством злоумышляющих против него врагов, то естественно ему предаваться горестным чувствам и мрачным помыслам; мысли его развлекаются в разные стороны; он повсюду изыскивает средства для избежания опасностей и козней со стороны врагов, принимая то одни, то другие намерения (советы), и оттого не имея в сердце своем покоя ни днем, ни ночью. В таких тесных обстоятельствах находился и Давид, и это скорбное и стесненное состояние души выражает так: доколе душу мою будут обуревать мрачные помыслы, горестные мысли? Доколе забота, беспокойства, сокрушение, скорбь будут волновать мою душу? Вместе с тем он жалуется и на неперестающее, усиленное действие врага духовного, дьявола, который тем более возносится над человеком, чем более последний является беспомощным и слабым: доколе вознесется враг мой на мя?

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible