Скрыть
Клялся Господь Давиду в истине, и не отречется ее: «от плода чрева твоего посажу на престоле твоем.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Клятся Господь Давиду истиною. Когда же клялся? — когда сказал: и будет, егда исполнятся дние твои, и уснеши со отцы твоими, восстанет от семени твоего Иной, Иже будет от чрева твоего, и уготовлю царство Его во век. Той созиждет дом имени Моему, и управлю царство Его до века. Аз буду Ему во Отца, и Той будет Ми в сына (2Цар. 7,12-14).

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 11-12 Клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется ея: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем. Аще сохранят сынове твои завет мой и свидения моя сия, имже научу я, и сынове их до века сядут на престоле твоем

Упомянув о Давиде, о добродетели этого мужа, усердии его ко храму, изложив древние события и высказав просьбу о восстановлении прежнего их общественного устройства, он теперь предлагает самое главное, именно говорит о Божиих обетова­ниях. Каких? «От плода чрева твоего посажу на престоле твоем». Но эти обетования даны были не просто, а с некоторым усло­вием. Какое же это условие? Послушай: «если, продолжает он, сохранят сыны твои завет Мой и сии откровения Мои, которым Я научу их, (то) и сыны их до века будут сидеть на престоле твоем». Заключив такие условия, Бог вручил им рукописание, а они отве­чали: «всё, что сказал Господь, сделаем и будем послушны» (Исх.24:7).

Беседы на псалмы. На псалом 131

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется ея». Не лжив Обетовавший, говорит Пророк, и Он – источник истины, и невозможно обетованию не придти в исполнение.

«От плода чрева твоего посажду на престоле твоем». Вот одно Обетование, и оно исполнилось; потому что не один Соломон, но и происшедшие от Соломона удостоились царских престолов. Но конец обетования утверждает Владыка Христос, возобладав царством Давида. Сие предвозвестил и блаженный Исаия: «яко Отроча родися нам, Сын и дадеся нам, Его же начальство на раме Его, и нарицается имя Его: велика совета Ангел, Чуден, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущаго века. Аминь» (Ис.9:6). И чрез несколько слов: «на престоле Давидове, и на царстве его, исправити é отныне» и на вечное время (Ис.9:7). Сие обетование, как я сказал, утвердил Владыка Христос. Но Бог дал и другое не неопределенное обетование, и сказал так.

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

Клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется ея: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем

По таинственному повелению Божию Авраам, хотя не окончательным делом рук, тем не менее совершенною решимостию воли приносит в жертву единородного сына и представляет образ крестной жертвы Единородного Сына Божия, предавшего Себя и преданного Богом Отцом за спасение мира. Надлежало наградить беспримерное повиновение, указать на таинство, дать Аврааму обетование о Христе, и Бог изрекает оное с клятвою. Мною Самем кляхся, глаголет Господь, егоже ради сотворил еси глагол сей и не пощадел еси сына твоего возлюбленнаго Мене ради: воистину благословля благословлю тя, - и благословятся о семени твоем вси языцы земнии (Быт.22:16-18). Подобным образом надлежало некогда изъяснить, что по предвечному совету Божию Христос есть не только жертва страждущая, но и вечный Священник, Божественною силою священнодействующий спасение наше, и Бог у Пророка сию великую и спасительную истину изрекает с подтверждающею клятвою: Клятся Господь и не раскается: Ты иерей во век по чину Мелхиседекову (Пс.109:4).

Согласно с сими примерами надлежит полагать, что когда и Давиду клятся Господь истиною, то есть утвердил клятвою истину Своего слова с дополнением, что не отвержется ея, то есть не одновременно исполнит Свое слово, но сохранит оное на продолжение времен, то сим указано на предмет важный, благопотребный, благотворный, А какой это предмет? Царская власть наследственная. От плода чрева твоего посажду на престоле твоем.

Вследствие сих соображений мы можем изречение Божественное разрешить на следующие изречения истины.

Первое: Бог посаждает царя на престоле, или, иначе сказать, царская власть есть Божественное учреждение.

Второе: Бог посаждает на престоле царевом от плода чрева его, то есть наследственность царской власти есть также Божественное учреждение.

Третье: царская наследственная власть есть высокий дар Божий избранному Божию, как о сем свидетельствует обещание сего дара с клятвою и другое Божественное изречение: Вознесох избраннаго от людей Моих (Пс.88:20).

Четвертое: царская наследственная власть есть и для народа благопотребный и благотворный дар Божий, поелику благость Божия беспристрастна и премудрость Божия всеобъемлюща, и потому, если Бог дает Царю дар, от которого зависеть должна судьба народа, то, без сомнения, дает, провидя и предустроя тем благо и всего народа.

Слово в день рождения благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича. 1848 год

Евфимий Зигабен (†1118)

Клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется ея.

Бог, говорит, дал твердое и истинное обещание Давиду, от которого и не отречется, как истинный и самая истина; какое это обещание, послушай.

Слова Великого Василия: Клятва есть такое слово, которое собою удостоверяет в истине. А действие клятвы есть двоякое: она или уверяет слушателя в истине, какова оная: клялся Господь Давиду истиною, ибо здесь верность обещания подтверждается клятвою; или клятвою обязывает другого ни в чем не солгать. Так слуга Авраамов заклинается в том, что он обручит Исааку приличную супругу. А в оной клятве Отца упомянут сын, т. е. таинство, произведенное по причине Его. Слова божественного Кирилла: Отец обыкновенно клянется, как своею силою, Сыном, и это значит клясться самим собою: потому что Сын, по существу не отличается от Отца. Так и Моисей, представляя нам Бога клянущимся, изображает Его говорящим: ибо подниму на небо руку мою и поклянусь десницею моею; так как десница Отца есть Сын, и ею Он держит все. Евсевия: Бог, приняв от Давида в вышесказанном клятву, подобною же воздает и ему; почему и Сам взаимно клянется Давиду истиною, т. е. твердо дает истинное обещание, дабы чрез две непреложные вещи (т. е. обещание и клятву), в которых не возможно, чтобы Бог солгал, имел он сильное утешение в том, о чем молился. Где же Бог клялся Давиду? В той речи, которую передал ему пророк Нафан: И будет, когда исполнятся дни твои, и ты уснешь вместе с отцами твоими, то Я восставлю после тебя потомка твоего, который будет от чрева твоего, и уготовлю царство его. Он то построит Мне дом имени моему; и исправлю престол его до века (и проч. что написано во второй книге Царств 7,12). Впрочем слова сии суть только обещания Божии Давиду, а не самая клятва. Итак, что к обещаниям сим Бог приложил и клятву Давиду, это видно как из сего, так и из других многих псалмов, и кроме оных из слов сказанных Авениром, полководцем Сауловым Иевоссею сыну Саула: сие да сделает Бог Авениру и сие да приложит ему, как клялся Господь Давиду, что так сделаю ему в сей день: отнимет царство от дома Саула, и восставит престол Давида над Израилем (2 Ц. 3,9). А чем именно клялся ему Бог, я не мог найти ни во 2 Книге Царств, ни в Паралипоменон, при всем усиленном моем искании. Впрочем можно разуметь речение: клялся вместо: обещал твердо, как изъясняет Евфимий.

От плода чрева твоего посажду на престоле Твоем.

Из сынов твоих, Давид, говорит, посажду на престоле царства твоего, и не только сделаю сие, но еще и другое, о чем говорит

Слова Феодорита: Это одно обещание, и оно получило исполнение: ибо не только Соломон, но и сыны Соломона удостоились царских престолов; а конец обещания подтвердил Владыка Христос, приняв во власть свою царство Давидово. Это предсказал, по внушению Божию, и пророк Исаия сими словами: отрок родился нам, и несколько далее: на престоле Давидовом и на царстве его исправит его отныне и до века (Исаии 9,6). Итак, сие то обещание, как я сказал, утвердил Христос; а другое, т. е. нижеследующее дал Бог не неопределенно, но с некоторым разграничением.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Кля́тся Госпо́дь Дави́ду и́стиною и не отве́ржется ея́: от плода́ чре́ва твоего́ посажду́ на престо́ле твое́м.

Клятва Божия означает, что обетование это непреложно, исполнится непременно, впрочем под известным условием,  От плода чрева, т.е. от семени Давида произойдут цари Еврейского народа. «Но конец обетования, – говорит бл. Феод., – утверждает Владыка Христос, возобладав царством Давида». Только к Мессии и можно отнести слова Божеств. обетования: «и царство Твое на веки пред лицем Моим, и престол Твой устоит во веки».

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 11-12 Клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется ея: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем. Аще сохранят сынове твои завет мой и свидения моя сия, имже научу я, и сынове их до века сядут на престоле твоем.

Клятва Господа «в истине, которой Он не отречется», состоит в обетовании Давиду происхождения от него непрерывного ряда царей. Но это обетование Божие обусловливается постоянством и прочностью привязанности потомков Давида к Господу, т. е. обязательство Бога покоится не на внешней верности своему обетованию, а на нравственной ценности тех, кому оно дается. История еврейского народа прекрасно иллюстрирует это обетование, когда показывает, что Господь награждал всех верных Ему потомков Давида и поддерживал их на престоле, но потом, когда они отступили от Него, царский род Давида прекратился.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible