Скрыть
Там возращу рог Давиду, поставлю светильник помазаннику Моему.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Тамо возращу рог Давидова. В то именно время, когда явится спасение, воссияет слава Давидова. Уготовах светильник помазанному Моему. Это говорит об Иоанне, по изреченному Господом: он бе светильник горя и светя (Ин. 5,35).

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 16-18 священники его облеку во спасение, и преподобнии его радостию возрадуются. Тамо возращу рог Давидови, уготовах светилник помазанному моему. Враги его облеку студом, на немже процветет святыня моя

Смотри, какое благополучие во всех отношениях: они не будут иметь недостатка ни в чем необходимом, священники – в безопас­ности, народ – в радости, царь – в силе. «Светильником» он называет здесь или царя, или покровительство, или спасение, или свет, а вместе с тем величайший вид благополучия. Какой? Тот, что враги скроются и не будет никого, кто мог бы повредить этим благам. Не сказал просто: погибелью, но: «стыдом», желая, чтобы они скрылись живые, удалились, и своими страданиями свидетельствовали о силе и благоденствии этого народа. «На нем процветет святыня Моя». Что значит: «на нем»? На народе. Вместо: «святыня», другой переводчик (неизвестный, см. Ориг. Экз.) говорит: «рог» (κέρας). Третий (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «определение его» (αφόρισμα αυτου). Четвертый (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «определенное ему» (αφωρισμένον). Что же означают эти слова? Мне кажется, что здесь говорится о бла­гополучии, безопасности, силе, царстве.

То, что Я определил ему в начале, говорит, будет про­цветать, умножаясь, не увядая и не уменьшаясь; но все это будет в таком случае, если сохранится выше сказанное условие. Какое? «Если сохранят сыны твои завет Мой». Одни обето­вания Божии не доставляют нам благ, если и мы не будем исполнять следуемое с нашей стороны, и имея их в виду, не должно малодушествовать и предаваться беспечности. Мно­гих и из тех благ, которые Бог обещал, Он не подает, если получившие обещания оказываются недостойными; равно как и наказаний, которыми угрожал, он не приводит в ис­полнение, когда те, которые прогневали Его, впоследствии исправ­ляются и отклоняют гнев Его.

Беседы на псалмы. На псалом 131

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Тамо возращу рог Давидови, уготовах светилник помазанному моему

Светильнику уподобляет святого Крестителя, так как он, по присущей природе человека мере сил, воссиял пред пришествием Его, впрочем, пользуясь не своим светом, ибо в светильнике не свой свет, но отвне сообщаемый и привносимый. Такое же освещение от Христа в духе можно видеть и во святых, почему и, весьма благоразумно мысля и поступая, сами своим голосом исповедуют, «что из полноты Его мы все получили» (Ин. 1:16). Это потому, что свет по природе есть Единородный как воссиявший из света, то есть из сущности Отца. Тварь же причаствует Ему, как и все, что обладает способностью рассуждать и мыслить, есть как бы сосуд для наполнения Божественным светом, превосходно устроенный Всесовершеннейшим Художником всего Богом. Итак, по прежде уже данному рассуждению, светильник есть блаженный Креститель. Говоря это, Спаситель благоусмотрительно призывает неразумных фарисеев к воспоминанию слов Бога и Отца, говорящего в одном месте о Нем: «Я приготовил светильник Христу (помазанному – «слав».) Моему» (Пс. 131:17).

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга III

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Тамо возращу рог Давидови». По понятию, какое представляется с перваго раза, указывается сим на Зоровавеля. Но поелику Зоровавель власти народоправления не передал ни потомкам, ни детям; то никто не в праве назвать его «рогом», как управлявшаго народом малое время; потому что рог означает нечто крепкое и постоянное. Поелику же пророчество не приличествует Зоровавелю; то слово сие предвозвещает по плоти Христово рождение. Так блаженный Петр сказал в Деяниях: «Пророк сый», Давид, «и ведый, яко клятвою клятся ему Бог от плода чресл его по плоти воздвигнути Христа, посадити на престоле его, предвидев, глагола о воскресении Его» (Деян.2:30–31).

«Уготовах светильник помазанному Моему». Светильником опять пророческое слово именует сущий от Давида храм, приявший в себя свет Божества.

Евфимий Зигабен (†1118)

Тамо возращу (повелю взойти, воссиять) рог Давидови, уготовах светильник помазанному моему.

Там, прибавляет, на Cионе велю взойти Давиду от рода опять Давидова высоте и славе: потому что будут прославлять его все позднейшие за то, что всегда царствует род его. И сверх того царю моему Давиду (ибо выражение: моему, здесь означает усвоение), Я уготовал светильник, т. е. славу и знаменитость потомству его, которое как светильник, откроет всем славу его и, как свет, покажет всем последующим родам предка сего рода, или потомства его. Или светильником называет светлость рода Давидова, сияющую народом. Однако ж все сие сбудется над преемниками Давида тогда, когда они сохранят правду и заповеди Божии, как сказано выше.

Другой говорит: Рог Давида есть начаток Давидов, и светильник есть бренное тело, которое вместо светильника имеет душу, а вместо света свет возжигаемый в нем Божеством: ибо как, по словам Феодорита, это пророчество не относится к Зоровавелю (так как он ни потомкам, ни детям не передал правительственной власти: почему никто не может назвать его рогом, как управлявшего не долгое время; а рог означает нечто крепкое и постоянное), поелику, говорю, сие пророчество не идет к Зоровавелю: то если словами предсказывается плотское рождение Христово, согласно с следующим: воздвиг рог спасения нам в дому Давида раба своего. Ибо в сие, говорит, время, в которое явится, т. е. спасение, воссияет Давиду слава, поколику он будет славен у потомков своих ем, что от него воссияет Христос. Или, по словам божественного Кирилла, светильник некий, как предшествовавший Христу, был богодухновенный Креститель. О нем то засвидетельствовал и сам Спаситель, сказывая о свойстве его пред Иудейскими учителями: Он был светильник горящий и светящий.

Слова Златословесного; Одни обещания Божии не доставляют нам благ, если и мы с своей стороны не будем делать того, что зависит от нас, и не должно смотря на них унывать и нерадеть, ибо часто Бог не дает благ, которые обещал, когда получившие обещания оказываются недостойными оных; подобно тому, как и зол, которыми угрожал, не приводить в действие, когда оскорбившие его стали раскаиваться в том и удалять от себя гнев. Зная сие, не станем чрез обещание предаваться нерадению, чтоб не потерять оных, ни по причине угроз отчаиваться, но приносить покаяние.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Та́мо возращу́ рог Дави́дови, угото́вах свети́льник пома́занному Моему́.

Тамо,
т.е. в Иерусалиме, на Сионе произращу Я рог – силу, могущество, славу Давида, или потомков Давида, и всего более славу Христа Спасителя, к Которому сей псалом и относит св. Апостол Петр. Рогом спасения называется Спаситель у св. Евангелиста Луки  (Св. Афанасий, бл. Феод.). Относить же к Зоровавелю сих слов нельзя, потому что, как говорит бл. Феод., Зоровавель власти народоправления не передавал ни потомкам, ни детям. «Слова сии предвозвещают, – говорит бл. Феод., – по плоти Христово рождение». Уготовах светильник помазанному Моему. «Светильником, – говорит св. Злат., – пророк называет здесь или царя, или покровительство, или спасение, или свет, а вместе с тем величайший вид благополучия». Но по мнению св. Афанасия, – «это сказано об Иоанне (Предтече Господнем), по изреченному Господом: он бе светильник горя и светя».

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Тамо возращу рог Давидови, уготовах светилник помазанному моему.

«Рог» - символ силы, крепости. Рог Давида заключался, конечно, не в тех военных удачах, которыми он обезопасил и сделал свой народ грозным для соседей язычников, и не внутренние реформы, внесшие порядок и спокойствие в жизнь народа, так как то и другое имело лишь временное значение и переходящую ценность, а под рогом нужно разуметь его вечную силу и вечную ценность. Последняя же состояла в происхождении от него Мессии, основателя нового царства, несокрушимого ни для каких сил ада и происков людей, и внесшего в жизнь новый свет, привлекший к себе весь мир. В этом смысле Ап. Петр применяет слова означенного псалма прямо ко Христу (Деян II:30).

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Ст. 17-18 Тамо возращу рог Давидови, уготовах светилник помазанному моему. Враги его облеку студом, на немже процветет святыня моя

Эти два стиха толкователи почти единогласно относят к Мессии. Рог – могущественный, всех врагов побеждающий, царь (ср. Лук. 1:9); поэтому далее и идет речь о посрамлении всех врагов. Мессия называется далее светом, так как Он прогоняет тьму и бедствия греха и на место их поставляет спасение (представленное в образе света); рог и свет (Лук. 2:32) даются от Бога Давиду (помазаннику), так как Мессия происходит от него, есть сын его по человечеству. Процветет и д. нужно относить к царскому венцу Давида или собственно изображаемого им Мессии. Святыня, по евр. переводу с евр. венец – незер; это слово означает то, чем одно лице отличается от другого, как принадлежащее к высшей области; и царский венец и диадима первосвященника и волосы назарея называются незер; здесь нужно разуметь венец – головное украшение (на нем) Мессии, указывающее в нем Царя и Первосвященника, Лице Святое. В Мессии вечно царствует Давид и венец Мессии есть в известном смысле венец Давида. Это образно представляется как цветение (процветет). Смысл: Мессия (Давид в нем) будет царствовать счастливо, как славный Первосвященник – Царь. LXX головное украшение – незер – перевели святость (святыня), так как носящее это украшение лице изображается освященным; помазано оно от Бога, потому и сказано: святыня моя.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 17–18 Тамо возращу рог Давидови, уготовах светилник помазанному Моему. Враги его облеку студом, на нем же процветет святыня Моя

Здесь высказано еще несколько обещаний от Господа, относящихся как лично к самому Давиду, так и к потомкам его. Известно, что именем «рога» в Священном Писании означается «сила и крепость». А потому словами: Тамо возращу рог Давыдови – Господь обещает возрастить, возвеличить и усилить царство Давидово в Иерусалиме. Всем известно, как Давид, быв призван к царскому званию и служению от пастушеского звания и от овечьих стад, долго не мог утвердиться на царском престоле, но потом постепенно и сверх чаяния Господь возрастил и возвеличил силу его царствования, так что он с Божией помощию легко мог покорять врагов своего царства. И что всего важнее, чрез него Бог возрастил тамо, т.е. в Иерусалиме, силу и славу потомков Давида и всего более славу Христа Спасителя, к Которому и относит слова псалма сего св. апостол Петр (Деян.2:30–31) и Который называется «рогом спасения» у евангелиста Луки (Лк.1:69). Уготовах светилник помазанному Моему. «Светильником, – говорит св. Иоанн Златоуст, – пророк называет здесь или царя, или покровительство, или спасение, или свет, а вместе с тем величайший вид благополучия». Но по мнению св. Афанасия Великого, это сказано об Иоанне, Предтече Господнем, по изреченному Господом: «Он бе светильник горя и светя» (Ин.5:35). Как выше Господь сказал: «Священники его облеку во спасение», так здесь наоборот говорит: Враги его облеку студом, подавая этими словами верным гражданам Иерусалима надежду на то, что защитит их от внешнего нападения и насилия со стороны врагов. Как бы утешая верных израильтян, Господь говорит им (пер. с евр.): «Врагов его (Сиона) облеку стыдом, а на нем (помазаннике Моем) будет сиять венец его». По переводу LXX толковников, под именем святыни разумеется сила освящения или помазания святого, что и будет значить: слава Царства Божия над помазанниками Давида процветет, и Церковь прославится.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible