Скрыть

Толкования на Псалтирь 133:2

Воздвигните руки ваши к святилищу, и благословите Господа.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

В нощех воздежите руки ваша во святая. Говорит, что пребывают они в нощи, как не сподобившиеся еще просвещения Духом Святым

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

В нощех воздежите руки вашя во святая и благословите Господа

Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «свято» (αγίως). Третий (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «священно» (ηγιασμένως). «И благословляйте Господа». Для чего сказал он: «ночью»? Желая научить нас, чтобы мы не всю ночь тратили на сон, и показать, что тогда молитвы бывают чище, когда легче ум и меньше забот. Если же ночью должно ходить во святилище, то представь, может ли получить прощение тот, кто и дома не совершает молитв в это время. Пророк поднимает тебя с постели и ведет к храму, заповедуя проводить там ночь; а ты, и оставаясь дома, не делаешь этого. Хорошо сказано: свято; этим внушается, что молиться должно без порочных помыс­лов, без памятозлобия, без любостяжания, без всякого дру­гого подобного греха, губящего душу. «И благословляйте Господа». Совершенное благословение бывает особенно тогда, когда с словами согласна и жизнь, когда ты делами прославляешь соз­давшего тебя Бога, по слову Евангелия: «да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16).

Беседы на псалмы. На псалом 133

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«В нощех воздежите руки ваша во святая, и благословите Господа». Указав место, указует и время; потому что песнопению прилична ночь, доставляющая великое безмолвие и свободная от многих мятежей. Воздевать же руки повелевает и утвердившийся обычай.

Евфимий Зигабен (†1118)

В нощех воздежите (воздавайте) руки ваша во святая (святых), и благословите Господа.

Не проводите, говорит, братия, целые ночи во сне, но пробуждаясь ночью поднимайте руки ваши ко святому святых, где Бог называл Себя обитающим по причине пребывающей там благодати, и прославляйте Господа особенно в ночное время, когда и ум легче и больше имеет спокойствия и времени. А если Давид повелевает древним Иудеям вставать с одра ночью и идти в храм Господень на молитву, то какое извинение может иметь тот христианин, который не молится даже и в дому своем, как замечает божественный Златоуст, но спит всю ночь. Без сомнения никакого.

Слова Феодорита: И божественный Павел положил в закон во всяком месте воздевать чистые руки, а особенно должно приносить должное Богу поклонение в местах посвященных Ему. А указав место молитвы, он указывает и время; так как приличное песнопению время есть ночь, как доставляющая спокойствие и свободная от многих беспокойств. Ибо душа, по словам Никиты, должна находиться в таковом состоянии, чтобы могла воспоминать единого Бога. Находясь в таковом состоянии, мы в молитве преклоняем колена и закрываем глаза, наводя как бы ночь на глаза, чтобы какое либо явление не развлекло ума.Великого Василия: Замечай, что не сказано: прострите, но вознесите: ибо кто ищет горнего, тот возносит; а простирает тот, кто требует помощи в телесном. Итак, этот вид молитвы обыкновенен у святых. Но, быть может, сими словами открывает и некую глубочайшую мысль, что кто производит великие, небесные и высокие дела, тот, имея как бы вознесенную деятельную силу, представляется возносящим и руки. А кто производит низкое что либо и земное и тленное, тот имеет руки долу висящими и опущенными; это дает разуметь догадочно и повествование Моисея. Когда он руки возносил, Израиль становился крепче; а когда опускал руки, тогда усиливался Амалик; это значит то, что когда упадает наша деятельная сила, тогда усиливается все, противоборствующее нам; а когда она возвышается и возносится, то зрение становится в нас сильнее, по которому и называемся Израилем. Другой говорит: воздевайте руки, т. е. действия ваши, и смело покажите Богу дела ваши. А это слово учит целомудрию; так как никто из проводящих ночи в невоздержании не может возносить рук к Богу (в толков. на 1 гл. Исаии ст. 15).

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

В но́щех воздежи́те ру́ки ва́ша во свята́я, и благослови́те Го́спода.

С Евр.: «Во время ночи воздвигните руки ваши ко святилищу и благословите Господа». «Пророк говорит в нощех, желая научить нас, чтобы мы не всю ночь тратили на сон, и показать, что тогда молитвы бывают чище, когда легче ум, и меньше забот» (Злат.). Воздевать руки ко храму, святилищу или к кивоту было в обычае у Иудеев.

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Се, ныне благословите Господа, вси раби Господни, стоящии в храме Господни, во дворех дому Бога нашего.

По возвращении из плена евреи позаботились о восстановлении правильного богослужения по закону Моисея. Благочестивый писатель и побуждает левитов и священников к достойному выполнении обязанностей служения при храме. Видом этого служения должна быть и ночная молитва пред Богом, за каковое ревностное служение Господь наградит достойно Его чтущих (1-3 ст.). В словах «благословите Господа во время ночи», призывающий к постоянному бодрствованию и славословию Бога, основание к употреблению его на полуночнице.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Ст. 1-3 Се, ныне благословите Господа, вси раби Господни, стоящии в храме Господни, во дворех дому Бога нашего. В нощех воздежите руки вашя во святая и благословите Господа. Благословит тя Господь от Сиона, сотворивый небо и землю

Этот псалом составляет последнюю из песней степеней и содержит в себе обращение к священникам и левитам и ночью не переставать молиться и хвалить Господа во святилище (во святая) и взаимное благожелание со стороны последних. Некоторые толковники думают, что в ст. 1-2 заключаются слова левитов сменяющим их на страже другим левитам и в ст. 3 благожелание последних. Другие толковники слова первых двух стихов считают обращением к священникам входящих во двор храма богомольцев (в большие праздники целую ночь приносились жертвы от частных лиц), а слова стиха третьего – благожеланием богомольцам от священников. Воздежите – подымайте.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

В нощех воздежите руки вашя во святая и благословите Господа

Слово в нощех, по переводу с еврейского, принадлежит к изречениям предыдущего стиха, но оно, без изменения смысла речи, может быть рассматриваемо и в связи с изречениями сего, 2-го, стиха. В этом стихе псалмопевец увещавает рабов Божиих, чтобы они ночное время, когда повсюду настают спокойствие и тишина, особенно благоприятствующие молитвенному прославлению Бога, употребляли на молитву; чтобы они, в нощех воздевая руки к святилищу (во святая), где находились очистилище и кивот Господень, молились Богу и благословляли имя Его, как поступал и пророк Давид, который говорит о себе: «Полунощи воставах исповедатися Господеви» (Пс. 118:62). Братие, как бы так говорит псалмопевец, не проводите целые ночи во сне, но, пробуждаясь ночью, поднимайте руки ваши ко Святому Святых, где Бог называл Себя обитающим, по причине пребывающей там благодати Его, и прославляйте Господа, особенно в ночное время, когда и ум легче, и сами вы больше имеете времени и спокойствия.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible