Скрыть
Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах;

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 6-7 В морях, и во всех безднах. Возводя облаки от последних, земли. Говорит это потому, что землю отвне объемлют моря, из которых возводит облака. Молнии в дождь сотвори. И это есть знамение боголепной силы — смешивать вместе огнистые молнии и воду. Изводяй ветры от сокровищ своих. Словом «сокровища» изобразил непостижимость для людей природы ветров. Подобно же это сказанному Господом: дух, идеже хощет, дышет, и глас его слышиши, но не веси, откуду приходит, и камо идет (Ин. 3,8).

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

вся, елика восхоте Господь, сотвори на небеси и на земли, в морях и во всех безднах

Что Бог несравненно превосходит всех, это Он показывает, приводя величайшее доказательство Его могущества и тем объясняя, что прежнее сказано им по не­мощи слушателей. Когда он только указывает на этот предмет, то говорит о неважном; а когда подтверждает, объясняет и доказывает Его величие, то представляет великие дела Его. Какие же он потом представляет дела, достойные Бога и свойствен­ные Ему одному? Посмотри: «все, продолжает он, что восхотел Господь, сотворил на небе и на земле, в морях и во всех безднах». Видишь ли всесильное могущество? Видишь ли источник жизни? Видишь ли непреодолимую силу? Видишь ли несравненное превосходство? Видишь ли власть, не встречающую никаких препятствий? Видишь ли, как для Него все легко и удобно? «Все, говорит, что восхотел Господь, сотворил». Скажи мне: где? «На небе и на земле»; не только здесь, но и на небе; не только на небе, но и на земле; и не только на земле, но и «в морях и во всех безднах». «Бездною» он называет преисподние места земли, равно как словом: «на небе» выражает и места выше небес. Несмотря на обширность их, воля Его нигде не встре­чает препятствий, но проникает все, и, что подлинно удиви­тельно, Создавший это создал не с трудом, не с усилием, не повелением, но хотением; Он только захотел, и дело со­вершилось. Видишь, как Он показал и легкость творения, и множество созданий, и власть неограниченную? Затем, не говоря о самом небе и море, излагает то, что находится в них, и притом не все, находящееся в них, но, оставив находящееся на небе, хотя оно особенно дивно, говорит о том, что близ неба. Почему? Потому, что те предметы, хотя и велики, но мно­гим неизвестны, а эти, хотя и меньше, но открыты и очевидны для всех. Так как он говорил людям, которые не столько верою руководились к разумению предметов невидимых, сколько занимались предметами видимыми, то отсюда он и на­чинает учение, делая сам то же, что внушал делать дру­гим. Что же именно? Воспевать Бога за дела Его, возносить Ему хвалы, изучая каждое дело Его и за каждое славословя Его. Увещевая хвалить Бога, он часто говорил: «хвалите имя Господне, хвалите, рабы Господни» (Пс.134:1); а теперь показывает и то, как должно хвалить, именно: исследуя состав творений, удив­ляясь и изумляясь премудрости, промыслу, могуществу, попече­нию Его. Отсюда мы научаемся, что существует не одно наше море, но что много морей, различных и беспредельных, по­тому что он говорит: «в морях и во всех безднах». Так моря Каспийское, Индийское, Чермное – почти отделены от этого моря, а вне – Океан, окружающий землю.

Беседы на псалмы. На псалом 134

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Вся елика восхоте Господь, сотвори на небеси и на земли, в морях и во всех безднах». Приведенное в бытие соразмерно не силе, но воле; потому что мог создать во много крат большее число и гораздо больших тварей, но восхотел сотворить именно столько и таких тварей. Впрочем Ему принадлежат все твари, небо и все небесное, земля и все земное, море и все, чтó в нем. «Безднами» же называет Пророк безпредельное множество вод. Слово: «моря» употребил во множественном числе, потому что одно море делится на многия. Так есть Атлантический залив, океан, моря: Тирренское; Иопийское, Эгейское, Аравийское, Индийское, понт Евксинский, Пропонтида, Геллеспонт и другия моря многочисленнейшия сказанных.

Евфимий Зигабен (†1118)

Вся елика восхоте Господь, сотвори на небеси и на земли.

То же самое сказал в 113м псалме: Бог наш на небе и на земле, все, что восхотел, Он сотворил.

Феодорита: С сим согласно следующее: В величии и красоте тварей, по умозаключению, можно видеть виновника бытия их (Прит. 13, 5). Также Апостольские слова: Ибо невидимое Его от самого сотворения Мира делается видимым чрез рассматривание тварей. И Давид теперь из творения показывает могущество Божие, и говорит, что произведения их соразмерны не силе, но хотению Его: потому что Он мог создать многократно столько же тварей и гораздо огромнее, но Ему угодно было создать столько и таких свойств. Златословесного: И, что особенно удивительно, Он сотворил без труда и напряжения, не по повелению, но одним хотением: стоило только восхотеть, и вдруг последовало самое дело. И как у нас xoтениe не производить утомления, так и у Него произведение столь многих и столь великих сил. Сие и пророк показал, говоря: все что восхотел, сотворил на небе и на земле. Видишь ли, что не только к созданию земных, но и к творению небесных сил достаточно было одно xoтениe Его? Примечаешь ли, как вместе с тем представил и легкость и изобилие творений и беспрепятственную власть? Оригена: Все творения Господни на небе и на земле, в морях и в безднах, как произшедшие по воле Божией, хороши. А хотя и сделался кто либо на небе злым, как то духи злобные, или на земле, каковы грешные люди, или в морях, как злоба дракона, или в безднах, как лукавство тех, которым поведено туда идти; но зло сие не Бог сотворил по своему хотению: ибо из уст Всевышнего не может выходить и зло и добро (Плач Иep. 3, 38).

В морях и во всех безднах.

Давид морями называет различные заливы одного моря: потому что собрания вод (Бог) назвал морями (Быт. 1, 10). А безднами называет подземельные, неиспытанные. Внутри, говорит, тех и других Бог сотворил содержащаеся животные, растения, воодушевленные и бездушные вещи, какие Ему угодно было. За сим он прославляет некоторые досточудные дела Божии, оставя большие, чтоб и из низших творений показать величие и достопамятность Творца.

Феодорита: Безднами называет безмерное множество вод, а назвал моря во множественном числе потому, что одно море разделялось на многие моря, как то на заливы: Атлантический, Тирринский и Ионический, Егейский, Аравийский, Индийский, Евксинский и другие моря (Морские заливы).

Толковая Библия

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Вся ели́ка восхоте́ Госпо́дь, сотвори́ на небеси́ и на земли́, в моря́х и во всех бе́зднах.
 

Во всех безднах. «Безднами пророк назвал, – говорит бл. Феод., – безпредельное множество вод», или, по св. Златоусту, – «преисподния места земли». С Евр.: «Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах».

Толкование на Псалмы

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Возводя облаки от последних земли, молнии в дождь сотвори, изводяй ветры от сокровищ своих

Возводя облаки и д., так как облака на далеком горизонте, по-видимому, появляются, восходят на концах земли; молнии в дождь, так как за молнией следует дождь. Сокровища – в них Бог сохраняет ветры как бы заключенными.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 5–7 Яко аз познах, яко велий Господь, и Господь наш над всеми боги: вся, елика восхоте Господь, сотвори на небеси и на земли, в морях и во всех безднах. Возводя облаки от последних земли, молнии в дождь сотвори, изводяй ветры от сокровищ Своих

По мнению некоторых толковников, в изречениях 5-го стиха указывается еще причина (четвертая), по которой Господь Бог должен быть хвалим и прославляем. Увещаваю и приглашаю всех, как бы так говорит пророк, славить Господа, потому что я познал (яко аз познах), как велик Господь Бог наш; я знаю, что, по Его всемогущей силе и неизмеримому величию, Он имеет несравнимое превосходство пред всеми другими богами.

Откуда же это познал пророк? Из особого откровения Божественного? Но он не говорит о том. Без сомнения, он просвещен был тем «Светом, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1:9), и теми путями и способами, какими просвещаются и все другие, чтущие Бога, и истинные ревнители славы Божией (см. Рим. 1:19–21).

Затем пророк перечисляет те великие действия всемогущей силы Божией, которую явил Он при сотворении мира. «Господь, – по переводу с еврейского, – творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах. Возводит облака от края земли, творит молнии среди дождя, изводит ветр из хранилищ Своих». Величие Свое Господь проявил в великих делах творения мира. Когда Ему угодно было, когда восхотел, тогда и сотворил все, и на небе, и на земле. В стихе 6 повторяется то, что буквально сказано в Пс.113:11, то есть, что Бог – Творец неба и земли, и сотворил все то, что Ему было угодно. А боги язычников ничего не делают и не могут ничего сделать, как бездушные истуканы. Господь сотворил все, что есть в морях и во всех безднах. Под именем морей, конечно, разумеет «собрания вод», которые Самим Творцом названы «морями» (Быт.1:10); а безднами называет неизмеримые глубины морские и такие подземельные и неисследованные места, которые неизвестны человеку, но, тем не менее, они содержат в себе животных, растения, одушевленные и бездушные вещи, какие угодно было Богу сотворить и поместить в них. Далее приводит несколько примеров чудных дел Божиих из тех, которые в глазах наших часто совершаются, хотя нам и неизвестны иногда причины их.

Таково, во-первых, «возведение облаков от последних земли», как говорит о сем и пророк Иеремия (Иер.10:13), когда нам представляется, что откуда-то, из самых отдаленных мест, поднимаются облака и так называемые дождевые тучи, которые легко носятся по воздушным пространствам, несмотря на громадную тяжесть содержащейся в них водной массы, и эти облака иногда разрешаются над нами дождем, иногда проносятся мимо, по мановению десницы Божией; в то же время, вместе с дождем, изливаемым на землю, сверкают огненосные молнии, от которых нередко происходят пожарные бедствия; и, что особенно замечательно, при одновременном действии молний и дождей, те и другие не противодействуют друг другу, так что ни молния, несмотря на свое огненное и пламеноносное свойство, не истребляет и не иссушает дождевой воды, ни, наоборот, дождевая вода быстрым своим устремлением не погашает молнии.

Молнии в дождь сотвори – это значит, что велий Господь соединил несоединимое, по природе противоположное, молнии с дождем, огонь с водою, и что, по замечанию блж. Феодорита, «молниеносный огонь, пробегая по водам, и вод не согревает, и сам не угасает» [6, с. 637]. Наконец, та же Божественная всемогущая сила изводит ветры от сокровищ Своих, т.е. из сокровеннейшей Божией силы, из неисчерпаемых источников премудрости Своей. «Словами: от сокровищ Своих, – говорит св. Иоанн Златоуст, – пророк выражает не то, будто есть сокровищницы ветров, но то, как легко Бог управляет ими»; а блж. Феодорит замечает: «едва даст свое мановение Бог, повсюду являются ветры» [6, с. 637]. И св. Афанасий говорит: «Словом сокровища пророк изобразил непостижимость для людей природы ветров» [3, с. 404].

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible