Скрыть
луну и звезды – для управления ночью, ибо вовек милость Его;

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 7-9 Сотворшему светила велия единому: яко в век милость его: солнце во область дне: яко в век милость его: луну и звезды во область нощи: яко в век милость его

Если все это показывает Его силу и премудрость, то вместе показывает и великое Его человеколюбие. То, что все это так величественно, прекрасно и прочно, возвещает о силе и пре­мудрости; а то, что оно сделано для нас и для нашей пользы, возвещает о человеколюбии и постоянной благости Его. Видишь ли, как «во век милость Его»? Не на десять и не на двадцать лет Он сотворил это, и не на сто, двести, или тысячу лет, но продолжил на всю жизнь нашу. Выражая это самое, пророк и прибавляет в каждом стихе: «ибо в век милость Его». Поразительно и то, что Он, сотворив это и предоставив нам в начале, не лишил и тогда, когда человек преступил заповедь, но что дал ему, когда еще он не согрешил, то оставил в наслаждение ему и после грехопадения, и не воспрепятствовал пользоваться этим после греха. Притом Он сотворил не одно только небо, но и другое, показав в самом начале, что Он не оставит нас на земле, но переселит туда. Если бы Он не хотел переселить нас туда, то для чего и создано было бы небо? Эта стихия для Него самого не нужна, потому что Он ни в чем не имеет нужды; но, желая нас с земли переселить туда, Он приготовил тамошние обители.

Вот почему и пророк, зная это, в каждом стихе прибавляет: «во век милость Его», удивляясь Его человеколюбию. Другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) слова: «для управления днем», передает так: «владеет днем» (επικρατειν). Третий (неизвестный переводчик): «во область ночью» (εν νυκτί).

Беседы на псалмы. На псалом 135

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Аллилуия

И сию песнь пророческая благодать сложила для возвращавшихся из плена Иудеев, многими вразумлениями доставляя им пользу.

Исповедайтеся Господеви, яко благ: яко в век милость Его

Принесите Богу, говорит Пророк, благодарственную песнь, памятуя ниспосланныя Им блага и удивляясь безмерной Его милости.

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 7-9 Сотворшему светила велии единому; яко в век милость Его. Солнце во область дне; яко в век милость Его. Луну и звезды во область нощи; яко в век милость Его

Благодарите, говорит, Господа, Который сотворил два светила большие, светило большое в начальствие над днем, и светило меньшее для управления ночью и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светили на землю и управляли днем и ночью (Быт. 1, 16).

Феодорита: Прилично с каждым словом песнописец соединяет вечную милость: потому что человеколюбец не по нужде, но по одной благости сотворил все. Златоуста: Что произведены столь великие (светила), прекрасные и достаточные, это показывает силу и премудрость, а что произведены для нас и для нашей пользы, это явно открывает, вечную благость. Василия: Светила сии велики не потому, что они больше меньших звезд, но потому что имеют объем достаточный к тому, чтобы изливаемыми из них лучами осиявать небо и воздух и вместе распростираться по всей земле и морю. Его же: иное есть благодетельность света, а иное тело, в котором находится свет. Ибо сиe солнце (т. е. солнечный круг) и сей пресветлый свет, будучи различны по природе, соединены силою Творца их. А день есть мера времени, в которое солнце в полушарии пребывает над землею; что же днем есть тень, то (надобно представлять себе) ночью составляет природу тьма. Златоуста: Смотри, какая странность в солнце. Огонь по природе стремится вверх, всегда сильно поднимается в высоту, постоянно рвется; и хотя бы ты употребил бесчисленные способы принуждения и насилия, он не может удержаться от стремления от земли вверх. Так неоднократно взяв зажженную лучину и вдруг повернув ее вниз, мы не могли заставить огонь обратить стремительность свою туда же; он все поднимается выше, и снизу усиливается бежать вверх. А с солнцем Бог поступил совершенно напротив того: Он лучи его обратил к земле и заставил свет стремиться вниз,: как бы приказывая ему так: смотри вниз, свети людям.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 6–9 Утвердившему землю на водах: яко в век милость Его. Сотворшему светила велия единому: яко в век милость Его: солнце во область дне: яко в век милость Его: луну и звезды во область нощи: яко в век милость Его

В сих стихах пророк приглашает народ израильский воздать славу и благодарение Творцу за Его творческие милости. Хотя он говорит о творении неба и земли и великих светил небесных не в том порядке, как это рассказано в бытописании Моисея, тем не менее, упоминая кратко о сих творениях, он не выражает противоречия с сказанием бытописателя. Так, у последнего сказано, что Господь Бог в начале сотворил небо и землю, но земля та не имела определенного вида нынешней суши, отделенной от воды, и только после уже, чрез известный период времени, называемый днем и ночью, Господь отделил воду от земли, указал ей место во вселенной и «утвердил ее на водах», как сказано это и у пророка, и не только здесь, но и в другом псалме (Пс. 103:5): «Основаяй землю на тверди ея: не преклонится в век века». В таком устроении и утверждении земли можно усматривать троякую милость Божию.

Во-первых, эта милость усматривается в том, что Бог сотворил землю из ничего и отдал ее на службу человекам; во-вторых, в том, что Он отделил воду от земли, указал ей (воде) свое место в ряду других творений и также, со всеми живущими в ней тварями, отдал на службу человеку; и в-третьих, Он дал человеку силы и средства располагать и употреблять на свою пользу столь обширные пространства материков и островов, рек и морей.

«Какое чудное, – говорит св. Иоанн Златоуст, – свойство и вышеествественный порядок в сем произведении! Ибо в порядке природы то, чтобы вода держалась на земле, а не земля на водах. Притом, как часто малому камню, падшему в воду, она уступает, раздается и пропускает его в самую бездну. Итак, когда ты увидишь, что не малый камень, а вся земля держится на поверхности вод и не погружается, то подивись силе, столь вышеестественно устроившей сие» [7, с. 1064]. «Исповедайтеся, – продолжает пророк, или, что то же, «благодарите Господа», – Который сотворил, светила великия: солнце для управления днем, луну и звезды для управления ночью, причем при каждом отдельном изречении прибавляет: ибо во век милость Его.

На сие блж. Феодорит замечает: «Прилично с каждым словом песнописец соединяет вечную милость: потому что Человеколюбец не по нужде, но по одной благости сотворил все» [7, с 1064].

А св. Иоанн Златоуст говорит: «Что произведены столь великие светила, прекрасные и достаточные, это показывает силу и премудрость, а что произведены для нас и для нашей пользы, это явно открывает вечную благость» [7, с 1064]. И еще тот же св. Иоанн Златоуст о солнце замечает: «Смотри, какая странность в солнце. Огонь по природе стремится вверх, всегда сильно поднимается в высоту, постоянно рвется; и хотя бы ты употребил бесчисленные способы принуждения и насилия, он не может удержаться от стремления от земли вверх. Так, неоднократно взяв зажженную лучину и вдруг повернув ее вниз, мы не могли заставить огонь обратить стремительность свою туда же; он все поднимается выше, и снизу усиливается бежать вверх. А с солнцем Бог поступил совершенно напротив того: Он лучи его обратил к земле и заставил свет стремиться вниз, как бы приказывая ему: так смотри вниз, свети людям» [7, с 1065].

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible