Скрыть
Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 12-13 Яко тма ея, тако и свет ея. Как для меня темна ночь, так для Тебя светла. Говорит же об утробах, что они порождают страх. Всегда боялся я Тебя, говорит пророк, потому что всегда имел пред очами суд Твой. Восприял мя еси из чрева матере моея. Не без причины стяжал я страх Твой, потому что, когда был я еще во чреве, охраняло меня промышление Твое.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Яко ты создал еси утробы моя, восприял мя еси из чрева матере моея

Какая связь этих слов с вышесказанными? Близкая и весьма тесная. Сказав о столь великой силе Божией, пророк теперь показывает, что эту силу Он употребляет на пользу людям и на благодеяния.

Чтобы кто-нибудь из неразумных не сказал: что мне в том, что Он велик, силен и предведущ? – покажи, полу­чаем ли мы отсюда какую-нибудь пользу, – он присовокупляет: «Ты создал внутренности мои», разумея под частью це­лого человека. А это немало являет славу и промышление – быть стяжанием Божиим, потому что Кто «создал», тот и пе­чется и промышляет. Объясняя это, он и присовокупляет дальнейшие слова: «воспринял меня от чрева матери моей», т.е., всегда Ты ограждал меня, промышлял о мне, охранял меня, с первого моего возраста, от самых пеленок, и все, о чем я сказал, Ты доказал делами.

Беседы на псалмы. На псалом 138

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Яко Ты стяжал еси утробы моя». Не просто говорю сие, но предвещаемый Твоею благодатию, от Тебя прияв озарение помыслов. Ибо «утробами» назвал здесь Пророк помыслы. Поелику вожделевательная сила заключена в утробе, а помыслы приемлют на себя приражение оной; то помыслы назвал посему «утробами».

«Восприял мя еси из чрева матери моея». Ты стал для меня и пестуном, и попечителем, и наставником, и едва только исшедши из матерняго чрева, пользовался я Твоим о мне промышлением.

Евфимий Зигабен (†1118)

Яко Ты стяжал ecи утробы моя.

Златословесный говорит, что Давид под внутренностями разумеет всего себя, выражая частию целое. Ты, говорит, Господи, стяжал меня и сделал своею собственностью, удостаивая промысла и попечения своего, так как кто приобретает что либо, тот и заботится о приобретаемом.

Слова Григория Богослова: Если же, как изъясняют некоторые, внутренности (почки) суть образ силы вожделевательной, то к Тебе, говорит, устремлю вожделение мое, а не к чему либо другому враждебному и опасному. Божественного Кирилла: И почки могут быть образом внутреннего действия силы различения в уме, по которому должно отвергать то, что обыкновенно причиняет вред, и почитать достожеланным и достойным приобретения все полезное, согласно с сею заповедью: все испытывайте; хорошего держитесь; от всякого вида и зла удерживайтесь. Итак, поелику почки суть частицы способные к произведению отделения в теле, ибо очень хорошо они делают лишнее и годное и полезное вносят в природу, то посему прилично принимать почки за различение ума. Посему почки святых священны и составляют дар Богу, т. е. различение в уме, которое они имеют. Ибо преданные Богу подобны менялыцикам денег и скупым, которые никогда не принимают поддельной монеты, и весьма верно оценивают ту, которая может доставить выгоду. Никиты: Это может сказать (т. е. слова: Ты стяжанием своим сделал внутренности мои) и тот, кто ведет жизнь безбрачную и предал внутренности свои (почки) Богу. Божественного Григория Фессалонитского: Ты стяжанием своим сделал почки мои, не только, говорит, сделал своею всю вожделевательную силу души моей, но и то, что возжигает пламень сего вожделения в теле, обратившись к носящей его (быть может душе), чрез нее возлетает к Тебе, к Тебе привязывается и к Тебе прилепляется: ибо как у тех, которые пристрастны в чувственным и тленным удовольствиям, все душевное вожделение истощается в плоть, почему и они всецело становятся плотями, и Дух Божий не может пребывать в них; так и у тех, которые возносят ум свой к Богу и привязали душу свою к божественной любви, и плоть преобразуется, некоторым образом совозносится с ними и наслаждается с ними божественным общением, становясь и сама стяжанием и жилищем Божиим, не имея более в себе скрывавшейся в ней вражды против Бога, и не похотствуя против Духа (Добротолюбие на греч. 960 стр).

Восприял мя ecи (заступал меня) из чрева матери моея.

Господи, сказал Давид в 70 псалме, от чрева матери моей Ты мой покровитель, т. е. от самых пелен и от самого первого возраста Ты, Господи, покрывал меня.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Я́ко Ты созда́л еси́ утро́бы моя́, восприя́л мя еси́ из чре́ва ма́тере моея́.

С Евр.: «Ибо Ты устроил внутренности мои, и соткал меня во чреве матери моей». Ты стяжал – взял в свое попечение утробы моя, т.е. все, что находится во мне, всего меня; от самого рождения, меня охраняло Твое промышление. «Ты ограждал меня, промышлял о мне, охранял меня, с первого моего возраста, от самых пеленок» (Злат. и Афанасий).

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 13-16 Яко ты создал еси утробы моя, восприял мя еси из чрева матере моея. Исповемся тебе, яко страшно удивился еси: чудна дела твоя, и душа моя знает зело. Не утаися кость моя от тебе, юже сотворил еси в тайне, и состав мой в преисподних земли. Несоделанное мое видесте очи твои, и в книзе твоей вси напишутся: во днех созиждутся, и никтоже в них.

Ты соткал меня во чреве матери, дивно устроил меня и все время моей жизни записано в книге Твоей

«Устроил внутренности» - Тебе известна моя природа, мой состав как душевный, психический, так и внешний, физический. - «Соткал меня во чреве матери» - организм человека со всеми его членами представляется стройным и сложным в своем строении наподобие хитрых и узорных тканей, где каждая нитка и линия служат общему рисунку и прочности ткани. Тебе известны мои «кости, когда я был созидаем во глубине утробы». Твое знание меня - полно и глубоко, оно обнимает не только мое внешнее строение, мой внешний вид, но и внутренние мои органы, мои кости еще с самого момента их образования и развития в утробе матери. - «Зародыш мой видели очи Твои» - Ты знаешь мой первоначальный состав, который, как зерно для растения, заключает в себе его будущий вид и ценность, т. е. Ты знаешь все, что из меня должно произойти. - «В Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные» - Ты знаешь срок, продолжительность моей жизни еще ранее, чем я родился.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Яко ты создал еси утробы моя, восприял мя еси из чрева матере моея

Так и должно быть; Бог должен знать самые сокровенные людские действия, потому что (яко) человек с детства в глубине существа своего поддерживается Богом, и за эти благодатные и чудесные отношения Его к человеку Ему принадлежит хвала. Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 13–14 Яко Ты создал еси утробы моя, восприял мя еси из чрева матере моея. Исповемся Тебе, яко страшно удивился еси: чудна дела Твоя, и душа моя знает зело

Здесь, как видно, опять недостало слов у пророка для выражения его мыслей и чувств. К слову создал, в подстрочном примечании в славянской Псалтири добавлено: «стяжал». А это значит: «приобрел в собственность, завладел». Кто создал, устроил, тот и овладел, сделался хозяином и знает свой предмет, устроенную им самим вещь, лучше, чем кто-либо другой (в соответствующем значении употреблены: possedisti в Вульгате, а в греческом). Весь 13-й стих, по переводу с еврейского, читается так: «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей».

По изъяснению св. Иоанна Златоуста, под внутренностями пророк разумеет всего себя, выражая частию целое. «Ты, говорит, Господи, стяжал (сотворил) меня и сделал Своею собственностью, удостоивая Промысла и попечения Своего, так как кто приобретает что-либо, тот и заботится о приобретаемом» [7, с. 1084]. При внимательном прочтении сего псалма и после тщательного рассмотрения хода мыслей в этом псалме, оказывается, что 13-й стих имеет причинную связь не с изображением только пророком вездесущия Божия, а с главною мыслию этого псалма, выраженной в 1-м стихе его словами: «Господи, Ты испытал и знаешь меня», – и проникающей весь изъясняемый псалом. Изречениями сего стиха (пер. с евр.) пророк дает понять, что Бог все видит и все знает потому, что Он находится везде и все проникает, будучи независим и неограничен ни пространством, ни временем. Другое основание всеведения Божия вообще и, в частности, в отношении человеческой природы, заключается в том, что Бог есть Творец вселенной и человека и, как Творец, без сомнения, в совершенстве знает Свои творения. На это именно основание пророк и указывает здесь. Ты, Господи, говорит, знаешь меня в совершенстве, во всех отношениях, потому что Ты мой Творец, Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Самое возникновение моей жизни, ее постепенное развитие во всех ее частностях и подробностях и ее конец находятся в полной от Тебя зависимости: мое зачатие, таинственное развитие в утробе матери и мое рождение суть действия всемогущества Твоего и осуществление Твоей премудрой мысли (ср. Иов. 10:9–11).

Проникнутый такими мыслями и чувствами и воодушевляемый сознанием своего недостоинства, пророк взывает: Исповемся Тебе, яко страшно удивился еси, – то есть, быв поражен размышлением о величии и чудесах неисчерпаемой премудрости Божией, проявившихся в устройстве человеческого организма, он не мог удержаться от выражения чувств удивления и восторга при виде дел Божественной премудрости: «Славлю Тебя, – говорит, – потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это» (пер. с евр.). Поистине, человек дивно устроен, и при устроении его совершено Господом множество дивных дел! И чем более новейшая наука изучает человеческий организм, тем больше открывает здесь Божественного всемогущества и премудрости, хотя она еще и до сих пор не может похвалиться, что здесь она все уяснила и все постигла.

А потому и последнее выражение: и душа моя знает зело – нужно, по словам св. Иоанна Златоуста, понимать так, что душа моя вполне сознает, как непостижимы чудные дела Божии: «Ты создал меня, но я не знаю, как создал, Ты промышляешь, но я не могу обнять умом всего Твоего промышления, Ты везде присутствуешь, но я не постигаю и этого».

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible