Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Они говорят против Тебя нечестиво; суетное замышляют враги Твои.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Ириней (Орда), еп. (†1904)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Афанасий Великий, свт. (†373)
Ст. 19-20 Аще избиеши грешники Боже. Зная, какие постигнут их наказания, как бы отлучает их от себя. Мужие кровей, уклонитеся от мене, яко ревниви есте в помышлениих. Называет причину, по которой изгоняет от себя грешников, и говорит: изгоняются они, потому что прекословят и противоборствуют Богу, напрасно превозносясь и надмеваясь человеческою жизнью.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Яко ревниви есте в помышлениих, приимут в суету грады твоя
Другой (Симмах): «которые выразили против тебя помышление» (οιτινες αντελάλησάν σοι διαλογισμόν). Третий (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «потому что огорчили тебя злоумышленно» (οτι παρεπίκρανάν σε εν κακοβουλία). Смотри, как он не ищет своего, но за оскорбление Бога удаляется и избегает общения с ними. Для иудеев и то было причиною погибели, что они сообщались с людьми порочными. Потому они и получили закон, были отделены законом от таких людей, получили заповедь избегать браков с ними и, вышедши из Египта, сорок лет воспитывались отдельно в пустыне. Потому закон и назывался ограждением, как ограждавши их со всех сторон и удерживавший от общения с порочными людьми, потому что они по нраву своему легко обольщались, увлекались и изменялись. «Но тщетно они будут владеть городами Твоими». Другой (Акила): «вознеслись тщетно противники твои» (επήρθησαν ματαίως αντίζηλοί σου). Третий (неизвестный): «враги твои» (οί εχθροί σου). Он потому избегает и уклоняется их, что они вознеслись против славы Божией, что поступали беззаконно, что произносили слова богохульные.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Яко ревниви есте в помышлениих, приимут в суету грады твоя.
См. Толкование на Пс. 136:19
Евфимий Зигабен (†1118)
Яко ревнивы есте в помышлениих.
Отойдите, говорит, не сообщайтесь со мною вы, которые из людей стали убийцами: потому что вы ревнивы, т. е. честолюбивы и любите возмущать спокойствие и злонамеренными рассуждениями и, как перевел другой, худыми советами.
Приимут в суету грады Твоя (во владение).
Выше упомянутые, продолжает, беззаконные люди напрасно будут обитать в городах Твоих, Господи; так как всякий город и вся земля принадлежит Господу; ибо Господня земля и что наполняет ее (Псал. 23, 1). Почему же таковые будут обитать в них напрасно? потому что они пребудут бесплодны для добродетели, и не получат, по словам Феодорита, от закона никакой пользы.
Другой говорит: Напрасно вознеслись соперники твои; почему и Златословесный рассуждает: Давид потому убегает тщательно от злых, что они вознеслись против славы Божией, что противоречат и противоборствуют Ему и злословят Его, и что они напрасно жили в городах. A Kapпaфийcкий некто (быть может Иоанн Карпаф.), которого слова приводятся в своде Никиты, говорит: Таковы и еретики: они для спора и напрасно принимают Божии города, т. е. изъясняют писания. Но когда они гонят нас из одного города, т. е. изречения, мы прибегаем к другому, ибо чрез сравнительное рассматривание сих изречений открывается искомое (понятие о предмете спорном). Ибо не успеем исполнить писание, как Господь приидет и уяснит нам пред своим светом истину.
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
С Евр.: «Они говорят против Тебя нечестиво; суетное замышляют враги Твои». «Пророк, – говорит св. Афанасий, – показывает причину, по которой изгоняет от себя грешников, и говорит, что они изгоняются потому, что ревниви, прекословят и противоборствуют Богу, напрасно превозносясь и надмеваясь человеческою жизнию». «Тем паче я, говорит пророк, буду чуждаться общения с грешниками (мужами кровей), зная их упорный нрав; потому что не терпят добрых советов, но отвергают их по непреклонности сердца. Приимут в суету грады Твоя. Не вопреки справедливости избиваешь Ты их, но потому, что напрасно заселяют грады, никакой пользы не извлекая из Твоих законов» (Бл. Феод.). Акила перевел: «вознеслись тщетно противники Твои». «Он (т.е. псалмопевец), – говорит св. Злат., – потому избегает и уклоняется их (нечестивых), что они вознеслись против славы Божией, что поступали беззаконно, говорили слова богохульные».
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 19-22 Аще избиеши грешники, Боже: мужие кровей, уклонитеся от мене. Яко ревниви есте в помышлениих, приимут в суету грады твоя. Не ненавидящыя ли тя, Господи, возненавидех, и о вразех твоих истаях? Совершенною ненавистию возненавидех я: во враги быша ми
Твое величие вызывает во мне ненависть ко всем нечестивым, осмеливающимся порицать Твое имя
Если в писателе псалма развито так глубоко понимание величия Божия во всем тварном, то все, «кто говорит против Него нечестиво», кто оскорбляет и унижает Господа, является его врагом, с которым он не желает иметь никакого общения.
Ириней (Орда), еп. (†1904)
Яко ревниви есте в помышлениих, приимут в суету грады твоя
Нечестивцы, которых осталось немного, и которые негодуют на самого Бога, думают в себе: пусть Господь дает им (благочестивым, верующим) на время города Палестины, пусть делает их господствующею партией, – все это напрасно (в суете), мы победим их.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 19–20 Аще избиеши грешники, Боже: мужие кровей, уклонитеся от Мене. Яко ревниви есте в помышлениих, приимут в суету грады Твоя
Ревнуя о славе Божией, пророк выражает желание, чтобы други Божии, т.е ревностные хранители законов Божиих, более и более утверждались в вере и благочестии; и чтобы, наоборот, грешники и нечестивые, в том числе кровожадные убийцы (мужие кровей) и все вообще презрители и нарушители воли Божией подверглись наказанию. Благочестивому человеку и строгому ревнителю правды Божией, каковым и был царепророк Давид, вполне естественно такое желание: при избиении Богом грешников, он не только избавился бы от общения с нечестивыми и от зловредного: влияния их на другов Божиих, но и от всякого со стороны их соблазна для благочестивых.
Посему он и молится: Господи! если Ты наказываешь грешников, как ненавистных Тебе, то и я стараюсь избегать их и говорю им: мужие кровей, удалитесь от меня! Таковое же пожелание в отношении к нечестивым выражено и у пророка Исайи: «Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни!» (Ис. 26:10). По переводу с еврейского настоящие стихи читаются так «О, если бы Ты, Боже, поразил нечестивого! Удалитесь от меня, кровожадные! Они говорят против Тебя нечестиво; суетное замышляют враги Твои». Врагами Божиими называются здесь люди, которые дерзко и злобно восстают против Бога, не признают Его всеведения и вездесущия и потому безбоязненно произносят хулы на Него, живут и действуют совершенно вопреки требованиям Его святого закона.
Св. Иоанн Златоуст склоняется к такому же пониманию этих слов, когда говорит: «он (псалмопевец) потому избегает и уклоняется их, что они вознеслись против славы Божией, что поступали беззаконно, что произносили слова богохульные».
А блж. Феодорит выражается так «Тем паче я, говорит пророк, буду чуждаться общения с грешниками (мужами кровей), зная их упорный нрав, потому что не терпят добрых советов, но отвергают их по непреклонности сердца.
Приимут в суету грады Твоя. Не вопреки справедливости избиваешь Ты их, но потому что напрасно заселяют грады, никакой пользы не извлекая из Твоих законов».