Скрыть
Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, –

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Аще возму криле, мои рано, и вселюся в последних моря, то есть, если возьму неутомленные еще (ибо это означает словом: рано), не ослабленные летанием и полные силы крылья птиц. Смысл же речи таков: Ты все объемлешь, Господи, все предварительно знаешь, повсюду присущ, и все наполняешь как Бог. Что же будет со мною, если прилучится впасть мне в какой-либо грех и настанет нужда спасаться бегством, когда все объято Тобою, Господи?

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 7-10 Камо пойду от Духа твоего? и от лица твоего камо бежу? Аще взыду на небо, ты тамо еси: аще сниду во ад, тамо еси. Аще возму криле мои рано и вселюся в последних моря, и тамо бо рука твоя наставит мя, и удержит мя десница твоя

«Духом» и «лицом» называет он самого Бога; т.е. куда пойду я от Тебя? Ты все наполняешь, везде присутствуешь, не частью, но везде вдруг, всецело. Исчисляя места горние и дольние, широту и долготу, глубину и высоту, он показывает, что Бог присутствует везде. И не сказал: куда я ни пойду, Ты последуешь за мною и удержишь меня, но: куда я ни пойду, Ты – там, т.е. там нахожу тебя существующим прежде меня. Поэтому-то он и говорит: «не могу (постигнуть) его». Но, если ты не знаешь Его совершенно, то почему знаешь, что Он дивен? Потому, что Он превышает мое разумение, побеждает мой разум. И солнечного луча мы не можем знать ясно, и однако поэтому самому особенно удив­ляемся ему; так точно и в отношении к познанию Бога. Мы не знаем Его совершенно; мы знаем, что Он человеколюбив, благ, милосерд, снисходителен, и существует везде; но что Он по существу, или в какой степени названные свойства при­надлежат Ему, или как Он существует везде, этого не знаем. Сказав таким образом, почему «не могу (постигнуть) его», возвестив о Божием предведении, творчестве, промышлении, непостижимости и неизъяснимости существа Его, пророк потом говорит о другой силе Его, которая также внушает великое удивление, если исследовать ее разумом, потому что и она не­постижима. Какая же это сила? «То и там рука Твоя поведет меня и удержит меня десница Твоя», т.е. Ты можешь сделать, чтобы люди, подвергшиеся бедствиям, находясь среди самих бедствий, не были изнурены бедствиями.

Беседы на псалмы. На псалом 138

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 9-10 «Аще возму криле мои рано, и вселюся в последних моря», «И тамо бо рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя». Словом: «рано», Пророк означил восток, а словами: «последняя моря», – запад. Ибо к высоте и глубине присовокупил долготу и широту, показывая неописуемость естества Божия. Опыт сего могущества изведал на себе Пророк Иона. Ибо, покусившись бежать от Бога всяческих, был взят, связан волнами, как бы в заключение какое отдан киту, и приведен в город, в которой был послан. Посему и здесь оказываются истинными слова пророчества: «аще вселюся в последнихь моря, тамо рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя».

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 9-10 Аще возму криле мои рано (утром), и вселюся в последних (местах) моря. И тамо бо рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя.

Крылья у Давида составляла действующая сила ума его: если, говорит, я на сих крыльях в мечтательности ума моего понесусь в морскую бездну, в надежде не скроюсь ли от Тебя, Господи, там; то и там однако же божественная сила Твоя укажет мне путь и снова удержит меня, т. е. даже и в бездну я не могу уйти без Твоей силы; но она упредит меня, она даст мне место для убежища, и она же снова неизбежно удержит. А сказав: утром, сим означает то время, когда ум человека особенно бывает трезв и чист. Бо— здесь сказано излишне. Некоторые же под утром разумели восток, а под последними моря—запад. Итак, если, говорит, на крыльях ума моего понесусь на восток, то сила Твоя наставит меня, как летающего умом; и она же удержит, если дойду до запада.

Феодорита; Здесь открывает неописанность естества Божия. И пророк Иона, также испытал силу сию: ибо решившись бежать от Бога всяческих, он был уловлен и связан волнами и ввержен в кита, как бы в темницу и поведен в тот город, куда был послан (прежде); и оказалось истинным то, что сказано: если поселюсь и в бездны моря, то и там рука Твоя укажет мне путь и удержит меня десница. Твоя. А сии слова имеют сходство с словами Амоса: Не убежит от них бежащий и не уцелеет от них старающийся уцелеть. Если сокроются и в аде, то и оттуда рука Моя исторгнет их. И если взойдут на небо, то и оттуда свергну их. Если скроются на вершине Кармила, то и там взыщу и оттуда возму их. И если погрузятся от очей Моих в глубинах морских, то и там повелю дракону, и он угрызет их (Ам. 9, 1).

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

А́ще возму́ криле́ мои́ ра́но и вселю́ся в после́дних мо́ря –  и та́мо бо рука́ Твоя́ наста́вит мя и удержи́т мя десни́ца Твоя́.

С Евр.: «Возьму ли крылья зари, и переселюсь на край моря; и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя». Рано. Т.е. «если возьму неутомленныя еще (ибо это означает словом: рано, – говорит св. Афанасий, – неослабленные летанием и полные силы крылья птиц». «Словом: рано, – говорит бл. Феод., – пророк означил – восток, а словами: последняя моря – запад; ибо к высоте и глубине присовокупил и широту и долготу, показывая неописуемость естества Божия».

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 8-12 Аще взыду на небо, ты тамо еси: аще сниду во ад, тамо еси. Аще возму криле мои рано и вселюся в последних моря, и тамо бо рука твоя наставит мя, и удержит мя десница твоя. И рех: еда тма поперет мя? и нощь просвещение в сладости моей. Яко тма не помрачится от тебе, и нощь яко день просветится: яко тма ея, тако и свет ея.

Если бы вздумал человек скрыться от Тебя в высоких сферах неба или в преисподней, в шеоле - Ты там. «Взять крылья зари» - двигаться с необыкновенной быстротой, наподобие того, как быстро лучи восходящего солнца освещают всю землю от востока до запада. - «Край моря» - Средиземное море, находившееся на западе от Палестины. По представлению и пониманию древних жителей Востока водами этого моря ограничивался весь древний мир с запада. «Рука Твоя поведет меня и удержит меня десница Твоя» - тоже, что и в 5 ст. «Ты… полагаешь на мне руку Твою», т. е. знаешь, что я сделаю, увидишь, что я буду поступать по тому направлению, какое известно Тебе по предвидению, т. е. человек во всякое время, во всяком месте и во всех своих делах является исполнителем предначертаний о нем Господа не в смысле принуждения Богом человека, а в смысле свободного избрания им того пути, который предвидел Он. - «Тьма скроет меня» - если бы я вздумал скрытно действовать, это бесполезно: Тебе все известно, ночь для Тебя также ясна и светла, как день для человека.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Аще возму криле мои рано и вселюся в последних моря

Возьму крыле – если б я распростер. Рано может означать как время, так и место утренней зари (восток). Смысл: если бы я собрался самым ранним утром и на самом дальнем востоке, чтобы быстро, как птица, лететь на крайний запад, и остаться там (поселиться), то я и тогда (на востоке, западе и на пути) не скрылся бы от Твоего взора и Твоей власти. Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 7–10 Камо пойду от Духа Твоего? И от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, Ты тамо еси: аще сниду во ад, тамо еси. Аще возму криле мои рано и вселюся в последних моря, и тамо бо рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя

Изречениями сих стихов пророк образно, или картинно, выражает и изъясняет ту же мысль о вездеприсутствии и всеведении Божественном. Задумываясь или размышляя о том, найдется ли где такое место во вселенной, где бы можно было человеку укрыться от Бога или избежать Его власти, он приходит к заключению отрицательному, и для того, чтобы выразить свои мысли в наиболее понятных образах, он берет самые крайние, самые отдаленные пределы во вселенной – небо и ад (по понятиям ветхозаветных иудеев, находившийся в самой глубокой и отдаленной части вселенной, в преисподней), и говорит, что и здесь, в самых отдаленнейших частях мира, Господь находится всем существом Своим и здесь над всем назирает и всем управляет, так что если бы человек и имел возможность быстро перенестись в те места, он никак не укрылся бы от Его всевидящего взора и не мог бы избежать Его власти и силы.

Самое существо Божие пророк именует здесь: а) духом, соответственно понятию людей, в существе которых важнейшая часть природы тоже есть дух, и б) лицем, чтобы выразить живую личность существа Божия, обладающего такими сверхъестественными свойствами, как всеведение и вездеприсутствие. И вот он (пер. с евр.) говорит: «Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты». Ты не только наполняешь небеса (Иер. 23:24), но и не вмещаешься в них (3Цар. 8:27). И самая преисподняя, несмотря на глубочайший мрак, господствующий в ней (Иов. 10:21–22), – она совершенно обнажена и открыта пред Ним (Иов. 26:6; Притч. 15:11), так что никто и ничто не может укрыться здесь от Него, Он и здесь полный хозяин и неограниченный владыка, Он не только низводит людей в преисподнюю, но и выводит их из нее (1Цар. 2:6).

Господь, по словам блж. Феодорита, «все наполняет: и горнее, и дольнее. Небо есть край высоты, и ад – край глубины». В последующих стихах, по замечанию того же блж. Феодорита, к высоте неба и глубине ада, о которых говорит выше, пророк присовокупил восточную долготу и западную широту, именно: словом рано означил восток, а словами последняя моря запад, и таким образом продолжает и здесь раскрывать ту же необъятность и неописуемость существа Божия [6, с. 651–652]. «И пророк Иона также испытал силу сию, – по словам того же Феодорита, – ибо, решившись бежать от Бога всяческих, он был уловлен и связан волнами и ввержен в кита, как бы в темницу, и поведен в тот город, куда был послан прежде; и оказалось истинным то, что сказано: если поселюсь и в бездны моря, то и там рука Твоя укажет мне путь и удержит меня десница Твоя» [7, с. 1083]. Как в самых отдаленных высотах и глубинах вселенной не находится места, где бы можно было укрыться от лица Божия, так точно и на крайнем востоке, и на самом крайнем западе нельзя найти такого места, где бы не было Бога. «Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря; и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (пер. с евр.). Такому вездеприсутствию Божественного Существа не противоречит, однако, то, что Бог устраивает Себе обитель на небе, в св. храмах Божиих и в душах праведников. На небе Он являет свое блаженное присутствие ангелам, как ограниченным существам, а потому имеющим определенное место своего пребывания; в храме являет свое благодатное присутствие верующим, преимущественно в таинствах; в душах праведников обитают Его образ и подобие, дающие возможность чистым сердцем видеть Бога (Мф. 5:8). Весь мир – небо и земля – служит храмом Бога невидимого.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible