Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих – как жертва вечерняя.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою. Помышления уподобляет благовонным курениям, потому что они тонки и приносятся Богу единым умом. Воздеяние руку моею, жертва вечерняя. А дела, представляемые под образом рук, уподобляет жертве, потому что они имеют как бы более доблести в сравнении с мысленными приношениями. Говорит же: жертва вечерняя, потому что в добрых делах упражняться должно до конца.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Да исправится молитва моя яко кадило пред тобою: воздеяние руку моею, жертва вечерняя

«Да возносится молитва моя, как фимиам, пред Тобою». Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): «да поставится молитва моя, как кадило пред тобою» (ταχθήτω). Третий (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «да уготовится» (έτοιμασθήτω). «Поднятие рук моих – да будет (как) жертва вечерняя». Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «дар вечерний» (δωρον). Третий (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «приноше­ние вечернее» (προσφρὰ).

Чему хочет научить нас пророк, говоря о жертве вечер­ней? В древности было два жертвенника: один сделанный из меди, другой – золотой; первый был всенародный, назначенный почти для всех жертв народа; а последний находился в свя­тилище, за завесою. Но, чтобы сказанное нами было яснее, поста­раемся изложить этот предмет с начала. У иудеев в древ­ности был храм, длиною в сорок локтей, а шириною в двадцать. Десять локтей этой длины отделялись внутри завесою, и отделенная часть называлась: святое святых; а находившаяся вне завесы – просто: святое. И все сияло золотом.

Некоторые говорят, что и верхняя доска (того жертвен­ника) была скована из золота. Туда один первосвященник входил однажды в год; там находился и кивот, и херувимы; там и стоял золотой жертвенник, на котором приносился фимиам, и который не для чего иного был устроен, как только для фимиама. Это происходило однажды в год. Во внешнем же храме находился жертвенник медный; на нем каждый вечер был приносим и сожигаем агнец. Это назы­валось жертвою вечернею, потому что была и утренняя жертва, и дважды в день надлежало зажигать жертвенник в храме, кроме других жертв, приносимых от народа. Священникам было повелено и постановлено законом, когда никто не прино­сил, собственно от себя приносить и сожигать одного агнца утром и одного вечером; первая жертва называлась утреннею, а последняя вечернею. Так делать было заповедано Богом, Который этим внушал, что должно служить Ему непрестанно, и при начале и при конце дня.

Такая жертва и такой фимиам были всегда благоприятны Богу; а жертва за грехи была иногда благоприятна, иногда и неблагоприятна, смотря по тому, к добродетели или к пороку расположены были приносившие ее; напротив, то, что прино­силось не за грехи других, но как узаконенное священнодей­ствие и обычное служение, всегда было благоприятно. Итак Псал­мопевец просит, чтобы молитва его была такова, как эта жертва, не оскверняемая никакою нечистотою приносящего, как этот фимиам чистый и святой. Таким прошением он научает и нас приносить молитвы чистые и благовонные. Такова правда; напротив, грех зловонен. Вот почему, показывая зловоние греха, он же говорит: «ибо беззакония мои превысили голову мою, подобно тяжелому бремени отяготели на мне» (Пс.37:5).

Как фимиам и сам по себе хорош и благовонен, но особенно издает благоухание тогда, когда бывает положен на огонь, так и молитва и сама по себе хороша, но бывает лучше и благовоннее тогда, когда приносится от души пламенеющей ревностью, когда душа становится кадильницею и возжигает в себе сильный огонь, фимиам не был полагаем прежде, не­жели был разложен огонь или разгорались угли; то же и ты делай с душою: сначала воспламеняй ее ревностью, и тогда по­лагай в нее молитву. Пророк просит, чтобы молитва его была как кадило, а воздеяние рук как жертва вечерняя, потому что, то и другое благоприятно Богу. Как? Если то и другое бу­дет чисто, если то и другое будет непорочно, – и язык и руки, – эти чисты от любостяжания и хищения, а тот сво­боден от злословия. Как в кадильнице не должно быть ничего нечистого, а только огонь и фимиам, так и уста не должны произносить ни одного скверного слова, но слова исполненные святости и хвалы; также и руки должны быть кадильницей. Почему же Псалмопевец не сказал: жертва утренняя, но: вечерняя? Мне кажется, это сказано безразлично. Если бы он сказал: утрен­няя, то любопытный спросил бы: почему он не сказал: вечер­няя? Если же кто хочет слышать не из одного любопытства, то скажу, что утренняя жертва еще ожидает вечерней, а вечерняя довершает собою священнодействие, и по совершении ее дневное служение не остается как бы незаконченным, но уже совершилось и получило конец. А что значит воздеяние рук во время молитвы? Так как руки служат орудием при совершении многих злых дел, как-то: побоев, убийств, хищения, любостяжания, поэтому самому нам и повелевается воздевать их, чтобы служение в молитве было для них пре­пятствием ко злу и воздержанием от порока, чтобы ты, наме­реваясь похитить или присвоить что-нибудь, или убить другого, и вспомнив, что ты будешь простирать свои руки, как бы хо­датаев пред Богом, и ими приносить духовную жертву, не посрамлял их и не делал их безответными от служения порочным делам. Итак, очищай их милостыней, человеколю­бием, помощью нуждающимся, и потом простирай их на мо­литву. Если ты не позволяешь себе приступать к молитве с неумытыми руками, то тем более не должен осквернять их грехами. Если ты боишься меньшего, то тем более страшись большего. Молиться с неумытыми руками не так непристойно; а простирать руки, оскверненные множеством грехов, – это навлекает великий гнев Божий.

Так же мы должны рассуждать и касательно уст и языка, и их должны соблюдать недоступными для порока и та­кими употреблять на молитву. Если тот, кто имеет золотой сосуд, не решится обратить его на низкое употребление по при­чине драгоценности вещества его, то тем более мы, имея уста драгоценнее золота и жемчуга, не должны осквернять их бесстыдными, гнусными, поносительными и бранными словами. Не на медном и не на золотом жертвеннике ты приносишь фи­миам, но на гораздо драгоценнейшем, – в храме духовном. Там бездушное вещество; а в тебе обитает Бог, ты – член и тело Христа.

Беседы на псалмы. На псалом 140

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Да исправится молитва моя яко кадило пред Тобою: воздеяние руку моею, жертва вечерняя

С молитвою соединил Пророк упражнение в добродетели. Ибо сие означает «воздеяние рук»; потому что руки даны нам на делание. Пророк умоляет, чтобы молитва возносилась, подобно курению фимиама, и была также благоуханна, а равно и распростертие рук уподоблялось жертве вечерней. Упомянул же о жертве вечерней, а не утренней, потому, что находился в бедствиях и скорбях, а бедствие подобно тме и ночи.

Севериан Габальский, еп. (†431)

Почему не утренняя? Обрати на это внимание, так как мы должны знать, что поем. Давид говорит: «пойте разумно» (Пс.46:8). «Поднятие рук моих – да будет как жертва вечерняя». Моисей, а лучше сказать, Бог по­велел совершать две жертвы – одну утреннюю, другую – вечернею. Утренняя была благодарением за ночь, так как проведший благополучно ночь благодарит днем. Вечерняя жертва была благодарением за день. Так как Ты, говорит Давид, сохра­нил меня в течение дня, то я благодарю Тебя за весь день. Утренняя жертва не принимает согрешившего в течение ночи. Потому Давид и говорит: «поднятие рук моих – да будет как жертва вечерняя». Когда наступает вечер, то воздеваешь руки. Если они имеют дерзновение, пусть воздеваются. Если они не написали неправды, если не ограбили бедных, если не обидели сирых, пусть они, как бы имея лицо, устремляются вверх. «Поднятие рук моих» – говорится вместо: «смотри, Господи, чисты руки». Как согре­шивший не смеет поднять лица и вынуждается совестью скло­нять его, так и оскверненная рука не смеет обратиться к Богу.

Смотри: если руки чисты от неправды, пусть воздеваются. Вот почему патриарх Авраам отказался от постыдной коры­сти, когда царь Содомский говорил ему: возьми все, только женщин отпусти (Быт.14:21). Чтобы иметь дерзновение, он ничего не взял, и, имея руки чистые, говорил: «поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли» (Быт.14:22), и простер, так как они не были осквернены неправедною корыстью. «Поднятие рук моих». Эти слова: «поднятие рук моих» изъясняет Павел: «желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1Тим.2:8). Вечер требует от нас вечерних дел. Ты простираешь руки; испы­тывает Зиждитель. Наступает утреннее время; и если у тебя рука и ум не чисты, то ты на утреннее время не смеешь и взглянуть. Опыт – учитель. Подумай, с какою смелостью вхо­дит, как бы в свой собственный дом, тот, кто остается чи­стым. Смелость в ранний час дает ему целомудрие во время ночи. Вот почему Давид говорит: «вспоминал я о Тебе на постели моей, в утренние часы размышлял о Тебе» (Пс.62:7).

Беседа о третьем дне творения и о воскресении

Евфимий Зигабен (†1118)

Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею жертва вечерняя

Два жертвенника были в древнем Божием храме, по изъяснению Златоуста, один золотой, а другой медный; и золотой был назначен для курения фимиама (кадила), а медный был определен для других жертв. Кадило приготовлялось из многоценного и чистого вещества по учреждении закона, почему и было благоприятно пред Богом, когда воскурялось, как по сей причине, так и по той, что предызображало богослужение новое, благодатное, евангельское. Посему Давид просит так: да исправится и благоприятна Тебе, Господи, да будет молитва моя, как чистое оное, благовоннейшее, в законе производимое Тебе курение кадила, при возжжении сердца моего огнем сильного желания любви, как возжигается огнище златого жертвенника и издает благовоние фимиама. И сего о кадиле довольно. А касательно жертвы вечерней заметим, что священникам было поставлено в обязанность непрерывно каждый день приносить в жертву двух агнцев, т. е. баранов, одного поутру, а другого вечером, хотя бы и никто из евреев не приносил другой жертвы; почему и сии жертвы, состоявшие из двух овечьих плодов, назывались жертвами непрестанными, потому что непрестанно, или непрерывно были приносимы. Сии вещи, говорит Писание, ты будешь приносить на алтарь: агнцев единолетних без пороков двух каждый день на алтарь, непрерывно, в жертву непрестанную; одного агнца будешь приносить утром, а другого агнца вечером, в жертву непрерывную в роды ваши (Исх. 29, 38). И сии жертвы из двух агнцев были всегда чисты и приятны Богу; потому что не были приносимы за грехи; тогда как другие жертвы, приносимые от народа не всегда были приятны и чисты, как многократно осквернявшиеся нечистою расположенностью приносителей их. Посему те две жертвы были дороже других, притом и из сих двух жертва приносимая вечером была важнее утренней; так как утренняя жертва оканчивалась вечернею, и вечерняя была исполнением вседневного священнодействия и, по замечанию Златоуста, заключала служение в церкви. Итак, Давид говорит: да исправится и да будет чистым и благоприятным Тебе, Господи, возношение рук моих во время молитвы, как благоприятна Тебе жертва вечерняя, а благоприятною молитва бывает тогда, когда как уста молящиеся чисты от мерзких слов, т. е. ругательств, злословий, осуждений и оговоров, так и молящееся сердце чисто от гнусных, богохульных и злых помыслов, и когда руки, воздеваемые во время молитвы к Богу чисты от любостяжания и хищения и всякого другого беззаконного действия.

Слова Евсевия: Молитва исправляющаяся и благоприятная есть молитва тех, которые просят истинных благ: ибо кто не так молится, того молитва отвергается, как потухнувшее кадило и рассеивается, как смрадное курение. Божественного Василия: Без сомнения Бог отвергает у Иcaии ветхозаконное курение, когда говорит: кадило — мерзость Мне. Ибо по истине гнусна та мысль, что будто Бог, любя удовольствие, доставляемое обонянием, установил сложный фимиам, отвратительно неразумение того, что благовонное курениe Господу есть совершаемое в теле душенным целомудрием освящение. Златоуста: Итак да будет кадило твое тело; и смотри, чтобы ты не наполнил сие кадило навозом; а таковы те, которые произносят гнусные и нечистые слова. Ибо как кадильница кроме огня и фимиама, не должна содержать в себе что либо нечистое, так и язык, кроме святыни и хвалы не должен износить никакого скверного слова. Таким же образом и руки должны быть кадильницею: ибо ты приносишь кадило не на медном и не на золотом алтаре, но в храме духовном, который дороже оного. То было бездушное вещество; а в тебе обитает Бог, и ты член Христов и тело честное (дорогое). Другой говорит: Давид к умственной молитве приложил и слова: воздеяние рук моих; ибо, говоря о мысленном, он должен был упомянуть и о деятельном, о действиях телесных. Евсевий: Сказал о вечерней молитве, а не oб утренней, по той причине, что совершаемые до последнего издыхания и до самой кончины жизни (которую означает вечер) добрые дела признаются Богом лучшими всякой жертвы. Феодорита: Упомянул о вечерней, а не об утренней, без сомнения, потому, что он находился в бедствиях и скорбях, а бедствие подобно тьме и ночи. Здесь заметь, что упражнения умственные уподобил фимиаму, как тончайшие и чистейшие, а занятия состоящие в действиях, как грубейшие, назвал жертвою.

Стефан (Яворский), митр. (†1722)

Догмат о святейшей Литургии, или Бескровной Жертве


Преткновение
Любой христианин – священник и любая добродетель – жертва. Этих жертв требует от нас Бог, а не бескровной жертвы.

А что любой христианин – священник, ясно из Священного Писания. Верховный апостолам святой Петр говорит: как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом (1Пет.2,5). И ниже: Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел (1Пет.2,9).

Еще в Апокалипсисе написано: соделал нас царями и священниками Богу нашему (Откр.5,10). Еще Апокалипсис: они будут священниками Бога и Христа (Откр.20,6). Еще: Он дал нам способность быть служителями Нового Завета (2Кор.3,6). А что жертвы есть добродетели, так же ясно из Священного Писания: Жертва Богу – дух сокрушенный (Пс.50,19). Там же: Тогда будешь благоволить к жертве правды (Пс.50,21). поднятие рук моих жертва вечерняя (Пс.140,2). Приносите жертву правды и уповайте на Господа (Пс.4,6). Принеси Богу жертву хвалы (Пс.49,14). Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу (Евр.13,16). Следовательно, это есть жертвы, которые подобает приносить каждому христианину, ибо Бог требует от нас их, а не бескровной жертвы.

Исправление претыкающимся

Священство понимается двояко. Есть священство настоящее, которое есть собственно священство по существу, получаемое через хиротонию. И есть священство духовное, которое не есть собственно священство по существу, и не получается через рукоположение, но это священство образное или (как говорят) метафорическое. Так (например) некий раб может назваться царем, или господином, или победителем. Ибо, если он обладает злыми навыками, такими как ярость, зависть, ненасытность и неукротимое стремление плоти, и если господствует над своими страстями и похотями и покоряет их духу, такой, хотя и раб, хотя и в узах, может называться царем, господином, победителем, но духовно, а не собственно по имени, метафорически, а не по обычному и настоящему названию в обществе.

А что я сказал об отличии священства духовного от собственно священства, то же подобает сказать о различии жертв. Ибо есть жертва духовная, или метафорическая, и есть жертва, свойственная и настоящая. Жертва духовная есть всякая добродетель, что явно показывают приведенные выше противниками места Писания. Но жертва настоящая и свойственная в Ветхом Завете была из животных или из иного, заповеданного Богом Моисею.

В Новой же благодати настоящая и свойственная жертва есть двойная, то есть Кровная, на Кресте, и бескровная, в Евхаристии, о которой достаточно, твердо и основательно мы говорили в первой части.

Но нужно знать, что духовные жертвы не противны свойственным жертвам. Ибо как в Ветхом Завете вмещались обе, так и в Новом. Когда Давид писал псалмы и говорил о жертвах духовных: Жертва Богу дух сокрушенный (Пс.50,19), – и ниже: Принеси Богу жертву хвалы (Пс.49,14), – и прочее, не было ли в то время жертв свойственных, приносимых из животных? Поистине, были. Так и в нашем Новом законе при жертвах духовных в любом случае подобает быть, и жертвам свойственным, и при этих хорошо быть и тем. Ибо эти жертвы друг друга не исключают, но, наоборот, друг друга украшают и одна другой много помогает.

Приведем здесь во свидетельство Вселенского учителя Златоустого. Он является поборником обеих жертв. О жертве по существу, бескровной мы видели его свидетельства здесь в первой части, и его Литургию о бескровной жертве мы имеем, как недвижимую стену. А как вещает о духовных жертвах золотое почерпало избранного сосуда (Иоанн Златоуст – Примеч.). Не мог удержать трости (пера для письма – Примеч.), чтобы не написать здесь пресладкие и весьма душеполезные его слова. На Второе послание к Коринфянам, главу 2 в нравоучении 5 он говорит так: «Можем (сказал) трезвиться в молитвах, если помыслим, с Кем беседуем. Если помыслим, что приносим жертву и держим в руках и нож, и огонь, и дрова, если раскроем небесные двери помыслом, если перенесемся туда и, взяв духовный нож, водрузим в гортань жертвы и принесем в жертву Ему трезвение и прольем Ему слезы, ибо такова есть кровь этой жертвы, таковым закланием обагряется тот жертвенник. И никакому из человеческих помыслов да не позволишь тогда владеть твоей душой. Помысли, что и Авраам, принося жертву, не оставил там присутствовать ни жену, ни раба, ни кого-либо иного. Нет, и ты впредь да не оставишь в себе рабских и несвободных страстей. Но взойди один на гору, куда взошел он и куда не позволено взойти никому иному. И если попытаются взойти с тобою некоторые из таковых помыслов, повели им со властью: останьтесь вы здесь… а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся (Быт.22,5), – и осла, и отроков оставив внизу, и все что бессловесно и несмысленно. Что же словесно (духовно – Примеч.), взяв, взойди, как он (Авраам – Примеч.), Исаака. И созижди жертвенник, как и он, как ничего не имея человеческого, но будучи вне естества, так, как и он, если бы не был вне естества, не заклал бы сына. И ничего тебя пусть не беспокоит тогда, но будь выше самих Небес. Постенай горько, принеси в жертву исповедание (говори ты (сказано) (беззакѡнїѧ твоѧ́), чтоб оправдаться (Ис.43,26)), принеси в жертву сокрушение сердца. Эти жертвы не в пепел обращаются, не дымом расходятся, и не требуют ни дров, ни огня, но одного умиленного помысла. Вот огонь, вот дрова, жгущие их и не испепеляющие. Ибо кто молится с теплотой – горит и не сгорает, но, как золото, очищаемое огнем, светлеет». Досюда Златоуст.

Видите ли вы, противники, поборника духовных жертв, Златоуста?

Но и в другом месте он вещает о духовных жертвах обычным златословием на Послание к Евреям, главу 6, в нравоучении 11: «Таковые (сказал) приносим жертвы, которые могут приноситься на тот жертвенник. Больше не овец и волов, больше не кровь и тук, все это прекратилось, и вместо этого введена словесная служба. Что же такое словесная служба? Которая приносится душой, которая приносится духом (Бог есть дух, (сказано), и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин.4:24)), поскольку не требуют ни тела, ни орудий, ни мест. Это кротость, целомудрие, милостыня, незлобие, долготерпение, смиренномудрие. Эти жертвы можно увидеть прообразуемые и в Ветхом Завете: Приносите, – сказал Давид, – жертву правды (Пс.4,6). И еще: Тебе принесу жертву хвалы (Пс.115,8), Жертва хвалы прославит Меня (Пс.49,23). И: Жертва Богу дух сокрушенный (Пс.50,19). И: чего требует от тебя Господь… (послушати Е҆го) слушайте жезл и Того, Кто поставил его (Мих.6,8-9). Всесожжений и (жертв) о грехе Ты не потребовал. Тогда Я сказал: Вот Я иду… Исполнить волю Твою, Боже мой (Пс.39,7-9). И еще: Для чего Мне ладан, который идет из Савы (Иер.6,20). И другой (пророк – Примеч.): Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать (Ам.5:23). Но вместо этого: милости хочу, а не жертвы (Ос.6,6). Видишь ли, какими жертвами благоугождается Бог? Видишь ли, (жертвы – Примеч.) которые были сначала и прекратились, а иные введены вместо них иные? Поэтому их принесем. Те (жертвы – Примеч.) – от изобилия имеющих богатства, а эти – добродетели; те – внешние, эти – внутренние; те может приносить и обыкновенный человек, а эти – немногие. Насколько человек лучше овцы, настолько же эта жертва лучше той, ибо здесь ты душу твою приносишь на заклание. Есть и иные заклания – воистину всесожжения – тела святых мучеников, у них святы и душа, и тело, они имеют великое благоухание. Можешь и ты, если захочешь, принести такую жертву. Как если не (можешь – Примеч.) огнем сжечь тело? Но можешь сжечь другим огнем, то есть огнем вольной нищеты, огнем скорби. Ибо если можешь жить в пресыщении и богатстве, но избираешь притрудное и горькое житие и умерщвляешь тело, не есть ли это всесожжение? Умертви и распни свое тело и примешь и ты венец этого мученичества. Ибо что там делает меч, то здесь пусть совершает усердие. Да не горит (в тебе – Примеч.) и не обладает (тобою – Примеч.) стремление к богатству, но пусть сгорит и погаснет это безумное вожделение огнем Духа и пусть отсечется мечом Духа. Эта добрая жертва не требует священника, но самого, ее приносящего. Добрая жертва, совершается внизу (на земле – Примеч.), но сразу принимается вверху (на Небе – Примеч.). Не удивляемся ли, что в древности сошел огонь и истребил все (3Цар.18,38Примеч.)? Может и ныне сойти огонь, многочуднее того и истребить все предложенное, но скорее не истребить, а вознести на небо. Ибо он не в пепел превращает, а приносит дары Богу. Таковы были приношения Корнилия: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом (Деян.10:4)».

Но достаточно об этом. То, что черпается из этого златоточного источника, еще более возбуждает жажду. Но это здесь написано и ради пользы, и для того, чтобы ясно было противникам, что мы не отвергаем духовных жертв, но вместе с ними имеем потребность в настоящей или свойственной жертве, то есть бескровной, приносимой на Литургиях в таинстве Евхаристии, ибо этому нас учит не только Златоуст, но и прочие святые отцы.

Если же мы рассмотрим места из Писания, приведенные противниками вначале, то увидим, что они не противоречат нашему догмату, но наоборот – содействуют. Ибо когда апостол Петр говорил: устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы (1Пет.2,5), – ясно называет духовные жертвы, ради различия духовных жертв от свойственных и настоящих. А что говорит: вы род избранный, царственное священство, народ святой (1Пет.2,9), – то подобные этим словам находятся в книге Исход, в главе 19, которые Моисей в древности говорил евреям, и их же апостол Петр употребил к христианам. Но в Ветхом Завете не все были собственно и по существу священниками, но только от рода и наследия Аарона, однако все были священниками духовно. Следовательно, это же подобает понимать и о людях Нового Завета.

К тому же Апокалипсис и святой Петр соединяют священство и царствование. Ибо в Апокалипсисе говорится: соделал нас царями и священниками (Откр.5,10). А святой Петр говорит: царственное священство (1Пет.2,9). Поэтому, как не все являются царями собственно и по-настоящему, разве только духовно, образно и метафорически, так не все являются священниками собственно и по-настоящему, разве только духовно, образно и метафорически.

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви


Догмат о святых иконах

Преткновение 

Почитатели же икон подают соблазн немощным, потому что кадят перед иконами и возжигают свечи.

Исправление претыкающимся

Что кадим перед иконами и возжигаем свечи. Это ли вас соблазняет? Не читали ли в Писании о каждении и непрестанном горении огня в храме свидетельства перед ковчегом Господним?

О каждении. Исход, глава 30: Аарон будет курить (И҆ да кади́тъ над̾ ни́мъ а҆арѡнъ) благовонным курением (Исх.30:7). И еще, там же: когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить (да кади́тъ) им (Исх.30:8). И еще: Левит, глава 10: сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений (Лев.10:1). И еще: 2-я книга Паралипоменон, в главе 26, царь Озия хотел кадить (2Пар.26:16-18). И еще: Исход, глава 40: И сказал Господь Моисею, говоря: поставь скинию собрания… и внеси светильник… и поставь золотой жертвенник для курения (кажде́нїѧ) пред ковчегом откровения (Исх.40:1-5). И о Захарии, ветхозаветном священнике, говорит Евангелие, что по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения... тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного (Лк.1:9-11).

Об освещении. Левит, глава 6: огонь непрестанно пусть горит на жертвеннике и не угасает (Лев.6:13). И еще: Левит, глава 24: И сказал Господь Моисею, говоря: … чтобы непрестанно горел светильник; вне завесы ковчега откровения в скинии собрания (Лев.24:1-3). И еще: Исход, глава 26: И поставь стол вне завесы и светильник против стола (Исх.26:35). И в других многих местах написано о каждении и об освещении. К тому же вспомни и вышеприведенный ответ, что у нас каждение иногда означает честь святой иконе, восходящую на первообразное, иногда же означает благоухание молитвы, по-сказанному: Да возносится молитва моя, как фимиам (кади́ло) (Пс.140:2).

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Да испра́вится моли́тва моя́, я́ко кади́ло пред Тобо́ю, воздея́ние руку́ мое́ю – же́ртва вече́рняя.

С Евр.: «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих, как жертва вечерняя». Другие вместо: исправится – перевели: «да поставится, да уготовится» Указывается на принесение в ветхозаветном храме фимиама и вечерней жертвы, которая состояла из сожжения однолетнего, без порока, агнца, с мучным даром и возлиянием вина. Это были приятные жертвы Господу. А как для фимиама требуется огонь, так и для нашей молитвы требуется в душе огонь святой ревности; фимиам должен быть чист, состоять из лучших благовоний, так и молитва должна быть чиста, благоухать добрыми делами и чувствами святыми. Как агнец должен быть без порока, так руки, при воздеянии, должны быть чисты от скверных дел. Под. обр. Злат. Тогда молитва наша действительно исправится – примет должное направление, устремится к небу, примется Господом. Псалмопевец упоминает не об утренней, а вечерней жертве, конечно, потому, «что вечерняя жертва, как замечает св. Злат., довершает собою священнодействие и, по совершении ее, дневное служение».

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Да исправится молитва моя яко кадило пред тобою: воздеяние руку моею, жертва вечерняя

Псалом представляет молитву к Богу о спасении от врагов. Да будет моя молитва так же угодна Тебе, Господи, как угодна вечерняя жертва и фимиам, приносимые пред Тобою по закону Моисея. Давид, очевидно, находился вне Иерусалима, когда не мог приносить Богу узаконенной жертвы и место последней занимают теперь его устная молитва и воздеяние рук к Господу.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible