Скрыть
и не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

и не вниди в суд с рабом твоим, яко не оправдится пред тобою всяк живый

«И не войди в суд с рабом Твоим». Многие исправились от того, что Бог будет судить их. Люди благочестивые наперед знают это; а неразумные научаются этому от частого повторения пророками: «у Господа суд с народом Своим, и с Израилем Он состязуется». И еще: «слушайте, горы…, и вы, твердые основы земли» (Мих.6:2); «слушайте, небеса, и внимай, земля» (Ис.1:2). Таким образом, от частого повторения, что Бог будет судить, исправлялись и бесчувственные. Неко­торые из иудеев говорили: «почему мы постимся, а Ты не видишь?» (Ис.58:3); и еще: «всякий, делающий зло, хорош пред очами Господа, и… мы считаем надменных счастливыми» (Мал.2:17; Мал.3:15); и еще: «неправ путь Господа» (Иез.33:17). И блаженный Иов, подвергшись искушению, не с такою мыслью, как иудеи, и не тоже – да не будет, – однако говорил: «нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас. Да отстранит Он от меня жезл Свой, и страх Его да не ужасает меня» (Иов.9:33, 34). Потому Бог говорит ему: «Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне» (Иов.38:3). Потом, когда Иов в изумлении сказал: «вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе?»; и еще: «я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле, руку мою полагаю на уста мои» (Иов.39:34; Иов.42:5, 6), – тогда Бог говорит ему: «препояшь, как муж, чресла твои» (Иов.40:2); как бы припоминает слова его и говорит: так как ты хо­тел судиться со Мною, то вот я предстою, желая судиться. Видишь ли неизреченное человеколюбие, видишь ли беспредельную благость Божию? Потому и три отрока говорили: «согрешили мы, и поступили беззаконно» (Дан.3:29). Так как многие из людей бесчувственных, по внушению диавола, слагают грехи свои на Бога, то Бог, желая истребить эту привычку в самом корне, часто говорит, что Он будет судиться с ними.

Подобным образом согрешил и первозданный. Он говорил: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт.3:12). Подобным образом многократно грешили и иудеи. «Ибо не оправдается пред Тобою никто из живущих». Что, продолжает про­рок, говорю я о себе, о таком-то и таком-то? Нет на земле человека, который, судясь в Твоих заповедях, мог бы оправдаться; так сильна победа с Твоей стороны.

Беседы на псалмы. На псалом 142

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«И не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый»; то есть, во истине и в правде умолял я Тебя, говорит Пророк, внять словам моим, не на свою полагаясь правду, но зная беззаконие врагов. Ибо известно мне, что из судилища Твоего никому не возможно выйти невинным. Если правило постановленных Тобою законов приложить к жизни человеческой; никто не окажется жившим по оному. А если предложить еще на среду благодеяния Твои, все блага, какия подавал Ты людям; то какая опять человеческая правда сравнится с Твоими дарами?

Анастасий Синаит, прп. (†701)

Посему ныне спаси мя ради милости Твоея. Да не победит моя злоба Твоего милосердия, да не одолеет мое нерадение Твоего непобедимого человеколюбия. «Не вниди в суд с рабом Твоим», ибо если Ты захочешь судиться с нами, то у всех заградятся уста, не находя ничего в свое оправдание. Как можем мы исповедать всю меру благодеяний, явленных на нас по неизъяснимой Твоей благости? Ты из небытия привел нас в бытие, размножил, уберег, возрастил и все покорил под наши ноги (ср. Пс.8:7). Потом Ты искупил нас, заблудших, Своей кровью, взыскал нас, погибших, и понес на Своих раменах; одел нагих, обогатил нищих, сделал нас сынами, братьями, наследниками и сонаследниками Божиими. Что же можем мы сказать после всего этого в свою защиту? Ничего. Посему не вниди в суд с рабом Твоим и не прибавляй к грехам нашим Своих угроз, но «отврати лице Твое от… беззаконий» наших (Пс.50:11) и не поставляй Свою праведность мерилом наших дел.

Слово на 6-й псалом

Евфимий Зигабен (†1118)

И не вниди в суд с рабом Твоим.

Не судись, говорит, и не входи в состязание с рабом Твоим, Господи; потому что ежели Ты станешь судиться со мною, то Ты, без сомнения, окажешься праведным, а я напротив неправым и грешником; и в сем суде твоем Ты конечно победишь, а я бесспорно буду побежден.

Тот же: Здесь излагает причину суда Божия с людьми. Ибо как многие из бессмысленных приписывают грехи свои Богу по настроению от диавола, то Бог, искореняя такой обычай, часто напоминает о суде своем с ними: слушайте горы! ибо суд у Господа с народом Его (Мих. 6, 2), и слушайте бездны и основания земли, также слушай небо, и внимай земля; и Иов также, хотя не такого духа был как Иудей, однако же говорил: о если бы был посредник и обличитель и выслушивающий и того и другого (Иов. 9, 33). Посему и говорит ему Бог: вопрошу тебя, ты же отвечай Мне. Поелику же он ужаснувшись (сего) сказал: для чего я еще буду судиться: я положу руку на уста мои (Иов. 40, 2. 39, 34), то посему Он говорит ему: нет, но препояши, как муж, чресла свои, чем почти напоминает слова его: что ты хотел судиться со Мною? вот Я готов судиться. Посему и Давид теперь молится, чтоб ему не войти в суд с Богом.

Яко не оправдится пред Тобою всяк живый.

Не сказал просто, что никто живой не оправдается, но что не оправдается никто пред Тобою, т. е. в строгом суде и подробном состязании и препирательстве на праведном Твоем суде, Боже! Или при сравнении меня на суде с Твоими благодеяниями и заповедями. Зная сие и блаженный Иов говорит: посему я укорил себя, и истаял и счел себя землею и пеплом (Иов. 42, 6); и еще: руку положу на уста мои; однажды я говорил, а в другой раз не буду (Иов. 39, 35). Смотри и в 129м псалме изъяснение слов: когда на беззаконие воззришь, Господи, Господи; то кто устоит. А сказал некто (всякий) живый, вместо: всякий человек, участвующий в жизни, и живший, или находящийся в мире сем. Посему, как говорит Апостол, мы оправдываемся даром, по благодати Божией, искуплением во Иисусе Христе (Рим. 3, 24).

Феодорит: Ибо если применишь требование установленных Тобою законов к человеческой жизни, то окажется, что никто не жил по оному. Если же еще укажешь на благодеяния Твои и сколько благ Ты дал людям, то какая правда человеческая может сравниться с Твоими дарами? Как рубище жены сидящей (по закону) вся правда наша. Почему, по словам Никиты, святые недоумевают и говорят: что воздам Господу? Итак, не по беззакониям нашим суди нас.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Написанный, согласно надписаниям греческой и латинской Библий, во время гонений от Авессалома, псалом представляет молитву к Богу о возможно скорой помощи и внутреннем просвещении гонимого писателя.

Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине твоей, услыши мя в правде твоей: и не вниди в суд с рабом твоим, яко не оправдится пред тобою всяк живый.

Господи! Услышь меня и не входи в суд с рабом Твоим

«Внемли молению моему по истине Твоей», «услышь меня по правде Твоей». Защити, Господи, меня, несправедливо преследуемого и накажи гонителей, как поступающих нечестиво, так как Ты, Господи, защитник правды.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый

Конечно, если Бог поступит по строжайшей правде, то не поможет Он псалмопевцу, так как всякий человек грешен и достоин наказания; поэтому он молится, чтобы Бог наказал его не по строгой правде и не заводил суда с рабом своим.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

и не вниди в суд с рабом твоим, яко не оправдится пред тобою всяк живый

См. Толкование на Пс. 142:1

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible