Скрыть
Велик Господь и достохвален, и величие Его неисследимо.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Велий Господь и хвален зело, и величию его несть конца

Сказав: «благословлю и восхвалю», он объясняет, что Бог не имеет нужды ни в похвалах наших, ни в благословениях, что к славе Его ничего не прибавляется от славословия служащих Ему, потому что существо Его неизменно, вседовольно и не имеет нужды ни в чем другом; но сами славословящие делаются от того более славными. Впрочем и не для этого только мы должны славословить Его, но и за пре­восходство Его славы, на что указывает и пророк, когда гово­рит: «велик Господь и весьма славен», т.е. не имеющий ни в чем нужды. Что значит: «весьма славен»? Достоин хвалы, славословия, хва­лебных песней и не просто – «славен», но и «весьма», – это тоже присовокупил пророк, – а в какой степени «славен», этого он не мог выразить словом, и потому прибавил: «и величию Его нет конца» или, как другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: «изобретения» (εζεύρεσις). Смысл этих слов следующий: имея великого Господа, будь и сам ты высок и отрешись от дел житейских; питай мысли выше ничтожества вещей настоящих, не для того, чтобы сделаться гордыми надменным, но великим по душе и высо­ким по уму. Иное – высокомерие, и иное – великодушие: высокомерен тот, кто хвалится маловажными вещами и презирает подобных себе рабов; а великодушный смирен по душе и все великолепие настоящей жизни считает за ничто.

Где теперь те, которые говорят, что они так знают Бога, как Он знает Сам Себя? Пусть выслушают они слова пророка: «величию Его нет конца» – и устыдятся своего безумия.

Беседы на псалмы. На псалом 144

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Велий Господь и хвален зело, и величию Его несть конца». Поелику всякая чувственная величина оказывается великою, будучи измерена в долготу, в широту и в глубину; то Пророк не без причины присовокупил: «величию Его несть конца», желая показать, что Песнословимый и безплотен и не описан. Знаю, говорит, что Бог велик, непостижим, неизмерим; потому что не нахожу ни начала, ни конца величию; оно безпредельно, и превышает всякое постижение.

Максим Исповедник, прп. (†662)

Во-первых, ум удивляется помышляя о Божественной по всему беспредельности,– о неисследимой оной и много вожделенной пучине; во-вторых, поражается тем, как Бог из ничего привел в бытие все существующее. Но как величию Его несть конца, так и премудрость Его непостижима.

Главы о любви

Евфимий Зигабен (†1118)

Велий Господь и хвален зело, и величию Его несть конца.

Велик, восклицает, Господь, не только как производитель великих дел, т. е. как Творец великих дел и творений, но и как великодаровитый, т. е. поколику Он дал людям великие дары,— почему и за них Он весьма достохвален и славен. А если величию Его нет предела, то без сомнения и хвале и прославлению Его нет конца, как говорит божественный Златоуст.

Из слов Златословесного: итак, поелику Владыка твой и велик по существу и по силе и по всякому совершенству, то посему будь и ты высок и освободись от житейских забот. Вознеси помышления выше низости настоящих дел. Не будь безумен и горд, но будь великодушен и благоразумен. Ибо гордый есть тот, кто хвастает малым, и презирает сослужителей; а высокого и великого духа тот, кто смирен в мыслях и за ничто считает пышности в сей жизни. Феодорита: Поелику Господь велик, а все чувственно великое бывает велико в широту, высоту и глубину, то прилично прибавил, что величию Его нет конца, чем показывает что Тот, которого должно воспевать и бестелесен и неописан. Нисского: Мы называем Бога великим не по чувственной величине, поелику Он, будучи бестелесен, не подлежит измерению и по началу, но называем великим по превосходству силы и чести, существа и действия; И как заповедь о любви к Нему больше всех заповедей считается не по важности и величине телесной, но по превосходству и по отношению ее к тому кто больше всех: так и сам любимый Бог несравненно превышает все творения свои, почему и весьма велик; и нельзя представить кого либо, кто бы действительно постиг величие Его. Ибо чем более кто-либо постигает величие Его, тем более усматривает себя весьма далеким от созерцания превосходства Его.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Велий Господь и хвален зело, и величию его несть конца

Величие Божие бесконечно, и что Он совершил в Своей святости, правде и милости, никогда не может быть забыто, всегда будет прославляемо.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible