Скрыть
Хвалите Господа, ибо благо петь Богу нашему, ибо это сладостно, – хвала подобающая.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Псалом

Хвалите Господа, яко благ псалом. В предыдущем псалме сам себя увещевал — иметь надежду на единого Бога, а в настоящем представляет Апостольский лик, который поучает множество народа — хвалить Бога за благодеяния человеческому роду.

Толкование на псалмы

Григорий Нисский, свт. (†394)

Хвали, душе моя, Господа

Итак, слово: «аллилуия» есть таинственное побуждениье к песнопению Бога; оно взывает слуху, что означаемое им то же, что: «хвалите Господа». Ибо в каких частях святого Писания встречаются напереди эти слова: «хвалите Господа», в еврейских Писаниях означается это словом: «аллилуиа». Или, может быть, слово сие дает паче видеть силу псалмопения, которому служит надписанием, сказуя о нем, что это – хвала Богу. Так как на еврейском языке естество Божие означается различно разными именами, употребляемыми в некоем иносказательном значении; то в числе имен, означающих Бога, находится и слово: «иа», а слово: «аллиллу» у Евреев значит хвала. И не дивись, если таковой вид сего речения в косвенном падеже имени показывает, так называемый, именительный падеж: потому что не по нашему обычаю у евреев видоизменяются слова, напротив того, у них иное сравнительно с нашим видоизменение в произношении имен. Так, имя Пророка, придав ему еллинское видоизменение, произносим: «Илиа», а у евреев, по правилам языка, именительный падеж сего имени говорится: «Илиу». Так и здесь, когда слово: хвала требуется означить в именительном падеже, язык еврейский выговаривает: «аллилу». поелику же хвала непременно относится к Богу, а имя: «иа» есть одно из имен, означающих естество Божие; то целое вообще слово: «аллилуия» толкуется: хвала Богу. Посему, когда речение сие приписано к псалмопению, надлежит разуметь, что следующее ниже непременно должно возводить к славословию Бога. Как в книге псалмов таковые надписания находятся всего более над последними псалмами; то можно из сего уразуметь, что достигшим уже совершенства в жизни добродетельной и очистившим себя, согласно с тем, что вы разумели при обозрении предыдущих отделов псалмопения, прилично хвалить Бога и быть в таком состоянии, в каком, как веруем, пребывает естество ангельское. Ибо у них, известно нам, нет другого занятия, как только хвалить Бога, и у совершенных в добродетели нет иной заботы, как только устроять жизнь свою, чтобы была хвалою Богу. Итак, поелику псалмы, имеющие надписание: «аллилуиа», все почти находятся в последнем отделе псалмопения; то ясно можно уразуметь, что выше всякого восхождения на высоту с помощью псалмов – последний отдел псалмопения, в котором большею частью заключается хвала Богу или приглашение хвалить Бога.

…«Аллилуиа», как достигшее до самой высоты примышленного ко благу, не имеет нужды ни в каком прибавлении, но само собою доведено до полного совершенства в добре. О сем свидетельствует и смысл надписания сих псалмов, именуя все надписанное хвалою Богу. Ибо как тела, проходя по возрастам, имеют предел, на котором останавливается естество, не допуская уже большего приращения, но все остальное время оставаясь в одном и том же положении так и при Божественном обучении возможны и возрастание и неподвижный предел, и обучающий младенчествующих и несовершенных умом, питая приличными снедями, млеком и подобным тому, приводит их в возрастание, а совершенным, у которых чувствилища души обучены другими уроками, предлагает твердую трапезу.

О надписании псалмов

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Хвалите Господа, яко благ псалом: Богови нашему да усладится хваление

Выше, в сто сорок четвертом псалме, пророк гово­рил: «Велик Господь и весьма славен» (Пс. 144:3), и много беседо­вал о славе Его, а здесь показывает, что и самое славословие есть «благо», и само псалмопение бывает источником бесчислен­ных благ. Оно отрешает ум от земли, окрыляет душу, облегчает и возвышает нас. Поэтому и Павел говорит: «исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Еф. 5:18–19). «Да будет приятным Богу нашему хваление!». Другой переводчик (неизвестный, см. Ориг. Экз) гово­рит: «аллилуиа, потому что благо – песнь Богу» (αλληλούια, δτι καλὸν ωδὴ τω Θεω). Что значит: «да будет приятным Богу нашему хваление»? Да будет, говорит, благоприятно. Для того, чтобы хвала была приятна Богу, недостаточно только петь, а нужны и добрая жизнь, и молитва, и внимание поющего. Мне кажется, что этот псалом относится к возвра­щению из плена вавилонского, как видно из дальнейших слов.

Беседы на псалмы. На псалом 146

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Аллилуия». Здесь ясно узнаем значение слова: «Аллилуия». Ибо в еврейском тексте вместо: «хвалите Бога», сказано: «Аллилуия». Симмах оставил сие слово не переведенным, и говорит так: Аллилуия, «яко благ псалом». Феодотион же: хвалите Иа. Поэтому и сей псалом повелевает хвалить. Предсказывает же он возвращение из Вавилона, и по возвращении построение Иерусалима; потому что Иерусалим не будет еще возсоздан вновь, как ожидают Иудеи, но бывшее уже при Зоровавеле возсоздание предвозвещает пророческое слово.

Хвалите Господа, яко благ псалом: Богови нашему да усладится хваление

Полезно песнопение, говорит Пророк, и доставляет нам блага; но Богу угодно не песнопение, а намерение поющих. Ни в чем не имея нужды Сам, Он радуется спасению человеков.

Евфимий Зигабен (†1118)

Хвалите Господа, яко благ (хорошее дело) псалом (хвала)

Хвалите, взывает, рабы боголюбивые, Господа: потому что хваление и песнословие Бога есть дело хорошее и полезное Симмах вместо: хвалите Господа, перевел: Аллилуиа, а вместо: яко благ псалом—ибо благо пение.

Златословесного: Псалом возводит от земли мысль, окрыляет душу, облегчает и делает ее возвышенною. Потому-то и Павел говорил: поя и воспевая в сердцах ваших Господу, чем показывает пользу песнопения.

Богови нашему да усладится хваление

О если бы, желает, было сладко и приятно Богу хваление и славословие от нас—рабов Его; а это бывает тогда, когда тот, кто хвалит Бога, добродетельной жизни, как изъясняет Златоуст. Кажется, что сей псалом читали по случаю возвращения бывших в Вавилоне пленными Иудеев; и это видно из последующих слов.

Того же: Ибо не достаточно одного псалмопения, чтобы хваление было усладительно, требуется со стороны поющего и жизни и внимания и точности, ибо Богу, как не имеющему нужд, приятно не пение, но намерение поющего.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Хвали́те Го́спода, я́ко благ псало́м. Бо́гови на́шему да услади́тся хвале́ние.

Т.е. хвалите Господа, потому что «самое славословие есть благо, самое песнопение бывает источником бесчисленных благ» (Злат. и бл. Феод.). Богови нашему да усладится хваление. Т.е. да будет благоприятно Господу. С Евр.: «Хвалите Господа, ибо благо, петь Богу нашему, ибо это сладостно, – хвала подобающая».

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

К этому псалму, который в еврейской Библии считается 147, присоединяется тот, который у LXX обозначается цифрой 147, так что счет псалмов в еврейской Библии на один вперед теперь прекращается и делается, начиная с 148 Пс и до конца Псалтири, одинаковым как в еврейской, так и греческой Библиях. Связь псалмов 146 и 147 (по нумерации греческой Библии) ясно видна в Вульгате, где хотя 147 псалом (по греческому счету) и стоит под отдельным номером, но счет стихов особенный: 146 псалом заканчивается стихом 11; у LXX 147 псалом начинается со стиха 1-го, а в Вульгате не с 1-го, а с 12-го, являясь, таким образом, прямым продолжением счета стихов 146-го псалма.

Хвалите Господа, яко благ псалом: Богови нашему да усладится хваление

Хвалите Господа, созидающего Иерусалим, собирающего изгнанников и врачующего скорби их

Восхваление Господа в гимнах и песнопениях со стороны еврейского народа есть «хвала подобающая», должная. Она вызывается теми проявлениями Божественного благоволения, которые обильно изливаются на еврейский народ, начинаясь с факта возвращения его из плена. Это «восхваление» не есть, однако, холодное, только внешнее воздаяние Богу благодарения; оно наполняет все существо писателя, согрето чувством и есть выражение глубоко тронутого сердца, которому «благо и сладостно» изливаться в этих благодарственных гимнах.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Хвалите Господа, яко благ псалом: Богови нашему да усладится хваление

Этот псалом написан после плена вавилонского, может быть, в позднейшие времена Неемии, который особенно занят был восстановлением и укреплением Иерусалима (ср. Неем. 2:5, 7 ст. этого псалма). Во время написания этого псалма Иерусалим, как кажется, был уже восстановлен, бывший в рассеянии между язычниками народ (в массе) возвращен в отечество и нанесенные ему раны были исцелены.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible