Скрыть
утверждает в пределах твоих мир; туком пшеницы насыщает тебя;

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Полагаяй пределы твоя мир, и тука пшенична насыщаяй тя

Можно быть и безопасным и многочисленным, и вместе с тем вести войну. Но здесь он таким выражением показы­вает, что они были свободны и от этой опасности, что не только город был свободен от нападения, но и самые отда­ленные пределы их. Видишь ли, сколько исчисляет он бла­годеяний? Первое и важнейшее из всех выражено словами: «Бога твоего». Этими словами он выразил следующее: Он при­близил тебя к Себе, сделал тебя Своим наследником и, будучи общим Владыкою всех, стал твоим по преимуществу; это – первое и главное из всех благ. Второе благодеяние со­стоит в том, что Он поставил город в безопасности. Третье – в том, что Он умножил их. Четвертое – в том, что Он избавил от войн и смятений не один только город, но и весь народ, и притом не однажды, не дважды, и не трижды делал это, но делает постоянно, так как не ска­зал: утверждающий, но: «утверждает». Если же и случались войны, то не потому, чтобы Бог оставлял их, но потому, что они сами отступали от Него; а Его постоянным делом было – ограж­дать, доставлять безопасность, избавлять от всякого смятения и войны.

Вместе с этим благодеянием пророк указывает за­тем и на другие, – на плодородие и обилие земных плодов, научая опять и здесь приписывать все не земле и не свойству воздуха, но промышлению Божию. Каким образом? Следую­щими словами: «лучшею пшеницею насыщает тебя». Смотри: не ска­зал просто: пшеницею, но: «лучшею пшеницею«, выражая вели­кое плодородие; тук пшеничный означает сочность плодов. Таковы дары Божии: зрелы и прекрасны. Бог щедро насыщает тебя самою лучшею пшеницею; это самое желая выразить, он не сказал: дающий, но: «насыщает тебя».

«Утверждает в пределах твоих мир». Это преимущественно и в собственном смысле можно сказать о Церкви; и притом, что особенно удивительно, она наслаждалась миром в то время, как боролась с врагами, и наслаждалась безопасностью тогда, когда все строили ей козни. Потому и сказал Господь: «мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин.14:27). «И лучшею пшеницею насыщает тебя». И это можно в переносном смысле относить к Церкви и разуметь о духовной пище, о том хлебе жизни, который Он даровал нам.

Беседы на псалмы. На псалом 147

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Полагаяй пределы твоя мир». Тебе дарован и повсюдный мир; потому что, приведенные в страх избиением врагов твоих, не смеют нападать на тебя и другие.

«И тука пшенична насыщаяй тя». Бог обогатил тебя земными благами. «Туком пшеницы» Пророк назвал обилие плодов, отчасти дав имя целому; потому что пшеница есть растение хлебное, а «тук пшеницы» – самый лучший хлеб. Но Пророк означил сим и другие плоды. Таким-то о них промышлением пользовались Иудеи древле; но, с неистовством востав на Спасителя, лишились всех благ. Посему и пророческое слово, сказав сие об Иудеях, предвозвещает спасение язычников.

Евфимий Зигабен (†1118)

Полагаяй пределы твоя— мир, и тука пшенична насыщаяй тя.

Бог, говорит, удалил от всех пределов твоих брань и поставил их в мире, или сделал пределы твои мирными. Он же насыщает тебя не просто пшеницею, но туком (жиром) пшеничным, чем называет самую чистую муку (семидал); ибо семидал есть самая тучная и чистейшая пшеничная мука. И не просто дал ее тебе, но и насытил ею, означая сим речением изобилие и богатство плодов.

По словам Златоуста: Не город только освободил от злоумышленников, но и самые последние пределы, что значит ορια. Притом не сказал: поставивший, но поставляющий, что значит постоянство. Слова Феодорита: Даровал тебе и мир со всех сторон; ибо быв устрашены погибелью убитых, другие не посмели делать нападений. Оригена: Пределы Иерусалима (т. е. церкви) все в совершенном мире, а вне пределов ее нет мира. Посему кто не в мире, тот вне пределов Иерусалима (т. е. церкви). Еще Златоуста: Это преимущественно и собственно можно относить к Церкви. Ибо, что наиболее удивительно, Церковь, находясь в состоянии брани, имеет мир, и при всех злоумышлениях со стороны других наслаждается безопасностью. Так сказал Господь: мир оставляю вам, мир Мой даю вам.

По словам Никиты в Своде, под именем пшеницы, как самонужнейшей пищи означил и прочие плоды. Слова Феодорита: Пролил, говорит, на тебя блага земные: ибо туком пшеницы назвал изобилие плодов; так как греч. слово «пирос» означает пшеницу, а тук пшеницы есть самый лучший хлеб. А сим выразил и прочие плоды. Но таковым попечением пользовались Иудеи в древности; и когда безумно восстали на Спасителя, тогда лишились всех сих благ. Потому-то и сие пророчество, содержа о них такие слова, предсказывает о спасении язычников. Оригена: Это согласно и с другим псалмом: и напитал их туком пшеничным. Зерно же пшеничное есть Спаситель, каким Он Сам назвал Себя. Посему Он есть тот тук, которым Бог называет Иерусалим, т. е. телом Его насыщает Церковь.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Полага́яй преде́лы Твоя́ мир, и ту́ка пшени́чна насыща́яй тя.

С Евр.: «Утверждает в пределах твоих мир». Т.е. «избавил от войн и смятений не один только город, но и весь народ, и притом не однажды, но делает постоянно; ибо не сказал: положивший, но полагаяй» (Злат.). И тука пшенична насыщаяй тя. «Смотри, – говорит св. Злат., – не сказал просто: пшеницею, но: туком пшеничным, выражая великое плодородие; тук пшеничный означает сочность плодов»«Тук пшеничный, т.е. самый лучший хлеб. Но пророк означает сим и другие плоды и их обилие» (Бл. Феод.).

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 2-3 яко укрепи вереи врат твоих, благослови сыны твоя в тебе. Полагаяй пределы твоя мир, и тука пшенична насыщаяй тя:

Указание ближайшего повода к восхвалению Господа - укрепление «верей ворот», т. е. завершение постройки Иерусалима и «благословение сынов» Сиона (т. е. евреев вообще), т. е. покойное и беспечальное состояние обитателей Иерусалима, которым не угрожали ни внешние враги, ни недостаток материальных средств к существованию (ср. 1 гл. Агг).

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Полагаяй пределы твоя мир, и тука пшенична насыщаяй тя

Полагай пределы твоя мир. Он сделал границы города, всю окружность, мирною, изгнал самарян. Тук пшеничный ср. Пс. 80:17.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible