Скрыть
К святым, которые на земле, и к дивным Твоим – к ним все желание мое.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Святым, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения Своя в них

Святыми называет освященных Духом, а землею — Христову Церковь. Слово «удиви» имеет значение «открыл», а «Своя» значит «Отчая». Посему, смысл целой речи таков: освященным верою соделал ведомою Отчую волю в них, то есть, в тех, которые на земле Божьей, или в Церкви, или в тех, которые на земле святой, потому что святые, имея жительство на небе, хотя находятся еще на этой земле, но пребывают уже на земле Его. Хотения же Божии суть те частные добродетели, которые Бог соделывает чудными во святых Своих, потому что они имеют какое-то преимущество пред прочими людьми в совершении добродетели. Ибо мужество Апостолов и мучеников неодинаково с мужеством доблестных в ином, и целомудрие Иосифово неподобно целомудрию других. Посему, приводимый ими в удивление, сознает собственную свою немощь, потому что многого недостает ему в сравнении с Божественною силою и с Божественным величием. Ибо, как скоро умножаются немощи в праведниках, поспешают они принести покаяние пред Богом.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Святым иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения Своя в них

Подразумевает здесь Апостолов и тех, которые чрез них уверовали, и говорит, что явным соделались чудеса Божии, потому что они исполнили все повеления Господни.

Евфимий Зигабен (†1118)

Святым, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения Своя в них

Святым, иже суть на земли Его, удиви (дивно оказал)

Я, говорит Спаситель, вполне благонадежен за Себя, зная, что Господь явил нечто весьма чудное и превзошедшее всякие ожидания — явил святым людям, которые пребывают на земле Его. Святый же есть тот, кто искренно возлюбил Бога и кто возложил на Него свое упование, каким был сам говорящий приведенный выше слова. Под святыми, о которых здесь говорится, разумеются все угодившие Богу до пришествия Иисуса Христа на землю. Землею же Его называется или та земля, о которой сказано: Господня земля (Пс. 23,1); или же вышний Иерусалим, в котором предъобитают праведные, будучи еще на земле, и в который переселяются они после смерти. Наконец под святыми можно разуметь апостолов и тех людей, которые уверовали чрез них во Христа, избегших, по воле Божией, от самых разнообразных опасностей и от смерти; а под землею в таком случай должно разуметь церковь, к обществу которой они принадлежат. Далее изъясняется та причина, по которой Бог являет святым дивные дела свои.

вся хотения Своя в них

Ибо где является соизволение Божие, там и сам Бог непременно всегда присутствует, охраняя и направляя наши действия.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Святым, иже суть на земли его, удиви Господь вся хотения своя в них.

Все почти толковники согласно место сие разумеют так, что единственный Богопочтения образ состоит в том, ежели мы святым служителям Божиим благотворительствовать тщимся. В самом деле, поелику Бог в благотворении нашем нужды не имеет, то вместо Себя поставляет святых Своих, дабы мы благотворили им, яко Ему, по оному: понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе (Мф. 25:40). Хотя же любовь наша и к недостойным простираться должна, по примеру небеснаго Отца, Иже солнце Свое сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя и на неправедныя (Мф. 5:45): но Пророк по справедливости святых предпочитает другим, и поставляет их на степени высшем. Он еще далее простирается, и хощет сам присоединиться к числу святых Божиих, и с ними сообществовать аки спутник, как и должно всем сынам Божиим сопряженным быти между собою союзом братския любви, да вси с равною любовию и усердием чтут небеснаго Отца. Итак, признавшись, что ничего достойнаго не обретает, что бы могл принести Богу, Которому всем был одолжен, – прилепляется к святым: ибо ведал, что Бог хощет быть прославляем в них, и что на сей конец избрал и усыновил их Себе, да под руководством Духа Святаго жительствуют единодушно. Отсюду научаемся, что нет ничего приятнее Богу, как когда мы всем сердцем прилепляемся к сообществу верных, дабы сопрягаяся святым благочестия союзом, имели между собою братскую любовь. Таково бо есть сообщество святых. Оно отлучает нас от мерзких мира сего нечистот, да будем священным достоянием Бога. Почему и святыми на земли нарицаются, понеже образ Его носят, да и нас примером своим привлекут подражать жительству их. По той же причине и дивными именуются, понеже Господь удивил в них хотения Своя, то есть, открыл им волю Свою, которую они как сами совершенно исполнили, так и нам сообщили. Таковы были Пророки, Апостоли, мученики, исповедники, пастыри и учители, и проч.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Сергий Терновский, прот. (†1868)

святым, иже суть на земли его, удиви Господь вся хотения своя в них

Хотение означает благорасположение или благоволительные судьбы Божий о человеке. В сем смысле говорили о Христе: да избавит Его, яко хощет Ему. Следственно, псалмопевец хочет сказать, что Господь в действиях Своего промысла, касающихся святых, открывает достойные удивления судьбы Свои о них, и в сих судьбах о святых Он делает предметом удивления Свою к ним любовь, и - не только любовь, но и мудрость, и всемогущество. В самом деле, любовь Его представляется дивною в попечении о святых Его; глубоко Он нисходит, чтобы возвысить их. Из разбойника делает жителя рая; из гонителя - апостола; из блудницы - предмет всемирной проповеди. Столь же удивительно и могущество Его: оно удивительно во внешнем руководительстве; как, например, Господь уготовляет питание семени Авраама; как спасает Иосифа; как бережет Давида от преследования царя? Во всем этом является всемогущий перст Его; но он более открывается в действиях благодати на сердце: мы видим, что самые упорные грешники уступают мановению Христову; самые горделивые мудрецы покоряются слову апостола; самые злые волхвы отрекаются от диавола и лобызают крест. А какая премудрость в обращении грешника! Удивися разум Твой от мене, поет св. Давид. Ежели чудо разума Божия открывается в творении человека, то в спасении грешника оно представляется в гораздо разительнейших чертах. Это лучше узнается по опыту.

Господь делает предметом удивления во святых Свои хотения. Святых хотения суть хотения Божий. И посмотрите, как удивительны сии хотения! Преподобных вызывают в царские чертоги; предлагают почести и славу, а они хотят уединенной пустыни, черствого хлеба; мучитель обещает все удовольствия, а они желают мучительной смерти! Кто не подивится сему? Наконец, предложите им что-нибудь на земле и даже на небе, кроме Бога. Они от всего откажутся, ничего не хотят, кроме Единого Господа. Что ми есть на земли, и на небеса что восхотех: часть моя Боже во век.

Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.3   святым, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения Своя в них

Ст.3   к святым, которые на земле, и к дивным Твоим – к ним все желание мое.
 

Т.е. Господь удивительно поступает с святыми, живущими на земли, дивно проявляя в них и чрез них Свою волю или Свое промышление. По мнению бл. Феод., здесь пророк «под святыми разумеет св. Апостолов и тех, которые чрез них уверовали, и говорит. что явными соделались чудеса Божии, потому что они исполнили все повеления Господни». – По св. Афанасию Ал. – «Давид святыми называет освященных Духом, а землею – Христову Церковь; слово удиви имеет значение: открыл, а Своя – Отчая. Посему смысл целой речи таков: освященным верою соделал (т.е. Господь Иисус Христос) ведомою Отчую волю в них, т.е. в тех, которые на земли Божией, или в Церкви, или в тех, которые на земли святой; потому что святые, имея жительство на небе, хотя находятся еще на сей земле, но пребывают уже на земле Его (на небе). Хотения же Божии суть те частные добродетели, которые Бог соделывает чудными во святых Своих» (Афан.). 

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

святым, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения Своя в них

«Святыми» здесь называется народ еврейский, как избранник Божий, находящийся под Его особенным покровительством и руководством и призванный быть народом святым.

Земля - Палестина, «Дивные Твои» - или старейшины народа, или священники. «Дивный» здесь равнозначащие - знаменитый, известный, каковыми и были священники, как служители Господа, пользовавшиеся почетом и уважением в народе. К родной земле, родному народу истинным пастырям «все желание» Давида, все влечение его из чуждой страны.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

святым, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения своя в них

Как таковой, Ты не нуждаешься и в Моих благах, заслугах, которые я приобрету страданиями и смертию; они определены для святых Божиих (Его; неожиданный переход в третье лице) в земли Его. Мысль, что Его страдания будут иметь следствием спасение столь многих, должна придать мужество в страданиях скорбевшему Богочеловеку; и это мужество должно было возрастать, когда Он на Масличной горе прозревал в будущее и видел плоды своих страданий – для верующих и для Себя Самого. Пророческим взором Искупитель теперь видел уже всех святых, в которых (в жизни которых) Бог чудесно исполнил все желания, которые Он имел, сострадая к их греховной бедственности.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Святым, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения Своя в них

То есть Господь удивительно поступает со святыми, живущими на земли Его, дивно проявляя в них и чрез них Свою волю, или Свое промышление. Удивляясь этому промышлению Божию о святых и желая выразить свое благоугождение Богу, Давид как бы переносит свое благожелание от Бога ко святым Его, в которых Он почивает и чрез которых дивно проявляется Его Божественная слава в мире. Святые угодники Божии благодатию Святого Духа восстановляют и сохраняют в себе образ Божий; примером своей святой жизни привлекают и других подражать их святости. А потому и называются святыми и дивными, потому что Господь удивил в них хотения Свои, т.е. открыл им волю Свою, которую они как сами исполняли, так и нам сообщали. Таковы были пророки, апостолы, мученики, исповедники, пастыри, учители и др.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible