Скрыть
Благословлю Господа, вразумившего меня; даже и ночью учит меня внутренность моя.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Благословлю Господа вразумившаго мя: еще же и до нощи наказаша мя утробы моя

Благословлю Господа вразумившаго мя. Толкование на это находим в деяниях Апостольских. Еще же и до нощи наказаша мя утробы моя. Богодухновенному Писанию обычно утробами называть сокровенные и во глубине таящиеся помыслы, а нощию — что невидимо.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Благословлю Господа вразумившаго Мя: еще же и до нощи наказаша Мя утробы Моя

Но впрочем, вразумляемый Господом и водясь совершеннейшими помыслами, преодолею ночь страданий: ибо ночью назвал примрачность искушений. И никто да не почтет неприличным, что Владыка Христос по человеческому естеству вразумляется, слыша, что говорит божественный Лука: «Иисус же преспеваше премудростию и благодатию у Бога и человек» (Лк.2:52). Да слышит, как еще говорит Евангелист, что Иисуса, устрашившагося страданий и источавшаго пот, подобный каплям крови, укреплял пришедший Ангел (Лк.22:43). Если же имел нужду в ангельской помощи, чтобы показать в Себе естество рабия зрака, то тем паче умудряем был живущим в Нем Божеством. Ибо Он вместе и Бог и человек; и умудряем был, как человек, и Сам был источником премудрости, как Бог.

Евфимий Зигабен (†1118)

Благословлю Господа вразумившаго мя: еще же и до нощи наказаша мя утробы моя

Благословлю Господа вразумившего мя

Эти и следующие затем слова Спаситель говорит как человек. Так и евангелист свидетельствуете о Нем в одном месте, что отроча растяше, и крепляшеся духом, исполнялся премудрости (Лук. 2,40). Посему Он высказывает здесь благодарение за дарованное Ему сокровище мудрости.

Еще же и до нощи наказаша мя утробы моя

Под утробами разумеется желательная сторона человеческой души, так как пожелания именно обитают в утробах, как мы говорили в предыдущих толкованиях; под ночью же должно разуметь смерть Господа. Мое желание, говорит Он, до самой смерти воспитывало и руководило Меня, не увлекая Меня ничем земным и располагая к одному божественному. Или же под ночью можно разуметь сокровенные тайны, и Спаситель здесь как бы хочет сказать, что вот, пока эти тайны оставались неизвестными остальным людям, Меня воспитывало и руководило мое желание.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Благословлю Господа вразумившаго мя: еще же и до нощи наказаша мя утробы моя.

Пророк благодарение возсылает Богу, вдохнувшему ему совет и желание избрать толь изъящное достояние. Хвалю, глаголет, и прославляю Бога, виновника толикаго благодеяния, вразумившаго мя, сиречь, давшаго мне разум, да поступлю премудро во избрании жребия моего. А сими словами явственно исповедует, что стяжание толикаго блага приобрел он верою, веру же стяжал от благодати. За сим присовокупляет: яко еще и в нощи поучают мя утробы моя. Поучение, о котором упоминает здесь Давид, есть внутреннее Духа Святаго просвещение, вразумляющее человека, дабы по слепоте плоти своея не отвергал того света, к которому Бог призывает его. А что не о внешнем поучении говорится здесь, сие явствует из самых слов: понеже глаголет о себе, что он в нощи поучался, то есть, когда удален был от людей. Потом, когда говорит, что сие поучение происходило во утробе его, то без сомнения означает чрез сие таинственныя вдохновения, которыя принимал он по вся нощи во училищи Божием.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Сергий Терновский, прот. (†1868)

Благословлю Господа вразумившаго мя: еще же и до нощи наказаша мя утробы моя

Еще же и до ночи наказаша мя утробы моя

Многие недоумевают, читая сие изречение, но недоумение происходит от того, что не так понимают слово: утробы. При надлежащем понятии сего слова в настоящем изречении встречается и глубокий смысл, и спасительное для всех назидание.

Утроба у св. писателей не всегда употребляется в чувственном значении, как употребил его Никодим в беседе с Господом: еда может второе внити во утробу матери своея и родитися (Ин. 3:4). Утробы в священном Писании имеют значение духовное: Бог именуется благоутробным. Св. Писание говорит, что Господь испытует сердца и утробы (Откр. 2:23), что же это значит? Ужели св. Богослов хотел сказать, что Бог видит внутренние части тела человеческого? Несправедливо. Св. писатель хочет сим выразить, что Всевидящий видит самые потаенные движения сердца, самые сокровенные наши чувства. Давид молится в другом месте: разжжи утробы моя (Пс. 25:2). Без сомнения, св. Подвижник просит не того, чтобы Бог бросил огнь с небеси во внутренность его тела; но чтобы таинственным крещением огня испытал его чувства, как огнем искушается злато. Апостол заповедует, чтобы мы облеклись во утробы щедрот (Кол. 3:12), то есть в смиренномудрие, кротость и долготерпение. Итак, что же значит слово утробы? Утробы означают начало внутренней жизни в человеке, вместилище, которым приемлется духовное питание, ежели позволите выразить, ложесна, в которых хранится и растет зародыш внутреннего человека, означают внутреннее чувство, совесть, которая хранит и возвещает нам закон Божий; сие-то внутреннее чувство, сей внутренний Пророк и Священник наказывал Давида до ночи.

Заметим еще, что у пророка ночи было предоставлено благочестивое занятие, ночью он приносил покаяние, измывал на всяку нощь постелю слезами (Пс. 6:7). Ночь предоставлял и другим как время духовного размышления, яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся (Пс. 4:5). Вообще, благочестивые ночь отделяли от дня для духовного занятия. От сего весьма естественно, что, улучив безмолвие ночи, они предавались богомыслию, воспоминали грехи свои и в тишине мрака и уединения, при свидетельстве единого Господа, омывали их слезами; а равно приводили на мысль благодеяния Божий, оказанные им в тот день, и проливали пред Богом вместе и слезы покаяния, и слезы благодарения.

Но Давид не ожидал ночи, чтобы приносить покаяние или благодарение Господу, еще до ночи его внутреннее чувство научало его и побуждало или к покаянию, или к благодарению. Так оно наказывало его, то есть производило сильное движение в сердце, как бы наносило внутренние удары, и сии удары выражались в болезни самого тела. Мне кажется, оттого пророк употреблял слово утробы, чтобы показать, что действие духовного чувства не останавливается в духе, но отражается и на самом телесном составе человека. Отсюда происходит, что человек издает воздыхания подобно рыканиям уязвленного льва. Отсюда сильные, обильные слезы, биение персей, потрясение самых костей, ибо сказано: несть мира в костех моих (Пс. 37:3).

Кто старался очищать свою совесть покорностью Евангелию и не дал ей уснуть, тот знает, что сие внутреннее наказание соединено с тяжкой болезнью: после греха он чувствует смятение внутри себя; и зной, и хлад рождаются в теле его, как будто огонь разгорается в утробе и он готов на раны (Пс. 37:18), чтобы утушить сие горение.

Сей внутренний пестун еще до ночи начинает наказывать и не дает благочестивым ожидать ночи, чтобы принести покаяние, но сейчас после греха подымает голос и начинает наказывать.

С другой стороны, св. пророк хотел сказать, что внутреннее чувство преследовало его до самой ночи, то есть до того времени не давало ему покоя, доколе он, освободившись от дел и вырвавшись из толпы забот, не достигал часа успокоения. Здесь, взошед в себя, он видел свои преткновения, омывал их слезами покаяния, и тогда оно успокаивалось, потому что сердце очищалось слезами, и сим же слезным покаянием совесть примирялась с Богом.

Сие изъяснение имеет самую непринужденную связь с предыдущими словами; в том Давид благословляет Господа за вразумление или наставление, а в настоящем изречении показывает, как сильно и постоянно было сие наставление Божие. Отсюда-то истинно благочестивые не медлят покаянием, но, ежели случится им впасть в какое преткновение, тут же слышат глас обличения и исправляются: именно, оскорбит ли христианин ближнего - он сейчас спешит примириться с ним, долго носить в себе мучительное чувство греха для него тяжко и убийственно. Уклонился ли каким другим образом от заповеди Божией - немедленно свое преткновение омывает слезами и болезненными воздыханиями к Господу: солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф. 4:26); что св. апостол сказал о гневе, то должно разуметь и о всяком чувстве, противном любви и чистоте Евангельской.

Не дожидайтесь ночи или времени покоя, чтобы очистить грех. С течением времени он глубже пройдет в сердце и укоренится в нем, тогда труднее будет изгнать его. Сюда же можно отнести изречение св. пророка: блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень (Пс. 136:9). А когда наступит ночь, тогда дайте полную свободу чувству - дайте волю слезам и воздыханиям, тогда ничто не будет вас отделять от лица Божия, никакое внешнее впечатление не будет ослаблять вашей жертвы, и сею жертвою очистится грех. Господь примирится и даст сердцу предвкусить то успокоение, которое вполне подается нам в таинстве покаяния; не откладывайте и благодарения, но сейчас же преклоняйте колена сердца пред Богом благодетельным, а когда придет время успокоения, тогда совершайте коленопреклонную молитву благодарения.

Наконец, настоящий псалом, по изъяснению св. апостола Петра, относится к Спасителю (Деян. 11:27, 31). Слова: еще же и до нощи наказаша мя утробы моя, - совершенно соответствуют сему таинственному значению песни Давидовой. В ней Искупитель по человеческому естеству хвалит Бога, вразумившего Его. Что действительно Искупитель, яко человек, принимал наставление от Божества, сие видно из следующих изречений в Св. Евангелии. Он говорит: якоже слышу, сужду (Ин. 5:30). Отец бо любит Сына, и вся показует Ему, яже сам творит: и больша сих покажет Ему дела да вы чудитеся (Ин. 5:20). И в другом месте: якоже заповеди Мне Отец, тако творю (Ин. 14:31).

После сего, обращаясь ко внутреннему чувству своему, говорит, что и внутреннее чувство наказывает меня, то есть не перестает побуждать меня совершить дело искупления человечества. Евангелист неоднократно свидетельствует, что Иисус исполняется чувством милосердия к народу, оставленному без пастыря; что Он скорбит об окаменении сердец упорных фарисеев, что он спешит совершить последнюю Пасху с учениками, дабы вместе совершить и спасение человека: желанием возжелех сию пасху ясти с вами, прежде даже не прииму мук (Лк. 22:15), что нетерпеливо ожидает той минуты, когда возопиет: совершишася! Сие чувство сострадания о грешниках не оставляло Его в покое даже до ночи. Оно понуждало Его до той ночи, в которую Иуда решился предать Его. Бе же нощь, - говорит евангелист, - егда изыде Иуда на предание Господа (Иер. 8, с.45, Ин.13:30. Феодор на сие место). По сему изъяснению слова псалмопевца дают новый спасительный урок: ежели чувствуешь в сердце побуждение к добру, ежели слышишь голос, который зовет тебя на путь христианской деятельности, не заглушай его рассеянностью, не ослабляй невниманием, но дай ему свободу отзываться душе твоей дотоле, доколе по мере сил не исполнишь его требования.

Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.7   Благословлю Господа вразумившаго мя: еще же и до нощи наказаша мя утробы моя

Ст.7   Благословлю Господа, вразумившего меня; даже и ночью учит меня внутренность моя.
 

Еще же и до нощи наказаша мя утробы моя. «Боговдохновенному Писанию, – говорит св. Афанасий, – обычно утробами называть сокровенные и в глубине таящиеся помыслы, а нощию – что не видимо». Т.е. самые внутренности мои, моя совесть и помыслы вразумляют меня даже ночью, что Ты, Господи, есть наилучшее мое достояние. Бл. Феодорит относит к Господу Иисусу Христу и Его человечеству: «вразумляемый Господом и водясь совершеннейшими помыслами, преодолею ночь страданий, ибо ночью назвал примрачность искушений. Умудряем был, как человек, и Сам был источником премудрости, как Бог». 

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Благословлю Господа вразумившаго мя: еще же и до нощи наказаша мя утробы моя

Я благословляю Тебя, который научал и подкреплял всегда меня

Вероятно Давиду, во время его пребывания среди филистимлян, было откровение от Бога, о котором не сообщается в исторических книгах, и этим откровением он «был вразумлен», как ему поступать. - «Учит меня внутренность» - я, говорит Давид, «даже и ночью», долгое время поучался, размышлял о данном откровении.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Благословлю Господа вразумившаго мя: еще же и до нощи наказаша мя утробы моя

Так велико утешение, которое Он почерпает из этого познания, что исполненная этим утешением утроба Его (утроба – седалище чувств – прежде страха, теперь – радостной уверенности) непрерывно побуждает Его хвалить Господа за такое ободрение.

До нощи: во всю ночь страданий поругаемый Спаситель нуждался в этом внутреннем утешении и, конечно, в тишине постоянно благодарил за оное Господа.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Благословлю Господа вразумившаго мя: еще же и до нощи наказаша мя утробы моя

Благословлю – значит то же, что – восхвалю, прославлю или возблагодарю. Утробами пророк нередко называет внутренние, сокровенные помыслы, чувства, также – совесть. Давид имел обыкновение ночью вставать на молитву и, в тиши уединения, размышлять о судьбах Божиих, заповедях и оправданиях Его (Пс. 118:55, 62, 62:7). Таким образом, в сем стихе пророк выражает благодарное чувство к Богу за то, что Господь сохранил его на пути истины, что вдохнул ему мысль и желание избрать столь драгоценное достояние. Восхвалю, говорит, Господа, вразумившего меня, т.е. давшего мне разум для познания истинной веры, так что даже во время ночи я мог размышлять о моем лучшем достоянии, о моем Господе, и самыми сокровенными, внутренними помыслами, самыми чистыми внушениями совести, происходящими по вдохновению от Святого Духа, я поучался и возвышался в духовном просвещении: еще же и до нощи наказаша мя утробы моя.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible