Скрыть
от людей – рукою Твоею, Господи, от людей мира, которых удел в этой жизни, которых чрево Ты наполняешь из сокровищниц Твоих; сыновья их сыты и оставят остаток детям своим.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

от враг руки твоея, Господи, от малых от земли: раздели я в животе их, и сокровенных твоих исполнися чрево их: насытишася сынов, и оставиша останки младенцем своим

Господи, от малых от земли раздели я. Молится, чтобы нечестивые отлучены и как бы отделены были от малых. Кто же суть малые сии, как не те, о которых сказано: мнози суть звани, мало же избранных (Мф. 20,16)?

И сокровенных Твоих исполнися чрево их. Они, говорит, насладились всем досточестным; а потому, дошли до такого презорства, что беззаконнуют. Слова же: сокровенных Твоих – означают: теми наказаниями тайными, о которых имеешь Ты ведение и которых я не знаю, исполни чрева их или, говоря точнее, их самих. Насытишася сынов, и оставиша останки младенцем своим. Исполнились они всякого беззакония и передали его детям, даже оставили младенцам сынов своих, то есть, внукам.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

от враг руки твоея, Господи, от малых от земли: раздели я в животе их, и сокровенных твоих исполнися чрево их: насытишася сынов, и оставиша останки младенцем своим

Господи от малых от земли

Ибо определением Твоим предаешь людей смерти. Ты сказал: «земля еси, и в землю отъидеши» (Быт.3:19).

раздели я в животе их, и сокровенных Твоих исполнися чрево их

Хотя и легко Тебе предать их смерти, но я умоляю, разсыпать их живых, разрушить злое их согласие, и соделать их причастными уготованных у Тебя казней. Так и в песни великаго Моисея говорит Сам Бог: «не се ли вся сия собрашася у Мене, и запечатлешася в сокровищах Моих? В день отмщения воздам, во время егда соблазнится нога их» (Втор.32:34-35).

насытишася сынов, и оставиша останки младенцем своим

И сие Симмах перевел так: насытятся сыны, и оставят останки свои младенцам своим, то есть, знаю, что праведное наказание Твое наложишь не только на них, но и на сынов и на внуков, подражающих лукавству предков. Сказано же: «насытятся», вместо: до сытости приобщатся зол.

Евфимий Зигабен (†1118)

от враг руки твоея, Господи, от малых от земли: раздели я в животе их, и сокровенных твоих исполнися чрево их: насытишася сынов, и оставиша останки младенцем своим

Господи, продолжает пророк, от малых от земли раздели я в животе (жизни) их

Еще теперь, пока они, враги мои, живы, отдели, говорит, их от людей добрых и да не будут первые сопричислены к этим последним. Ту же самую мысль пророк выражает в другом псалме несколько иначе: и с праведными да не напишутся (Пс. 68,29), ибо, будучи отделены таким образом, они восприимут некогда достойное своих деяний наказание. Итак, под малыми здесь разумеются люди добрые вообще; и св. Писание очень нередко называет их этим именем. Большинство же, напротив, составляют люди злые и порочные, которые, благодаря своей численности, в большей части случаев, однако же, одерживают в здешней жизни верх над добрыми. И потому, как говорится, немного спасаемых, и мало избранных. Называя добрых людей малыми, пророк добавил слова: от земли, показывая тем самым, что и они также, как и другие, из земли происходят; но это, однако же, ничуть не было для них препятствием к деланию добра. Наконец, относительно самого порядка слов в приведенном месте должно заметить, что он должен быть следующий: раздели я от малых, сущих от земли.

и сокровенных твоих исполнися чрево их

Под сокровенными некоторые толкователи хотят понимать здесь золото и серебро, и том. под. металлы, которые, будучи скрыты во внутренностях земли, открываются, когда их откапывают. Итак, этих-то, говорит, металлов и наполнилось их чрево, т. е. они сами, или их сокровищницы, которые тоже полны, как их чрево. Или: чрево их наполнено, т. е. пищи, приняв достаточное количество которой они насытились. Но некоторые толкователи св. Писания говорят, что под сокровенными должно понимать здесь те наказания Божии, которые сокрыты у Бога как бы в некоторых особых местах, как и Моисей, говоря во Второзаконии от лица самого Бога о различных наказаниях, присовокупил: Не собрано ли все это у меня и не опечатано ли в сокровищницах моих (Втор. 32,34)? Таким образом, в этих словах заключается пророчество о том, что чрево их, врагов Давида, будет полно сокровенных наказаний Божиих, т. е. они сами будут полны этих наказаний, заменяя часть целым. Посему-то пророк для выражения полноты и прибавил весьма кстати название чрева. Будущее же время пророк употребил в значении настоящего. Провидя это событие своими пророческими очами, пророк рассказывает о нем, как о настоящем и совершающемся или даже совершившемся.

насытишася сынов (свиней)

Свинья у евреев почиталась животным нечистым; так как она не отрыгает жвачки, хотя и имеет раздвоенные копыта, и кроме того еще потому, что свинья сама любит нечистоту. Итак, под образом этого нечистого животного пророк очевидно хотел представить нечистоту помыслов и действий у врагов. Насытились, говорит, они нечистотами, издерживая богатства свои на удовлетворение своей страсти к наслаждениям. Но многие из толкователей, и притом очень ученых, читают это место так: насытишася сынов (как оно читается и в нашем славянском переводе), ссылаясь при этом на то обстоятельство, что в еврейском тексте здесь именно поставлено банион, что означает сынов, а не свиней; и смысл этого места есть как будто тот, что вот они, враги пророка, насытились, как богатств, сынов своих насытились, т.е. родили многочисленных детей. Или даже можно допустить двойное толкование этого места в одно и тоже время. Насытились они или т. е. богатств, или наказаний вместе с сынами своими, предположив опущенным предлог. Иначе говоря: не одни отцы только, но и их дети насытились богатств и подверглись наказаниям.

и оставиша останки (остатки) младенцем своим

Остатков оказалось столько, что их достаю даже на потомков сыновей тех отцов, которые были врагами Давида. Под младенцами их, т. е. именно этих сынов, разумеется потомство последних, которое унаследовало себе от своих предков на целый род, как богатство, так и наказание. И если мы станем разуметь под останками наказание; то здесь заключается как бы пророчество о тех бедствиях, которые имели постигнуть врагов Давида. Но если под останками будем разуметь богатства, то это послужит некоторою прибавкою к их обвинению, что они, наслаждаясь столькими благами, так беззаконно проводили свою жизнь и вменили ни во что долготерпенье Божие.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

от враг руки твоея, Господи, от малых от земли: раздели я в животе их, и сокровенных твоих исполнися чрево их: насытишася сынов, и оставиша останки младенцем своим.

Следуя переводу седмидесяти толковников, разум слов сих есть следующий: разлучи множество нечестивых от малаго стада избранных Твоих сущих на земли, да не развращают беззаконным житием своим нравы незлобивых. Твоим бо определением люди препосылаются к смерти. Ты бо рекл еси: земля еси, и в землю отидеши (Быт. 3:19). Впрочем, хотя Тебе удобно предать их смерти, но я прошу живых их разсыпать, и злое их согласие разрушить. Следуя же Еврейскому тексту, Пророк просит Бога, дабы Он рукою Своею, или небесною помощию, избавил его от людей века сего, коих участь состоит в жизни сей: ибо, не имея понятия о духе и будучи пригвождены к тленным благам, мыслей своих превыше мира не простирают, но так прилепляются к миру, как бы он создан был единственно в угодность им. Отсюду наводит, что сие было бы несправедливо, дабы нечестивые всегда веселилися и радовалися, присвояя себе одним, как бы по наследственному праву доставшуюся, спокойную и благополучную жизнь. К тому же относятся и следующия за сим слова, в которых Давид присовокупляет, что Бог сокровенными благими Своими исполняет чрево их, как и в самом деле видим их не токмо общим светом, дыханием и пищею, но и другими лучшими выгодами наслаждающихся так, как бы Господь носил их в недрах Своих, аки любезнейших пред прочими сынов. Ибо сокровенными Божиими благими нарицает редкие и изящнейшие удовольствий виды. Тяжко сие искушение, ежели кто благоволение Божие оценивает, судя по земному благополучию. Почему не удивительно, что сим обстоятельством смущался и Давид, яко человек. Однако заметить должно, что он сею благочестивою жалобою утешения себе просит, и не на Бога ропщет, дабы и мы от примера его научилися воздыхания наши к Нему направлять. Последних слов разум в том состоит, что люди века сего богатства свои безпрерывным преемством препосылают к сынам и внукам. Ибо как не суть из числа сынов Божиих, то и надо им сие токмо благословение. Следовательно, на день заклания утучняются. Итак, намерение жалобы в том состоит, что они во зло употребляют снисхождение Божие, и потому достойны мщения Его.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Сергий Терновский, прот. (†1868)

Ст. 13-14 Избави душу мою от нечестиваго, оружие Твое от враг руки Твоея, господи, от малых от земли: раздели я в животе их, и сокровенных Твоих исполнися чрево их: насытишася сынов, и оставиша останки младенцам своим

Сие изречение псалмопевца, как и многие другие, служит преткновением для читающего Св. Писание. Простые души, преданные Церкви, остаются в мрачном недоумении, встречаясь с ним; люди, надменные своим образованием по духу Запада, а не Православия, дерзают упрекать Православную церковь, что она произносит слова, которые не имеют значения.

Глубоко ошибаются эти люди, приведенные слова имеют спасительный урок для деятельности христианина. Дабы обличить дерзость и неосновательность тех, которые говорят, что Св. Православная церковь допускает слова, не имеющие значения, и вместе пролить некоторый свет душе простой, преданной Церкви, объясним их в настоящей беседе.

В 16-м псалме, к которому принадлежит настоящее изречение, Давид молится об избавлении Церкви от нападений язычников. Может быть, он прообразовал и в сей молитве, как и во многих других действиях, Искупителя и в лице Его молил Бога об избавлении не токмо Церкви иудейской, но и всего человечества от нападений врага невидимого.

Вникнем в сию молитву: Избави душу мою от нечестиваго, оружие Твое от враг руки Твоея. (Примечание: В слове: оружие твое, есть темнота, она вся исчезает, ежели уничтожим в греческом одну букву V, которая могла быть внесена переписчиком). Должно читать: оружием Твоим. Сей нечестивый враг называется врагом рук Божиих: от враг руки Твоея. Пророк не называет нечестивых врагами Божиими. Они не смеют восставать против Бесконечного Существа Божия; они хорошо знают Его всемогущество и свое ничтожество и восстают на дело рук Его. Где яснее открывается действие Его милосердой десницы, туда они устремляют неприязненные чувства, хотят разорить дело Божие. И как рука Божия всего яснее открывается в Церкви, т. е. на благочестивых, их она руководит, хранит, наделяет своими щедротами, то и враги с яростью устремляются на Церковь; а что Церковь особенно именуется делом рук Божиих, сие ясно из изречений Св. Писания, где она именуется домом Бога живаго (1Тим. 3:15, 16), и где показывается, что сам Господь полагает краеугольный камень в основание ее (1Петр. 2:6).

Однако Давид не просит погибели их, но только желает, чтобы они удалены были от Церкви: раздели их от малых от земли в животе их. Малые земли - это Церковь избранных Божиих, Спаситель именует ее малым стадом (Лк. 12:32). По Его слову: много званных, мало же избранных. Их мало на земле; земля исполнена беззаконий, и среди бесчисленных племен беззаконных живет небольшое семейство чад Божиих.

Встречаясь с беззаконными, они подвергаются различным притеснениям, насмешкам и обидам, сия судьба праведных отражалась во всех периодах мира сего. Каин ненавидел и убил Авеля; рожденный по плоти сын Авраама гнал того, который родился по обетованию; Египет угнетал и мучил израильтян. Пророк молит Господа, чтобы Он избавил Церковь от сообщества с нечестивыми, чтобы по крайней мере сделал племя израильтян, в котором она хранилась, независимым от людей неверующих и чтущим Бога. Сие отделение в отношении к народу израильскому совершилось, когда народы, враждовавшие на Израиль, успокоились в своих границах, а в позднейшее время, когда нечестивые усилиями Маккавеев в самом еврейском народе были удалены от степеней достоинств, с которыми соединено влияние на ближних.

Исполнися чрево их сокровенных Твоих. Сокровенных вместо сокровищ потаенных. (Также говорится: безвестная и тайная вместо тайны.) С сих пор пророк описывает неблагодарность к Богу и жестокость к чадам Церкви врагов Церкви. Ты исполнил чрево их даров Твоих. Ты даешь им, равно как и благочестивым, в изобилии дары природы, исполняя пищею и веселием сердца их, рассыпаешь сокровища твои, которых достаточно не только для удовлетворения нужд, но и для удовольствия; а они, не довольствуясь сим, еще терзают сынов твоих, или, как говорится в другом месте, снедают людей Твоих в снедь хлеба (Пс. 13:4).

Насытишася сыны - слова сии допускают различное изъяснение. 1) Ты благословляешь их чадородием. Что чадородие принадлежит к особенным дарам Божиим, а потеря детей к наказанию - сие ясно во многих изречениях Св. Писания (Пс. 143:12, Иез. 24:25).

2) Насытишася сыны их, - тогда произойдет смысл: Ты в таком изобилии подаешь им Твои дары, что ими насыщаются и сыны их, и даже сии последние оставляют остатки для их поколения. Из соображения сих слов с последующими видно, что пророк хочет сказать: нечестивые пользуются всеми благами, не только они, но и дети их, и все потомство насыщается земным благоденствием, но их благоденствие и кончится настоящей жизнью, а я ежели и терплю здесь за веру и правду, то явлюсь с дерзновением пред лицем Твоим и тогда буду вечно насыщаться зрением славы Твоей! 3) Можно допустить догадку и читать: сынов Твоих, а) догадка сия также возможна, как и в переводе с еврейского внесено местоимение их, b) сей догадкой удерживается без изменения древнее чтение насытишася сынов, с) (сего перевода по Иерониму держится Симмах, по Калмету перевод. Халдейский и Сирийский), d) выражение: насытишася сынов Твоих - оправдывается другим подобозначащим, приведенным выше изречением св. Давида (Пс. 13:4).

Они насыщают свои алчные страсти бедствиями людей, которых Ты духовно усыновил Себе, похищают имение их, разоряют домы, обременяют рабством, подвергают насилию чистоту нравов и святость богослужения.

Но и сего недовольно, они не только сами терзают сынов Твоих, но еще оставляют останки младенцам своим. Что же это значит? Давид, желая изобразить жестокую и непримиримую ненависть врагов Церкви, берет подобие от зверей. Посмотрите на самих домашних зверообразных животных: терзая добычу, они оставляют остатки ее и ждут птенцов своих - для чего же это? Или для того, чтобы им оставить часть добычи, или чтобы пред глазами птенцов надругаться над добычею с тем, чтобы и детей своих приучить к такому же жестокому нраву.

Так и нечестивые враги Церкви не сами только притесняют благочестивых, но передают враждебные чувства и потомкам своим.

Сколь ни странным кажется изъясняемое нами изречение по образу выражения, но мысль, которая в нем заключается, оправдывается вековым и всемирным опытом. Ибо отчего происходит, что в соседних семействах иногда много лет продолжается нерасположение? Оттого, что чувства нерасположения переходят, как наследие, от отца к сыну. Сим же образом объясняются вековые вражды племен; оттого целые народы в продолжение столетий питают взаимную вражду и неприязненные чувства. Оттого, наконец, мир, с тех пор как благочестивый брат приобрел врага в брате нечестивом, от рода в род гонит благочестивых. Вражда продолжается чрез все возрастание мира, один век оставляет ее в наследство другому, и она не прежде кончится, как с окончанием мира.

По сему понятию настоящее изречение Давида дает самый спасительный и полезный урок в жизни. Худое оставляет отец наследие детям, ежели переливает в них чувства неудовольствия, которые сам питает к родным или ближним. Поистине не изъявляй при детях своей вражды на кого-нибудь из ближних. Может быть, участь детей твоих будет зависеть на поприще службы от сего человека; но могут ли они усердно служить ему, когда сердце их питает к нему нерасположение, а, не служа усердно, могут ли получить и его покровительство на пути жизни? С другой стороны, может быть, ты ошибочно питаешь к нему вражду - он не нанес тебе существенной обиды, а только своим правдивым действием оскорбил твое самолюбие. Может быть, и в самом деле был он несправедлив в отношении к тебе; но если дети, не предубежденные о нем в худую сторону, будут оказывать ему действия христианской любви, то мудрено ли, что он смягчится сердцем и обиду, нанесенную тебе, загладит добрым расположением к детям твоим. Вы скажете: и Премудрый в книге Притчей остерегает сына своего от людей нечестивых. Это совсем различные действия: остерегать неопытных людей от общения с развратными или переливать собственные свои чувства в сердца юных не по омерзению к пороку, а по самолюбивому раздражению. Не правда ли, что, перелив враждебное чувство в своих детей, ты увековечиваешь его и уносишь с собою и в жизнь будущую, а следственно, и тебе там будет невозможно достигнуть вечного успокоения, и детям здесь с враждебными предубеждениями трудно пройти поприще настоящей жизни. Аминь.

Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.14   от враг руки твоея, Господи, от малых от земли: раздели я в животе их, и сокровенных твоих исполнися чрево их: насытишася сынов, и оставиша останки младенцем своим

Ст.14   рукою Твоею, Господи, (защити) от людей (сих), от людей мира, коих удел в этой жизни, которых чрево Ты наполняешь из сокровищниц Твоих; сыновья их сыты, и оставят остаток детям своим.
 

Господи, от малых от земли, раздели я в животе их. Слова сии соединяются с предыдущими. Т.е. спаси, Господи, тех, которые в числе малых на земле, в мире. «Молится, – говорит св. Афан. Ал., – чтобы нечестивые были отлучены и как бы отделены от малых. Кто же суть малые сии, как не те, о которых сказано: мнози суть звани, мало же избранных? (Мф. 20:16). Бл. Августин разумеет предопределенных; Халд. переводчик и Евфимий – людей благочестивых, которых немного на земле. 

Раздели я в животе их, т.е. и в сей жизни отдели малых числом, но благочестивых от людей нечестивых. Бл. Феодорит: «умоляю рассыпать их (врагов, нечестивых) живых, разрушить их злое согласие». И сокровенных Твоих исполнися чрево их. Сокровенных – то же, что сокровищ; т.е. Ты наделил и, так сказать, переполнил их благами или сокровищами Твоими. 

Насытишася сынов, и оставиша останки младенцем своим. Т.е. нечестивые благоденствуют, имеют много сынов или оставляют большое потомство, так изобилуют благами, что оставляют оные детям и потомкам своим. 

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

от враг руки твоея, Господи, от малых от земли: раздели я в животе их, и сокровенных твоих исполнися чрево их: насытишася сынов, и оставиша останки младенцем своим

Господи, спаси «от людей мира, которых удел в этой жизни», т. е. враги Давида преследуют его не из высших побуждений, а земных и житейских интересов, все они привязаны и стремятся к временным и личным выгодам, их удел - земля даже тогда, когда Ты «наполняешь их чрево» сокровищ Твоих, когда они и так полны богатства и довольства. Этих благ у них столько, что они как сами пользуются ими, так и после себя оставят большое количество их своим потомкам. Таким образом, все содержание стиха представляет молитву Давида к Богу о том, чтобы Он спас его и его приверженцев от врагов, хотя бы последние были многочисленны и обладали силой и богатством, чего лишен Давид в настоящее время.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Ст. 14-15 от враг руки Твоея, Господи, от малых от земли: раздели я в животе их, и сокровенных твоих исполнися чрево их: насытишася сынов, и оставиша останки младенцем своим. Аз же правдою явлюся лицу Твоему, насыщуся, внегда явитимися славе Твоей

В ст. 14-м псалмопевец молит, чтобы Бог не откладывал наказания врагов его на будущую жизнь, но теперь же (в животе их) наказал их устранением из земли (от земли раздели я), уничтожением, навсегда отделил их от немногих (от малых раздели), т.е. от Давида и участников его бедствий, от небольшого общества людей, на которое они теперь так сильно нападают, в которое неудержимо хотят вторгнуться с своими злоумышлениями. Тем необходимее наказать особенным образом преследователей псалмопевца, что они пользуются самым лучшим внешним благосостоянием, обильно благословлены детьми, как знаком особенной милости Божией (Пс. 126, 3 и Пс. 127) и могут свое благосостояние передать в наследство детям; и из того легко можно было бы заключить, что Бог не заботится о судьбе добрых и злых, ненаказанно допускает беззаконие. Таким образом пусть Господь накажет наслаждающихся благами жизни врагов его; а псалмопевец (как получивший избавление) пойдет тогда ко святилищу (явлюся лицу Твоему; Исх. 23:15, Втор. 16 и др.), чтобы возблагодарить Бога за торжество правого дела; когда Бог в наказании врагов и спасении псалмопевца покажет славу Своего правосудия, тогда и для Давида вместо теперешней богатой лишениями жизни (во время гонений) наступит благоденственное состояние (насыщуся).

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Господи, от малых от земли: раздели я в животе их, и сокровенных Твоих исполнися чрево их: насытишася сынов, и оставиша останки младенцем своим

В новом издании Псалтири («Учебная Псалтирь» 1897 г.) к словам: от малых от земли раздели – сделано примечание, которым допускается замена сих слов напечатанными на поле словами: от малых на земли разлучи; каковою заменою отчасти уясняется неудобопонятность славянского чтения сего стиха. Уясняется она также и контекстом речи, т.е. сопоставлением предыдущего чтения с последующим. Прося Господа о том, чтобы лишил силы и власти нечестивых врагов его, которых множество, пророк вместе с тем умоляет Его, чтобы это множество нечестивых Господь разлучил от малых на земли, от малого стада избранных Своих, чтобы те беззаконным житием своим не развращали добрые нравы незлобивых. И Господь Иисус Христос благочестивых избранников называет малыми, также малым стадом, и за развращение, за соблазн единаго от малых сих, угрожает горем и погибелью (Мф. 18:6-7), а малому стаду избранных обещает блаженство в Царстве Отца Небесного (Лк. 12:32). И сокровенных Твоих исполнися чрево их. Сокровенных от слова: сокровенная, – то же, что сокровища или блага мира сего, земные блага, сокрытые в щедрой руке Божией, которая отверзается для насыщения всякого животного (Пс. 103:28; Пс. 144:16). Нечестивые не имеют понятия о духовной жизни, а живут только для земной жизни и заботятся только о благах или сокровищах мира сего тленного, которых, по благости Божией, и исполняется чрево их, т.е. они вполне наслаждаются сокровищами земными. Насытишася сынов (в вышеозначенном издании «Учебной Псалтири» против слова сынов на поле стоит: Сынове и оставиша останки младенцем). Это значит, что нечестивые, или люди века сего, в таком изобилии пользуются вещественными благами (сокровенных Твоих) мира сего, что после отцов блага эти, их богатства, по преемству и наследству, переходят к сыновьям и внукам их (оставиша останки младенцем своим).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible