Скрыть
с чистым – чисто, а с лукавым – по лукавству его,

Святые отцы

Прочие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 26-27 С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши и со строптивым развратишися

С сердечным расположением людей сообразуешь Ты воздаяния свои, Владыка. Преподобным уделяешь, что достойно их преподобия; неповинным и свободным от греха, что им соответственно и избранным и совершенным, что совершенно, а для совратившихся с праваго пути и идущих путем противоположным, устрояешь, что находят и конец сообразный с сим путем. Как же и каким образом?

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Ст. 26-27 С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися

Беседа и общество ближних очень действует на человека. Беседа и знакомство с ученым сообщает много сведений, с поэтом — много возвышенных мыслей и чувствований, с путешественником много познаний о странах, о нравах и обычаях народных. Очевидно: беседа и знакомство со святыми сообщают святость. С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши. И со избранным избран будеши.

О чтении святых Отцов

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 26-27 С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранными избран будеши, и со строптивым развратишися (изменишься)

Преподобным обыкновенно называется тот, кто благочестив пред Богом; неповинным тот, кто чист душою пред людьми; избранным — тот, кто совершен в добродетели; строптивым — человек лукавый. — Сказанные выше слова могут иметь свое приложение ко всякому и содержать в себе весьма поучительный смысл: они именно значат, что каков тот, с кем ты живешь вместе или обращаешься, таким будешь и сам, изменяемый сообразно с свойствами человека близкого к тебе. Развратишися, иначе — переменишься; будешь праведным (в обществе т. е. преподобного, неповинного, избранного), переменишь лукавые мысли твои на добрые. Но эти слова некоторые относят также и к самому Богу и дают им в сем случае следующий смысл: Ты, Боже, как бы так, по мнению их, говорит пророк, воздаешь каждому по достоинству его, будучи сам существом праведнейшим. Ты освящаешь преподобного, оправдываешь неповинного, отличаешь избранного, переменяешь строптивого на доброго, препятствуя ему делать злое. Изъясняющие таким образом это место — прибавляют, что здесь во всех случаях употреблено пророком, вместо причастия, отглагольное имя прилагательное, и это своего рода идиоматизм языка, наприм. преподобный вместо упреподобляющий или освящающий.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися.

Изъясняет вышереченныя слова, показывая причину, чего ради рекл: воздаде ми Господь по правде моей: понеже де Бог праведен есть, и потому праведных любит, помогая, защищая и покровительствуя им. Беседует убо к самому Богу, и глаголет: с преподобным преподобен будеши, то есть, с человеком, милующим ближняго, и Ты милостиво поступаеши. Я поступил снисходительно и кротко с моим главнейшим врагом: убо и Ты милостив был еси ко мне. Подобным образом разуметь должно и прочия слова.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст. 26-27   С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися

Ст. 26-27   С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним – искренно; с чистым – чисто, а с лукавым – по лукавству его
 

С преподобным преподобен будеши. Т.е. со святым человеком Ты, Господи, поступишь свято; и с мужем неповинным неповинен будеши, т.е. невинного оставишь без наказания, не наказываешь; и со избранным избран будеши, т.е. с избранным поступаешь, как с избранным или совершенным, по его достоинству. Здесь та мысль, что Господь Бог воздает каждому должное, никого не обижая, сообразуя Свои воздаяния с заслугами и нравственным состоянием каждого. И со строптивым развратишися, т.е. для лукавого или порочного изменяешься, превращаешься из милостивого в грозного Судию. С Евр.: «С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним – искренно; с чистым – чисто, а с лукавым – по лукавству его». «С сердечным расположением людей, – поясняет бл. Феод., – сообразуешь Ты воздаяния Свои, Владыка. Преподобным уделяешь то, что достойно их преподобия (т.е. святости): неповинным и свободным от греха уделяешь, что им соответственно; избранным и совершенным – что совершенно, а для совратившихся с правого пути, идущим путем противоположным устрояешь то, что они находят и конец сообразный с сим путем». Давид приводит причину, почему Бог спас и избавил его от врагов, – потому, что Бог правосуден. «Поскольку я сохранял пути Твои: то и Ты, Который преподобен с преподобным, не остановил взора на уклонении от правды, какое было со мною на время, но воздал мне на суде Твоем по жизни, какую вел я после, и по делам, совершенным мною в правде» (Св. Афанасий Ал.).

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 26-27 С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися

Господь и с каждым поступает так, как он того заслуживает

Господь с каждым поступает соответственно тому, что он заслуживает: чистого, праведного Он награждает, а лукавого карает.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Ст. 26-27 С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися

Давид показывает основание, почему Бог спас его от угрожающих опасностей посредством наказания врагов; потому что он справедливо пред ним поступал и поступает (ст. 21-25), и потому что Богу свойственно поступать с человеком так, как поступает в отношении к Нему человек; а что Бог так поступает в отношении к человеку, как человек в отношении к Богу, это подтверждает опыт, ибо (ст. 28) Бог помогает угнетенной невинности (люди смиренныя) и наказывает гордых нечестивцев; особенно же это открывается в благодатной помощи, которую Господь оказывает и окажет псалмопевцу (ст. 29); и он в Боге силен против всех врагов (ст. 30).

Ст. 26 и 27 содержат так часто не признаваемую аксиому, жизненный закон Божий; когда Бог имеет дело с благочестивыми (преподобным), то поступает милостиво, помогает им в опасностях, короче – действует так, как только могут действовать благость и любовь (свойства праведного и неповинного); напротив, когда имеет дело с развращенными, с грешниками, то строго поступает с ними, в своем гневе отвергает их от Себя, действует по отношению к ним так, как развращенные и грешники действуют по отношению к невинным, которых они угнетают; и действительно грешники воображают, когда Бог наказывает их, что Он поступает с ними несправедливо.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 26–27 С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися

Быть преподобным – значит сохранять данное Богом при сотворении человеку подобие Ему, чрез веру и добрые дела, значит быть верующим и благочестивым; быть неповинным – значит вести жизнь свою по заповедям Божиим, чтобы в противном случае не оказаться виновным пред Богом за преступление Его святой воли; быть избранным – значит быть возлюбленным Богом за сохранение веры и любви своей к Нему; быть, наконец, строптивым – значит быть развращенным человеком, непостоянного нрава, изменчивым в своих мыслях и действиях, лукавым. Преподобен будеши, неповинен будеши – некоторые употребляют эти слова (выраженные во втором лице) в применении к другому человеку, с которым говорят, в таком смысле: каков тот, с кем ты живешь вместе или обращаешься, таким будешь и сам, то есть, с добрым и милостивым поживешь, будешь и сам добр и милостив. Но вернее будет эти слова относить к Богу на том основании, что они имеют тесную связь со следующими за ними изречениями, и псалмопевец в следующих далее стихах явно обращается к Богу, говоря: Яко Ты люди смиренныя спасеши. – Со строптивым развратишися – это значит: Ты, Господи, с лукавым человеком изменишься, поступишь по лукавству его. Таким образом, смысл изречений 26-го и 27-го стихов будет такой: Ты, Господи, каждому воздаешь должное, никого не обижая, сообразуя Свои воздаяния с заслугами и нравственным состоянием каждого. С преподобным, или, что то же, со святым человеком Ты поступишь свято, с неповинным неповинен будеши, т.е. невинного Ты не обвинишь, не будешь наказывать… И со строптивым развратишися, т.е. для лукавого или порочного Ты изменяешься, из Благого и Милостивого превращаешься в грозного Судию.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible