Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Псалтирь 17:28
ибо Ты людей угнетенных спасаешь, а очи надменные унижаешь.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Афанасий Великий, свт. (†373)
Яко Ты просветиши светильник мой, Господи: Боже мой, просветиши тму мою
Яко Ты люди смиренныя спасеши. Отсылает к лику Апостолов. И очи гордых смириши. Это идет к фарисеям и книжникам.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Яко Ты просветиши светильник мой, Господи: Боже мой, просветиши тму мою
«Яко ты люди смиренныя спасеши, и очи гордых смириши». Тех, которые водятся скромным образом мыслей, или смиряются по обстоятельствам, удостоиваешь спасения, и делаешь славными. А тех которые подъемлют брови и порабощены кичливостию, принуждаешь склонить взор к земле и размыслить о бедности своего естества.
Евфимий Зигабен (†1118)
Яко ты люди смиренныя спасеши и очи гордых смириши (унизишь)
Смиренные, т.е. по причине добродетели. Очи же гордых, т.е. просто гордецов, от части (очей) давая разуметь о целом. Или же выражение очи гордых, означает, что эти люди (т. е. гордецы) обыкновенно легче всего распознаются по их глазам; они всегда поднимают вверх свои брови, находящаяся над глазами. Но ты, говорит, сделал с этими глазами то, что они станут смотреть у них в землю от скорби. Или иначе: люди смиренные, т.е. народ из язычников, склоняемых вниз от тяжести грехов своих. Гордые же, т. е. иудеи, хвалящиеся законом своим и предками.
Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
Яко ты люди смиренныя спасеши и очи гордых смириши.
Пророк объясняет два предидущие стиха, приводя причину, чего ради Бог с преподобным преподобен, с мужем неповинным неповинен, и со избранным избран бывает, или просто с кроткими и смиренными людьми кротко поступает, паче же и спасает их. Понеже де смирение, яко главизна всех добродетелей, зело благоприятно Богу: сего ради Господь всех смиренных спасает, то есть, сохраняет и возвышает, подавая им Свою благодать. И напротив того, понеже гордость, яко царица всех пороков, зело неблагоприятна Богу: сего ради гордым всем противится, низлагает и смиряет их. А понеже гордость зрится во очах паче, нежели во иных членах, сего ради глаголет: очи гордых смириши.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
Ст.28 Ибо Ты людей угнетенных спасаешь, а очи надменные унижаешь.
Очи гордых смириши. С Евр.: «очи надменные унижаешь». Т.е. «тех, кои подъемлют брови и порабощены кичливости, принуждаешь склонить взор к земле и размыслить о бедности своего естества» (Бл. Феод.).
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Яко Ты люди смиренныя спасеши и очи гордых смириши
Смирение, как одна из главных добродетелей, служащая основою для других христианских добродетелей, повсюду похваляется не только в псалмах (Пс. 33:19;75 и др.), но и во всем Священном Писании, особенно же в Евангелии, а гордость осуждается как причина многих других пороков и преступлений. Выражение: очи гордых смириши – невольно напоминает читателю евангельскую притчу Господа Иисуса Христа о мытаре и фарисее (Лк. 18:10–14), в которой смирение, в лице мытаря, представляется возвышающим человека пред Богом, а гордость, изображенная в лице фарисея, вошедшего с высоким самомнением в храм и здесь, с поднятыми кверху очами, перечислявшего свои добродетели, была осуждена и унижена Господом. Мытарь, по слову Господа, «не хотяше ни очию возвести на небо: но бияше перси своя», просил помилования у Бога, глаголя: «Боже, милостив буди мне грешнику». Так и пророк Давид, быв облечен царским достоинством, никогда не гордился и не возвышался, но смирял себя пред Богом, за что и надеялся получить и получал от Бога великие милости и спасение; тогда как враги его отличались всегда гордостью, высоко поднимали очи, превозносились, за что и подвергались осуждению и различным казням от Бога.