Скрыть
Господь – твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, – скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 2-3 Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя: Господь утверждение мое, и прибежище мое, и Избавитель мой, Бог мой, Помощник мой, и уповаю на Него: Защититель мой, и рог спасения моего, и Заступник мой

Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя. Господь утверждение мое и прибежище мое. Сознавая Божии благодеяния, приносит Богу величайший из даров, именно любовь, которую Спаситель и в заповедях поставил на первом месте.

Толкование на псалмы

Нил Синайский, прп. (†430)

Господь утверждение мое, и прибежище мое, и Избавитель мой, Бог мой, Помощник мой, и уповаю на Него: Защититель мой, и рог спасения моего, и Заступник мой

Говорил ты мне, что весьма занимает тебя буквальный смысл написанного, потому что он ясен, но с большим любопытством, как говорил, вникаешь ты в духовный смысл и охотно желаешь истолковывать Писание в смысле духовном. Посему под «рогом спасения» (Пс. 17:3) разумей бесстрастие, а под «домом Давидовым» – Церковь. И поэтому, если и сам ты принадлежишь к мысленному «Давидову дому», то подвизайся в бесстрастии и усовершенствовании души, потому что может сие совершаться и среди мира, как было с Иосифом и Даниилом.

Письма на разные темы. Постельничему Валерию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 2-3 «Возлюблю Тя Господи крепосте моя: Господь утверждение мое, и прибежище мое, и избавитель мой, Бог мой, помощник мой, и уповаю на Него: защититель мой, и рог спасения моего, и заступник мой

За благодеяние Пророк воздает любовию; потому что ее одну и может принести в дар Богу облагодатствованный им. Любовь и Бог узаконил в начале законоположения. Ибо сказано: «возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всея души твоея и от всея силы твоея» (Втор.6:5). А за любовию следует угождение любимому; потому что «любы вся покрывает, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит. Любы николиже отпадает» (1Кор.13:7-8). Блаженный же Давид дает обещание любить Бога, не как уже исполнивший сие совершенно, но как недопускающий и возможности насытиться сею любовию. Потом переименовывает божественныя благодеяния, и из списка полученных им благ делает список имен Божиих, и называет Бога «крепостию», как приявший крепость; «утверждением», как соделавшийся твердым против врагов; «прибежищем», как имевший Бога стеною и твердою оградою; «избавлением», как избавленный Богом от неприязненных; «помощником», как сподобившийся от Него помощи; «защитителем», как имевший Его при времени споборником; «рогом спасения» и «заступником», как спасенный Его промышлением. Употребил же выражение: «рог спасения» в переносном смысле, заимствовав оное от животных, которые рогами отражают неприятелей.

Евфимий Зигабен (†1118)

Господь утверждение (опора) мое, и прибежище мое, и избавитель мой

Господь был утверждением для пророка, потому что укреплял его и сделал непоколебимым пред напором на него разного рода испытаний. Далее Господь был для пророка прибежищем, потому что принял его, обращенного в бегство, под свою всесильную защиту и окружил его оплотом божественной своей помощи. Наконец Господь был избавителем для пророка, ибо избавил его от руки врагов его, когда они готовы были уже захватить его в свои руки и сделать своим пленником.

Бог мой, помощник мой, и уповаю на Него

Только один и есть у меня всегдашний помощник мой, говорит пророк, это Господь; возложу же я на Него все свое упование. Уповая на Него, я не боюсь уже ничего, что бы ни ожидало меня впереди, и я уверен, что Он спасет меня всегда.

Защититель мой, и рог спасения моего и заступник мой

Защититель, говорит, мой, т. е. Ты, который охраняешь меня в сражении, дабы не ранил меня враг мой. Потому что когда хотят защитить кого-либо на войне от ран, то обыкновенно стараются закрыть его щитом своим. Рог спасения, т. е. оружие как для защиты от врага, так и для поражения его; ибо те животные, которые имеют рога, весьма сильно защищаются ими в борьба с своим противником. Известно также, что существует особое оружие для обороны или защиты себя от врага и особое для поражения его. Бог, говорит пророк, заменил для меня тот и другой род оружия; Он и защитил меня от ран на сражении, и поразил врагов моих. Он и заступник мой, потому что Сам защищал меня, когда упадал я духом и когда овладевала мною трусость; потому что подкреплял меня, когда застигали меня слишком тесные обстоятельства.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Господь утверждение мое, и прибежище мое, и избавитель мой, Бог мой, помощник мой, и уповаю на него: защититель мой, и рог спасения моего, и заступник мой.

Пророк начинает псалом от любве, еюже тщится возблагодарить за благодеяния, оказанныя ему Богом. Сию бо едину жертву может принесть Богу благодетелю своему человек облагодетельствованный; сию и сам Бог в самом начале закона положил: возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и всею крепостию твоею (Лк. 10:27). За любовию же следует почтение к лицу любимому: ибо любы вся любит, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит (1Кор. 13:7). Обещает же блаженный Давид возлюбить Бога не потому, аки бы доселе не имел любви к Нему, или бы не совершенно сие исполнил, но поелику не терпит иметь сытости в любви. Потом к каждому благодеянию Божию приличное наименование присовокупляет, и по числу полученных благ число имен умножает, глаголя: возлюблю Тя Господи, крепосте моя: Господь утверждение мое, прибежище мое, и избавитель мой.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст. 2-3   Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя: Господь утверждение мое, и прибежище мое, и избавитель мой, Бог мой, помощник мой, и уповаю на Него: защититель мой, и рог спасения моего, и заступник мой

Ст. 2-3   Возлюблю тебя, Господи, крепость моя!  Господь, твердыня моя и прибежище мое, избавитель мой, Бог мой, – скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое
 

Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя. Сих слов нет во 2Цар. 22:2, – где сей псалом прямо начинается: Господи каменю мой, утверждение. «Давид, – говорит св. Аф., – сознавая Божии благодеяния, приносит Богу величайший из даров, именно любовь». Слова: крепость, утверждение, прибежище, Избавитель, Помощник, Защититель, рог спасения, Заступник, означают, по бл. Феодориту, благодеяния Божии и разные блага в деле спасения от врагов, полученные Давидом.

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Господь утверждение мое, и прибежище мое, и избавитель мой, Бог мой, помощник мой, и уповаю на него: защититель мой, и рог спасения моего, и заступник мой

Возлюблю Господа, который спас меня от опасностей, угрожавших смертью

«Господь… - рог спасения моего». Сравнение взято с животных, у которых их рога служат средством защиты и через них проявляется сила животного. Как рога для животного, так Бог являлся орудием, защищавшим Давида от врагов.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 2–3 Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя: Господь утверждение мое, и прибежище мое, и избавитель мой, Бог мой, помощник мой, и уповаю на Него: защититель мой, и рог спасения моего, и заступник мой

Испытав, в продолжение всей своей жизни, постоянно изливаемые на него милости и благодеяния Божии, многократно и многообразно облагодетельствованный, чем другим пророк мог выразить чувства благодарности к Богу, какую лучшую жертву мог принести Ему как не выражение крепкой любви своей к Богу? И Сам Господь Бог ничего высшего и большего не требует от человека, как той же самой любви: «Возлюбиши Господа Бога Твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и всею крепостию твоею» (Лк. 10:27; Втор. 6:5). Стараясь всеми силами души своей выразить эту любовь и всецелую преданность свою Богу, Давид как бы не находит слов для выражения чувства благодарности за многие и различные благодеяния, оказанные ему Богом. Возлюблю Тебя, Господи, говорит он, крепость моя! Господь твердыня (каменный утес, petra) моя и прибежище мое (укрепленное место), Избавитель мой, Бог мой, скала моя; и на Него я уповаю, щит мой, рог спасения моего и убежище мое. Все эти слова и выражения пророка понятны и близки сердцу человека верующего и уповающего на Бога. Во всякой нужде и скорби прибегающий к Богу находит в Нем Защитника и Избавителя, убежище, неприступную скалу, которую не может сокрушить никакая злая сила, не может повредить никакой враг. Выражение рог спасения нередко употребляется как у псалмопевцев, так и у других богодухновенных писателей. Слово «рог» часто означает силу, крепость. Некоторые из бессловесных животных одарены от природы рогами, которые служат им орудием для защиты от нападения со стороны других животных или для спасения от какой-либо опасности. Отсюда, без сомнения, у евреев в их образную, искусственную речь вошло выражение «рог спасения». Затем это выражение имело, конечно, связь с существовавшим у евреев обычаем в случае тяжкой беды, угрожавшей смертною казнью, прибегать к жертвеннику храма, ухватиться и держаться руками за роги этого жертвенника (Исх. 27:2), и здесь ожидать милости и спасения. Хотя это не всегда спасало от беды и смерти (3Цар. 1:52), тем не менее от утвердившегося обычая произошло то выражение, которым наилучшим и общепонятным образом высказывалась спасительная сила Божия (Лк. 1:69), всегда готовая на помощь всем призывающим ее.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible