Скрыть
по одному слуху о мне повинуются мне; иноплеменники ласкательствуют предо мною;

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

в слух уха послушаша мя. Сынове чуждии солгаша ми

Сынове чуждии солгаша Ми. Израиль, называвшийся сыном перворожденным, назван сыном чуждым за неверие.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 44-46 Избавиши мя от пререкания людий: поставиши мя во главу языков: людие, ихже не ведех, работаша ми, в слух уха послушаша мя. Сынове чуждии солгаша ми, сынове чуждии обетшаша и охромоша от стезь своих

«Избавиши мя от пререкания людей». Здесь предвозвещает неистовое устремление Иудеев на Спасителя и спасение язычников, и советует не иметь никакого общения в их пререкании.

«Поставиши мя во главу языков». Не знаем, чтобы Давид царствовал над язычниками; посему пророчество исполняется Родившимся от Него по плоти, который Сам именуется Давидом, по слову блаженнаго Иезекииля (Иез.37:24), то есть, Владыка Христос воцарился над всеми язычниками, и всегда владычествуя над всеми, как Бог, и по вочеловечении прияв от уверовавших в Него добровольное включение себя в рабы Ему.

«Людие, их же не ведях, работаша Ми:». «В слух уха послушаша мя». Сие предвещает от лица Владыки Христа. Сказует же: не принимавшие никогда ни законодателя, ни Пророка Моего, быв призваны, без труда послушались, и возлюбили Мое владычество. «Сынове чуждии солгаша Ми;».

«Сынове чуждии обетшаша, и охромоша оть стезь своих». Именовавшиеся сынами, и вписанные в число сынов, сами себя соделали чуждыми, став непризнательными к благодеяниям, поколебавшись в вере, и оставив стезю благочестия. Так и чрез Пророка Иеремию говорит Бог: «како превратился еси в горесть, виноград чуждий? Аз же насадих тя виноград плодоносен, весь истинен» (Иер.2:21). Одним показывает, что они собственное Его насаждение; а другим обличает их неблагодарность. Слова же: «обетшаша» и «охромоша» Симмах перевел: будут обезчещены и посрамлены. И исполнение свидетельствует об истине предречения; потому что Иудеи исполнены безчестия, для всех представляются мерзкими.

Евфимий Зигабен (†1118)

в слух уха послушаша мя. Сынове чуждии солгаша ми

В слух уха послушаши мя

Чрез слух, говорит, уха принял Евангелие мое народ из язычников.—Почему и Павел сказал: вера от слуха (Рим. 5,17).

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

в слух уха послушаша мя. Сынове чуждии солгаша ми,

Сие повествование не к лицу Давида относится, но есть пророчество о будущем царстве Христовом. Хотя же и Давид мог похвалиться, что многие иноплеменные народы, которых свойства и нравы были ему не совсем известны, из чести работали ему: но те, которых он завоевал, не вовсе были ему неизвестны, яко сопредельные и недалече отстоявшие. Итак Бог, под сими прикровенными словами прообразил нам безпредельное Сына Своего царство, котораго пространство, протязаяся от востока солнца до запада, весь объемлет мир. К тому же смыслу относятся и оныя слова: в слух уха послушаша мя, или как в Еврейском тексте изображено: услышав о мне, послушают мя. Хотя бо Давид победами своими приобрел себе толь славное имя, что многие народы, оставя оружие, добровольно ему покорилися, но поелику они соделали сие от страха, и смотря на других соседственных народов, испытавших на себе силу оружия его: то нельзя собственно сказать, чтоб они оказали ему послушание по единому о нем слуху. Следовательно, правильнее сие приличествует Христу, Который словом покорил Себе мир, и единым слухом соделал Себе послушными людей, прежде сопротивлявшихся Ему.

Итак, поелику Давид носил образ Христа, то Бог и покорил под власть его отдаленные народы, которые прежде неведомы были Давиду касательно нравов их. Но это было прообразованием обещаннаго Христу владычествия, Котораго величие долженствовало распространиться до последних пределов мира.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.45   В слух уха послушаша мя. Сынове чуждии солгаша ми

Ст.45   По одному слуху (обо мне) повинуются мне; иноплеменники ласкательствуют предо мною
 

В слух уха послушаша мя. Т.е. по одному слуху обо Мне, о Моей славе, услышав Мое учение, уверовали и повиновались Мне. Сынове чуждии солгаша ми. Если относить к Давиду, то можно так понимать: но эти же иноплеменные народы покорялись мне притворно, по неволе, казались покорными и дружественными, не быв на самом деле таковыми, изменяли, как например – Сирияне и Аммонитяне (2Цар. 10:1). – Но св. Афан. и бл. Феод. разумеют Иудеев, изменивших вере и закону. «Израиль, называвшийся сыном перворожденным, назван сыном чуждым за неверие», говорит св. Афанасий. 

Толкование на Псалмы

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 45–46 В слух уха послушаша мя: сынове чуждии солгаша ми. Сынове чуждии обетшаша и охромоша от стезь своих

Продолжая речь о тех людях и народах, которые, быв неведомы Христу, поработали Ему, присоединившись к Святой Церкви Его, пророк от имени Господа Иисуса Христа говорит: по одному слуху обо Мне, о Моей славе, услышав Мое учение, они уверовали и повиновались Мне,– в слух уха послушаша Мя. Кого же нужно разуметь здесь под именем сынов чуждих, о которых далее говорит псалмопевец, что они солгаша, обетшаша и охромоша? В буквальном смысле «сынами чужими», по отношению к царю-пророку Давиду, называются иноплеменные побежденные народы, которые прежде были свободны, а потом принуждены смириться пред Давидом, выразить ему покорность свою, хотя и притворно, неискренно: сынове чуждии солгаша ему. Они же и обетшаша, по-русски: «Обветшали, одряхлели, состарились» – в рабстве иудейскому царю, иные из них исчахли и померли в узах и темницах; охромоша от стезь своих, по-русски: захромали от путей своих, – это выражение обозначает тех невольников, которые, будучи во узах или оковах, кажутся хромающими на ходу. В смысле же духовном и таинственном под именем сынов чуждых нужно разуметь неверовавших в Господа Иисуса Христа иудеев, а выражениями: сынове чуждии солгаша ми, обетшаша и охромоша от стезь своих – означается то крайнее ожесточение и упорство их (Иер. 2), в котором они состарились и, совратившись от стезей благочестия, погибли. За что и Христос Спаситель обличает их в Евангелии (Ин. 8:39–47), говоря, что они напрасно присваивают себе название чад Божиих, по происхождению от праведного Авраама, и что неверием и злыми делами они соделали себя чадами дьявола.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible