они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота;

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

вожделенны паче злата и камене честна многа, и слаждшя паче меда и сота

Видишь, как он, выставив на вид вещества, почитаемые самыми драгоценными, не только не удовольствовался таким сравнением, но еще прибавил: «многа», и этим показал нам превосходство слова Божия; «паче злата, – говорит, – и камене честна многа». Это не значит, впрочем, что только в такой степени и вожделенны слова Божии; но, так как видел, что этим особенно веществам люди дают самую высокую цену, то их и выставил на вид, чтобы показать превосходство и высочайшую драгоценность слов Духа. А чтобы видеть, что божественное Писание всегда имеет обычай сравнивать пользу, им доставляемую, с чувственными предметами и таким образом показывать превосходство свое, слушай, что следует далее. «И слаждша паче меда и сота». И здесь также не то, чтобы (слова Божии) были сладки только в такой степени или могли доставлять только такое удовольствие, но так как Давид в чувственных предметах не находил ничего другого для сравнения с сладостию слов Божиих, то и упомянул именно об этих вещах (меде и соте) и таким образом показал превосходство и высочайшую сладость духовных наставлений.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 14


Сказал так не потому, чтобы это одно было самое вожделенное, но потому что у нас нельзя найти чего-либо другого драгоценнее этих предметов. Потому он и присовокупил: «и сладчайша паче меда и сота». И здесь опять он употребил это сравнение потому, что не мог найти вещества слаще меда.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 22

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 8-11 Закон Господень непорочен, обращаяй души: свидетельство Господне верно, умудряющее младенцы. Оправдания Господня права, веселящая сердце: заповедь Господня светла, просвещающая очи. Страх Господень чист, пребываяй в век века. Судьбы Господни истинны, оправданны вкупе. Вожделенны паче злата и камене честна многа, и слаждша паче меда и сота

Законом, свидетельством, оправданиями, заповедию, судьбами Пророк называет закон Моисеев. Ибо так именует себя и сам закон, когда говорит: «сия оправдания и суды», какия дал Господь Моисею (Втор.4:45), а в другом месте: сохраняй закон Господа Бога Твоего, и соблюдай заповеди Его. Называется же «законом», потому что благоустрояет и в совершенство приводит общественную жизнь; а «свидетельством», потому что служит свидетельством на согрешающих, и показывает наказание за преступление; «оправданиями» же, потому что научает справедливому, и запрещает несправедливое, преуспевающих же в добре называет праведными; и «заповедию», потому что заповедует и со властию повелевает, что должно делать; «судьбами» же, потому что указует Божественныя определения и научает, каких благ сподобится сохраняюший закон, и каким наказаниям подвергнется преступающий его. Посему Пророк говорит, что «Закон» Божий, будучи свободен от всякой укоризны, обращает человеческия души, и соделывает их неукоризненными, а «свидетельство», устрашая, умудряет несовершенных и младенцев, возвеселяют же сердце «оправдания», указывая причину нашего оправдания; а «заповедь» просвещает зрение ума, научая, чем благоугождается Бог всяческих, благоговение же и «страх» Божий, внушая хранение Божиих законов, приводят к наслаждению вечными благами. И справедливо «страх» Божий наименовал чистым, то есть, неподлежащим порицанию, тогда как страх человеческий порицается, и именуется робостию; «судьбы» же назвал истинными и оправданными, потому что определяют людям законныя почести и наказания. Посему сказал, что они дороже золота и драгоценных камней и сладостнее меда, но не для всякаго человека, а для того, кто истинно человек, и по жизни, по слову того же Пророка, не уподобляется скотам несмысленным (Пс. 48:21).

Евфимий Зигабен (†1118)

вожделенны паче злата и камене честна многа, и слаждшя паче меда и сота

Вожделенны паче злата и камене честна многа (и многоценных камней).

Суды, говорит, и заповеди Господа выше золота и многоценных камней и всего прочего, что только есть у людей драгоценного; ибо кто устраняет желание свое от сих драгоценностей, тот ненасытимо станет желать судов и закона Господня.

Посему и Соломон о мудрости: Она дороже многоценных камней (Пр. 3,15); еще: все драгоценное не стоит ее (Пр. 8,11). Феодорит: Суды назвал истинными и праведными, то есть, возвещающими людям праведные мести и наказания. Он назвал их и дражайшими золота и дорогих камней, и сладчайшими меда, но не для всех людей, а только для истинных людей, жизнь которых не равняет их с бессловесными скотами.

И слаждшя паче меда и coтa.

Суды, говорит, заповеди Господа превосходят сладостью своею сотовый мед, который и весьма сладок по вкусу и красив по виду. Сими дражайшими веществами и сладчайшею ядомостию божественный Давид изобразил вожделенность и сладость судов и заповедей Божиих.

Почему и Малахия: Сын должен славить Отца, и раб господина своего. Если я Отец, то где моя слава? если Господь, то где страх Мой? (Мал. 1,9).

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

вожделенны паче злата и камене честна многа, и слаждшя паче меда и сота.

Из всего вышереченнаго Пророк заключает, что когда толико благи суть заповеди Господни, то следует предпочитать их всем богатствам и наслаждениям мира сего. Вожделенны бо суть паче злата, и камене честна многа: то есть, паче всех земных сокровищ, стоящих во множестве злата и дорогих каменьев, чем любители века сего наипаче увеселяются. И слаждша паче меда и сота: то есть, сладчае не точию паче простаго меда, но и паче всякаго полнаго сота, чистейший мед искапающаго. Ибо речение сота положено здесь для означения изобилия, дабы соответствовало предыдущим словам: камене честна многа.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Золото 

Золото (Быт.2:11,12) – весьма твердый по составу, красивый по виду и ценный металл.

Имя одной (реки) Фисон, повествует свящ. бытописатель, она обтекает всю землю Хавила, ту, где золотое и золото той земли хорошее (Быт.2:11,12). Вот первая родина золота, указываемая в Свящ. Писании и почти современная самому сотворению мира; но где находилась эта земля Хавила, обтекаемая рекой Фисоном, – вопрос, не решенный определенно и доселе.

В настоящее время золото находят преимущественно в Африке, Южной Америке, Индии, на о-ве Цейлон, В Сибири и др. местах.

Страны, отличавшиеся обилием золота и упоминаемые в Священном Писании, суть следующие: Офир (золото Офирское) (Иов.28:16), Парваим, или, как полагают, Цейлон (2Пар.3:6) (золото Парваимское), Сава и Раема (Иез.27:22) и Уфаз (Иер.10:9).

Употребление золота было весьма распространено между евреями. Многие части Скинии и храма, утварь, священные сосуды, были сделаны из этого драгоценного металла или обложены им (Исх.36:34,383Цар.7:48-50). Употреблялось оно также и для делания различных дорогих вещей, как, например, монет, серег, запястий, перстней, цепей и т. п. Двести больших щитов и триста меньших были сделаны Соломоном из кованого золота (3Цар.10:16,17).

Серебро во дни Соломона считалось почти за ничто. На пиру Артаксеркса в царском дворце красовались золотые и серебряные ложа для гостей (Есф.1:7).

Обилие золота в эти отдаленные от нас времена по описаниям превосходит почти всякое вероятие. Евреи владели также и искусством очищать золото, как об этом и говорит пророк Захария: И очищу их, как очищают золото в огне, говорит Господь через пророка о третьей части иудеев (Зах.13:9). В иносказательном смысле слово золото часто употребляется свящ. писателями для означения силы духовных даров (Иов.28:15), повелений Господних (Пс.18:11); они (суды Господни) вожделеннее золота, и даже множества золота чистого; уст разумных и знания (Притч.20:15), – испытанной веры (1Пет.1:7и искупления (1Пет.1:18). В кн. пр. Исаии (Ис.13:12) золото служит символом могущества и богатства, и потому-то Вавилонская империя представляется под видом золотой головы (Дан.2:38).

Библейская энциклопедия 1891г

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

вожделенны паче злата и камене честна многа, и слаждшя паче меда и сота

Если такова зиждущая и обновляющая сила откровения, понятно, что данность его неизмеримо выше всяких слитков золота и приятнее «меда», выше всех внешних, материальных ценностей.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст.8-11 Зако́н Госпо́день непоро́чен, обраща́яй ду́шы: свидетел­ст­во Госпо́дне верно, умудря́ющее младе́нцы. Оправда́ния Госпо́дня пра́ва, веселя́щая се́рдце: за́поведь Госпо́дня светла́, просвеща́ющая о́чи. Стра́х Госпо́день чи́ст, пребыва́яй в векъ века: судьбы́ Госпо́дни и́стин­ны, оправда́н­ны вку́пе, вожделен­ны па́че зла́та и ка́мене че́стна мно́га, и сла́ждшя па́че ме́да и со́та.

Ст.8-11 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых. Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи. Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота;

     Во второй части (ст. 8–11) Давид воспевает иной свет, „просвещающий очи‟ и „умудряющий и младенцев‟ „непорочный‟ закон Господень, в „правых оправданиях Господних‟, что веселят человеческое сердце, при этом – на основе „чистого страха Господня‟, устойчивого на веки. 
 

     Ст. 8. Вторая часть псалма. „Давид полагает здесь сряду шесть похвал Божественному закону, аки бы сказал: красно есть небо, еще краснее солнце, но закон Господень несравненно прекраснее. Светло есть небо, еще светлее солнце, но закон Господень несравненно пресветлее; полезно есть небо, еще полезнее солнце, но закон Господень несравненно полезнее‟... „Обращает души‟, то есть, заставляет любить себя... „Свидетельство‟ в нем: ибо свидетельствует он людям, что есть воля Божия и чего от нас требует Господь, какие наказания преступникам, и какие награды сохраняющим закон уготованы. Оно „верно‟: то есть закон Господень непреложно возвещает как добрым людям награду, так злым – наказания. Он умудряет младенцев, то есть – людям малосмыслящим подает свет благоразумия, дабы стали добрые дела творить и избегать грехов.
Ст. 9. Третья похвала: что закон, когда кто исполняет его, тогда чудным некоторым веселием и удовольствием наполняет сердце человека. Четвертая: „Заповедь... светла‟, то есть закон Господень светом Божественной премудрости озаряет умные очи, ибо дает разуметь Божию волю и знать, в чем состоят истинно-благое и истинно-злое... Так даже обрядовый закон (Ветхого Завета) исполнен Божественных таинств, ибо должен был просвещать очи, устранять нечистоту сердца.
Ст. 10. Пятая похвала: закон Господень не временные доставляет блага, но вечные... „Страх разумеется здесь сыновний, непричастный рабству‟ (как в пс. 3): имеет его тот, кто в заповедях Господних упражняется добровольно и усердно. Шестая и последняя похвала состоит в том, что закон Господень есть истинен, и вместе праведен сам по себе, не требующий постороннего оправдания („судьбы Господни‟). Ибо заповеди Господни, содержащиеся в десятословии, – о которых наипаче Давид говорит здесь, как о главных началах закона естественного, – такую содержат в себе правду, что во всяком месте и во всякое время и при всяком случае, даже и частном, бывают, справедливы, и никакого не требуют поправления, когда, напротив, иные законы часто имеют нужду – то в обстоятельствах места, то времени, то лиц: чтобы быть им справедливым. Один только закон Господень сам по себе есть истинен и вместе оправдан (Арх.Ириней).
Ст. 11. „Паче злата... многа‟: то есть, паче всех земных сокровищ, состоящих во множестве золота и дорогих каменьев, чем любители века сего нашего увеселяются... Речение „сота‟ положено здесь для означения изобилия сладости закона (соответствие камени честна многа).

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 10–11 Страх Господень чист, пребываяй в век века: судьбы Господни истинны, оправданны вкупе, вожделенны паче злата и камене честна многа, и слаждша паче меда и сота

Бывает страх человеческий, происходящий от боязни судов Божиих и человеческих, от опасения подвергнуться смерти и вечному наказанию, происходящий от преступной или виновной совести и овладевающий нечестивыми; таков страх братоубийцы Каина, богоотступника Саула, предателя Христова Иуды. Это страх рабский, приводящий человека в отчаяние. Совсем не такой страх Божий, или страх Господень. Он возбуждается в человеке «величием и всемогуществом Бога» (Втор. 10:17), Его «благостию и святостию» (Исх. 15:11–13). Страх Господень, происходящий от веры и любви к Богу, есть страх, или опасение, как бы не прогневить грехом Чистейшего, Святейшего и Праведнейшего Судию – Бога, а потому сам по себе есть чист, как дар Божий (Иер. 32:39–40), и вечен, как вечен Сам Бог, пребываяй во век века. Страх человеческий производит удручающее, мучительное состояние (1Ин. 4:18), а страх Божий; чистый от всякой примеси человеческой греховности, низводит на человека благословения Божии и доставляет ему вечное блаженство (Пс. 111:1). Судьбами Господними в псалмах называются суды, или определения Божии, за хранение и исполнение закона Божия или за то или другое нарушение его. Они называются здесь судами истинными, т.е. верными и точно определяющими достоинство и заслугу человека пред законом Божиим, не нуждающимся ни в каких исправлениях или изменениях, как суды и законы человеческие, которые часто, по обстоятельствам места и времени, требуют поправки или изменения, или даже совершенной отмены. Оправданны вкупе, т.е. суды Господа, все в совокупности, истинны и праведны, вполне согласны с законом и всеми заповедями Божиими. Вожделенны паче злата и камене честна многа, т.е. для верующих в Бога, любящих и боящихся Его суды Его более приятны и наипаче желательны и драгоценны, чем все земные сокровища, состоящие в изобилии золота и многоценных камней; сладостью своею они превосходят всякую земную, мирскую сладость: они слаждша паче меда и сота.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible