Скрыть
Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники – в собрании праведных.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных

Сего ради не воскреснут нечестивии на суд; потому что не имеют корня, но подобны земному праху, возметаемому ветром. Под ветром же разумей грозное Божие вещание: идите от Мене проклятии во огнь вечный (Мф. 25, 41). Услышавшие глас сей не постоят, но падут, потому что не утверждены во Христе, Который есть опора и основание верующих. Ибо сказано: на суд, а не на допрос. И Псалмопевец присовокупляет: в совет праведных, потому что праведных отлучает от грешных.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы на совет праведных

С великою точностию все изложил Всесвятый Дух. Не сказал: «не воскреснут нечестивии», но «на суд не воскреснут», то есть, воскреснут, но не на суд, а на осуждение; потому что не имеют нужды в обличении, и нечестие их явно, ожидают же одного наказания. Как приводят в судилище не для того, чтобы обличить, но чтобы произнести над ними согласный с законами приговор: так проведшие жизнь в нечестии немедленно по воскресении понесут наказание, и не на суд будут приведены, но услышат приговор к казни. И те, которые отступили от злочестивых учений, но вели беззаконную жизнь, поставлены будут вдали от сонма праведных. Ибо слово: «совет» Акила и Феодотион перевели: собрание, а Симмах: «стечение».

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Ст. 4-6 Не тако нечестивии, не тако: но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли. Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных. Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет

Не такое подобие для нечестивых! Не сравнивает их вдохновенный Давид с древами или с чем другим, имеющим свойство, признаки жизни! Другое, Другое для них сравнение! Не тако, нечестивии, не тако, воспевает царственный Пророк, но яко прах, его же возметает ветр от лица земли. Нечестивые! Вы - пыль безжизненная, поднятая вихрем бурным - шумной суетой мира - с лица земли, крутящаяся в воздухе, несущаяся густым, заслоняющим солнце, всю природу, облаком.

Не смотри на это облако! Не верь обману очей твоих! Для них пустая пыль, ничтожная пыль ложно представляется облаком. Закрой на минуту глаза, и пролетит облако пыли, носимое сильным, мгновенным дыханием вихря, не повредив твоего зрения. Через минуту ты откроешь очи, посмотришь - где облако обширное? Поищешь его следа, и нет облака, нет после него никакого следа, нет никакого признака бытия его.

Грозной песнью, грозными звуками продолжает Давид изрекать грозное, роковое определение на нечестивых. Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных. Нет участия для нечестивых в воскресении первом (Апок. 20), которое описал святой Иоанн в Апокалипсисе, в воскресении духовном, совершающемся во время земной жизни, когда прикоснется к душе вседетельный Дух и обновит ее в пакибытие. Воскресает душа, оживает в жизнь Божественную. Ее ум и сердце просвещаются, соделываются причастниками духовного разума. Духовный разум - ощущение живота бессмертного (Св. Исаак Сирин. Слово 38), по определению Духоносцев. Самый этот разум - признак воскресения. Так, напротив, плотское мудрование - невидимая смерть души (Рим. 8:4). Духовный разум - действие Святого Духа. Он видит грех, видит страсти в себе и других, видит свою душу и души других, видит сети миродержителя, низлагает всякое помышление, взимающееся на разум Христов, отражает от себя грех, в каком бы видоизменении он не приблизился: потому что духовный разум - царство, свет Святого Духа в уме и сердце. Не воскреснут нечестивии для духовного рассуждения! Это рассуждение - совет одних праведных, их достояние. Оно неприступно, непостижимо для нечестивых и грешных. Оно - Боговидение, и только чистии сердцем узрят Бога (Мф. 5:8).

Путь нечестивых ненавистен Богу, столько чужд и мерзостен Ему, что Писание представляет Бога отвратившимся от него, как бы не знающим его. Напротив того, путь правды столько приятен Богу, что Писание говорит о нем: Весть Господь путь праведных. И точно, Он Един весть этот путь! - Блаженный путь! Ты приводишь к Богу! Ты сокровен в бесконечном Боге! Твое начало - Бог, и конец твой - Бог! Ты бесконечен, как бесконечен Бог.

Путь нечестивых имеет грань, имеет горестный предел! Эта грань на краю глубокой, мрачной пропасти, вечного хранилища вечной смерти. И погибнет он - путь нечестивых - навсегда в этой страшной пропасти, приведши наперед к ней и погубивши в ней всех шествовавших им.

Весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет. Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, не увлекается их образом мыслей, их нравственными правилами, их поведением, но в законе Господни вся воля его.

Так воспевает небесный, чудный Певец: к святой вдохновенной песне его прислушивался пустынножитель.

Аскетические опыты. Том II. «Блажен муж»

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных

В предыдущем стихе состояние грешников представлено в сравнении, и притом каково оно есть в нынешнем веке, а в этом стихе оно представляется прямо и преимущественно, каково оно будет в век будущий пред лицом Бога и святых. Одно, впрочем, изображение стоит в добром сочетании с другими. Как прах или плевелы, в каком бы ворохе ни были собраны и скучены, не могут держаться на месте, когда нападает ветер или буря: так и нечестивые не могут и мгновения устоять, когда дунет на них ветер строгого определения суда Божия, но тотчас низвергнутся в огнь или временного, или вечного наказания. Еврейское: кум — означает восставать и стоять, то есть или движение, противоположное сидению и лежанию, восстание (см.: Пс. 138,2), или положение прямо стоящего на своем месте лица,— или стояние; иногда переносно означает восстание от падения или от бедствия разорительного (см.: Пс. 40,9; Притч. 24,16; Ам. 5,2 и другое). Стало, можно перевесть: не восстанут и не станут, не постоят. Отсюда разные толкования сего места. Были даже между иудеями, кои утверждали, основываясь на сем тексте, что нечестивые не телом только, но и душою погибают в час смерти и не воскреснут уже никогда. LХХ и Вульгата: не воскреснут. Другие понимали так: не будут иметь места в судилище и не появятся, чтоб судить и подавать голос — в сонме людей честных и почтенных. Почему лучше — с Абен-Эздрою — толковать: не постоят… не возмогут снести строгости суда Божия (как значит слово сие в Нав. 7,12 (не могут сынове Израилевы стати пред лицем врагов) и Мал. 3,2 (кто стерпит день пришествия Его; и кто постоит в видении Его))… Не возмогут так смело выставлять чело свое, как обыкли теперь,— но в страхе и трепете от суда Божия, обличаемые при том неумолимою совестью,— падут… Халдейский перевод: не безвинны будут в день великий. Подобная мысль о нечестивом в Пс. 108,7 (внегда судитися ему, да изыдет осужден,— то есть безответно обличен и приговорен к наказанию). Суд можно относить и о Божиих приговорах на нечестивых в сей жизни или о временных наказаниях (см.: Ис. 3,13—14), и о великом последнем Судном дне, когда все дела всех будут представлены на суд и за решением тотчас последует вечная казнь (см.: Еккл. 11,9; 12,14). Ни в чем не устоят нечестивые, к сонму праведных и допущены не будут.

Ниже грешницы в совет праведных, то есть не станут в сонме их грешники и нечестивые (разумеются и губители, потому что извержены будут в места казни). По Еврейскому здесь обозначается совет другим словом, чем в 1-м стихе (не иде на совет), именно — словом: adat — всякое вообще стечение множества, например рой пчел на трупе льва (см.: Суд. 14,8). Сонм лукавых одержаша мя (Пс. 21,17); сонм юнец (Пс. 67,31). Сонм сынов Израиля или всего народа часто в Писаниях означают Ветхозаветную Церковь (см.: Лев. 8,4; Исх. 12,3, 6, 47 и прочее). Сонм сей именуется сонмом Господним (см.: Чис. 27,17; Нав. 22,16). Итак, когда говорится, что грешники не станут в сонме праведных (здесь, на земле, сравнительно с нечестивыми начинательною правдою,— а в будущем веке правдою совершенною),— дается разуметь, что они и в этом веке не вступают в число членов Церкви и не причащаются даров благодати, даваемых воинствующей Церкви, и в будущем, будучи извергнуты из сонма спасаемых — страшным приговором Божиим: отыдите от Меня, отлучены от овец Божиих, как козлище (см.: Мф.25), и отброшены к осужденным демонам.

Толкование на некоторые псалмы

Экумений (†VIв.)

И иной ангел, имеющий власть над огнем, вышел от жертвенника и с великим криком воскликнул к имеющему острый серп, говоря: пусти острый серп твой и обрежь гроздья винограда на земле, потому что созрели на нем ягоды

Я думаю, что предназначение этого ангела - наказание грешников. Далее апостол говорит: Пусти острый серп твой и обрежь гроздья винограда на земле. Жатва, о которой сказано выше, описывала кончину равно и праведни­ков и грешников. Она произведет разделение их, по слову Евангелия: Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым (Мф 3:12). Однако сбор ягод намекает на крайних беззаконников, потому что видение изображает их опьяненными и потерявшими рассудок. Из этих слов ясно, что Господь не считает, что их надлежит собрать, так же как и первых. Но какой-то из ангелов немедленно выбросил их вовне в точило гнева Божия. Они и заступничества не достойны, и не увещеваются, и в суд не приводятся, как и грешники, осужденные в Евангелиях, для которых суть наказания заключалась в изгнании и лишении общения. Об этом, думаю, пророк говорит, что не устоят нечестивые на суде (Пс 1:5).

Комментарий на Откровение

Евфимий Зигабен (†1118)

Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных

Сего ради не воскреснут нечестивые на суде. Смотри с какою заботливостию говорит Божественный Дух; не сказал просто: не воскреснут, но прибавил: на суде. Ибо воскреснут и они, но не для того, чтобы быть судимыми; потому что как судить тех, которые уже осуждены? Не веруяй в Мя, говорит Он, уже осужден (Иоан. 3, 18); но (воскреснут), чтобы подвергнуться наказаниям. Должно обратить внимание и на то, что Моисей ничего не сказал о воскресении, и первый начал учить о нем Давид.

Ниже грешницы в совет праведных. Грешниками в этом месте называет не вообще нечестивых, а развратных и злых, которые одни будут судимы и далеко отосланы от праведных. Ибо совет Акилла и Феодотион перевели собрание праведных. Праведными же в божественном Писании обыкновенно называются не только собственною добродетелью достигшие правды, но и вообще все святые, как оправданные Богом.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных.

В сем месте показывает Пророк различие состояния праведных и нечестивых, в день страшнаго суда явственно открыться имеющее. В настоящем бо веце часто вся во едино сливаются. Глаголет убо: сего ради не воскреснут нечестивии на суд, подразумевай: на суд праведных. Ибо сие слово, праведных, и к той и к другой части стиха относится, равно как и оный глагол, не воскреснут, не токмо относится к оному слову, на суд, но и к оному, в совет; и почти одно и то же есть, не воскреснут нечестивии на суд праведных, и не воскреснут грешницы в совет, или в сонм праведных. Сим разрешается тот вопрос, который некоторые в сем месте задают: чего ради Пророк сказал: не воскреснут нечестивии на суд? Впрочем, прилично соединил Давид последния слова с первыми. Ибо как в начале сказал, что праведные не ходили на совет нечестивых, и на седалищи их не сидели: так и здесь глаголет, что в день суда нечестивые не воскреснут на суд и на совет праведных. Итак разум слов есть следующий: не воскреснут нечестивии на суд праведных, то есть, суд праведных совсем будет иный, нежели суд нечестивых. Что изъясняется следующими за сим словами: ниже грешницы в совет праведных, то есть, когда воскреснут нечестивые, то не будут участвовать в совете или в сообществе праведных, но, по осуждении во ад, пребудут вечно в сонме подобных им нечестивых. Сие место яснее в Еврейском тексте читается так: сего ради не устоят нечестивии на суде, ниже грешницы в сонме праведных. То есть, когда Святые сядут со Христом судити миру, тогда грешники не устоят на суде, но падут: праведницы же станут в дерзновении мнозе пред лицем оскорбивших их. (Прем. 5:1). Блаженный Феодорит, толкуя место сие, изъясняется так, что Дух Святый со многим опасством вся провещавает. Ибо не просто рекл, не воскреснут нечестивии, но – не воскреснут на суд, аки бы рекл: воскреснут убо, но на осуждение; ниже бо требуют суда или обличения, самоосуждени суще.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.5   Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных.

Ст.5   Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники – в собрании праведных.

Сего ради не воскреснут нечестивии на суд. С Евр: «не устоят нечестивые на суде». Не устоят, не оправдаются, погибнут, а «не устоят потому, – говорит св. Афан., – что подобны земному праху, не утверждены на Христе, Который есть опора верующих; услышав глас сей: идите от Мене проклятии в огнь вечный, не постоят, но падут... Ибо сказано: на суд, а не на допрос»; – или «воскреснут не на суд, – говорит бл. Феод., – а на осуждение; потому что не имеют нужды в обличении, и нечестие их явно, ожидают же одного наказания». 

Ниже грешницы в совет праведных. С Евр: «и грешники в собрании праведных» – т.е. не устоят; – не будут в собрании праведных, – «поставлены будут вдали от сонма праведных» (Бл. Феод., св. Афан.).

Толкование на Псалмы

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Ст. 4-6 Не тако нечестивии, не тако: но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли. Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных. Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет

Совершенно иначе нечестивый: он подобен мякине (праху), которую ветер при молотьбе подымает на гумне с земли (от лица земли) и перебрасывает (возметает) по земле (Ис. 17:13), между тем как зерно, не поддаваясь ветру, падает на гумно. Так как грешник не находится в союзе с Богом, то он не имеет постоянной поддержки (благодати); и так как он подобен мякине, то потому (сего ради) он не выдержит дуновения ветра Божественного суда (Пс. 17:11). Мучимый угрызениями совести (Прем. 5:2 и д.), он не может прямо стоять (воскреснуть) на суде, пред собранием праведников, свидетелей и присутствующих на этом суде (ср. 1Кор. 6:2). Так должно быть; праведник должен стоять благоуспешно, нечестивый же погибнуть; потому что (яко) Бог знает поведение благочестивых и должен признать оное похвальным и заслуживающим награды; путь же грешников с такою же необходимостию оканчивается погибелью; ср. Притч. 5:5.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Сего́ ра́ди не воскре́снут нечести́вии на суд, ниже́ гре́шницы в сове́т пра́ведных.

По содержанию своему небольшой первый Псалом распадается на две половины. Стихи: 4–5 говорят о типе противоположном, о нечестивцах, оттеняя всю пустоту и тщету жизненного их пути.

В изменение общепринятого, совсем загадочного и трудного для понимания русского перевода, мы считаем более правильным перевести это место 5-го стиха словами «чтобы судить» – применительно к ясному пророчеству апостола Павла: «разве не знаете, что святые будут судить мир?» (Кор. 6:2). Да и по свойству поэтического параллелизма в Библии, вторая половина этого стиха – «ниже грешнии – в совет праведных», говорит за такое именно понимание слов: «не воскреснут нечестивые на суд». Подобным образом объясняет это место и архиепископ Ириней, по которому в этом случае слово «не воскреснут» одинаково относится как к словам: «в совет праведных», так и к утверждению: «на суд праведных». То есть: «когда Святые сядут с Христом судити миру, тогда грешники не устоят на суде, но падут: праведники же станут в дерзновении многом пред лицом оскорбивших их».

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных

В переводе с еврейского: Не устоят нечестивые на суде, не устоят потому, что подобны земному праху, не утверждены верою во Христа и уже осуждены, по слову Самого Спасителя: «Иже не имет веры, осужден будет» (Мк. 16:16). А потому в словах псалма: Не воскреснут нечестивии на суд – нет противоречия со словами Св. Евангелия: «вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота: а сотворшии злая, в воскрешение суда» (Ин. 5:28–29). Итак, все воскреснут, только нечестивые не будут стоять на суде вместе с праведными (Мф. 25:32), а вместе с грешниками будут осуждены, праведные же и благочестивые по воскресении последуют в Царствие Божие, или – что то же – в жизнь вечную, как говорит и Сам Спаситель: «Аминь, аминь глаголю вам, яко слушаяй словесе Моего и веруяй пославшему Мя, имать живот вечный, и на суд не приидет, но прейдет от смерти в живот» (Ин. 5:24).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible