Скрыть
Не удаляйся от меня, ибо скорбь близка, а помощника нет.

Святые отцы

Прочие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 12-14 Да не отступиши от мене, яко скорбь близ, яко несть помогаяй ми. Обыдоша мя телцы мнози, юнцы тучнии одержаша мя: отверзоша на мя уста своя, яко лев восхищаяй и рыкаяй

«Да неотступиши от Мене. яко скорбь близ, яко несть помогаяй Ми». Ибо оставил Его тогда и сонм учеников. Потом Пророк предсказывает виды скорбей. «Обыдоша Мя тельцы мнози, юнцы тучнии одержаша Мя». «Отверзоша на Мя уста Своя, яко лев восхищаяй и рыкаяй». Тельцами называет Пророк священников и книжников, которым вверено было начальство над народом, и которые поступали весьма нагло, а юнцами – подчиненных им. Именует же их тучными, как наслаждавшихся благами от Него подаваемыми. Ибо так предрек великий Моисей; «и яде Иаков, и насытися, и отвержеся возлюбленный: уты, утолсте, расшире: и остави» Господа «сотворшаго Его» (Втор.32:15). И блаженный Осия уподобляет народ Божий буйной юнице: «зане якоже юница стрекалом стречема разсвирепе» Ефрем (Ос.4:16). Ефремом же наименовал народ. Так говорит: и «Ефрем юница наученная, еже любити прение» (Ос.10:11), то есть, любит ссоры и упорство; потому что прением (νεΗκος) называет не победу, но упорство, и показывая следуюшее за сим унижение, присовокупляет: «Аз же наступлю на доброты выи ея», смирю горделивую выю ея, и наложу иго рабства. Посему и псалом предызображает востание архиереев, книжников и фарисеев, которые, подражая буйству тельцев и неистовству львов, окружали Владыку Христа.

Евфимий Зигабен (†1118)

Да не отступиши от мене, яко скорбь близ, яко несть помогаяй ми

И об этом говорят божественные Евангелисты Матфей и Марк, что Иисус начал скорбеть и тосковать, и опять: тогда все ученики, оставя Его, разбежались (Мф. 26,37; 56; Мк. 14,33).

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Да не отступиши от Мене, яко скорбь близ, яко несть помогаяй ми.

Здесь другим образом призывает Божие милосердие, показывая, что находится в величайшем утеснении. Впрочем без сомнения имел в виду и то, что Священное Писание повсюду приписывает Богу, то есть, что Он бедным помогает, и тем скорее приходит на помощь, чем обстоятельства их теснее. Следовательно, самое состояние сие служило Давиду вместо лестницы, возносящей мысль его к теплому молению.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 12-14 Да не отступиши от мене, яко скорбь близ, яко несть помогаяй ми. Обыдоша мя телцы мнози, юнцы тучнии одержаша мя: отверзоша на мя уста своя, яко лев восхищаяй и рыкаяй

Помощь Бога тем для Давида нужнее, чем ближе и грознее опасность. У Давида нет нигде защитника, враги же его так многочисленны и так обеспечены в своем благополучии, как многочисленны и сыты тельцы васанские, вместе с тем они также грозны по отношению к нему, как львы для обыкновенных животных. Васан имел богатые пастбища, а потому преобладающим занятием обитателей его было скотоводство, особенно много было рогатого скота. Силы Давида истощились, пропали, как бесследно поглощается вода, пролитая на сухую землю; «кости в нем», как более твердая часть человеческого организма, а потому - символ его крепости, рассыпались, т. е. настойчивые преследования со стороны Саула, вынуждавшие Давида к постоянному бегству, настолько истощили последнего, что он не находит в себе уже сил продолжать это бегство. «Сердце его» растаяло, как «воск», он потерял мужество при виде безвыходности своего положения, как фигура, сделанная из воска, обращается от действия огня в бесформенную массу; силы его пропали, как высыхает вода в скудельном сосуде, когда его обжигает горшечник; его «язык прилип к гортани», что является показателем истощения его сил. Положение его настолько безвыходно, что он считает себя уже на краю гроба («в персти смертной»).

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Да не отступиши от мене, яко скорбь близ, яко несть помогаяй ми

В виду этих прежних проявлений милости, Искупитель затем молится к Отцу, чтобы Он и теперь не оставил Его (да не отступиши) в Его крайнем бедствии; а чтобы показать, что нужда достигла высшей степени, и поэтому необходима скорая помощь, Он снова в ст. 12–19 поразительно изображает все тяжелое положение.

Злобные враги не могут почти дождаться Его конца и рыщут вокруг Него; Он сам близок к смерти (яко вода и пр.); кости Его (вследствие многих истязаний, особенно пригвождения) вывихнуты, сердце его потеряло свою крепость, разрывается от скорби (яко воск таяй), не в состоянии ясно, заметно выразить каким-нибудь значительным действием свою надежду на Бога и т.д.; возвыситься над болезнями и этим сделать их не так чувствительными. Телесная сила его совершенно разрушилась, жизненная сила истощилась (черепок, скудель), страшная жажда (вследствие потери крови) мучит, смерть весьма близко (в персть смерти и пр.). Да и как могло быть иначе? Палачи, подобно голодным собакам, напали на Него, пригвоздили Его ко кресту и так растянули, что можно пересчитать Его кости. Вместо сострадания к распятому, наслаждаются его муками, и, уверенные уже в Его смерти, с шутками и насмешками, делят Его одежды.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Да не отступиши от Мене, яко скорбь близ, яко несть помогаяй ми

Пред наступлением тяжких страданий Христос Спаситель призывает на помощь Отца Небесного и говорит: не отступи, не удаляйся от Меня, ибо скорбь близка, приближаются минуты и часы тяжелых страданий, а помогающего нет. И об этом упоминают божественные евангелисты Матфей и Марк, говоря, что Иисус начал скорбеть и тосковать, и что все ученики Его, тогда оставя Его, бежали (Мф. 26:37, 56; Мк. 14:33, 50).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible