Скрыть
Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе.

Святые отцы

Прочие

Дионисий Ареопагит, сщмч. (†96)

Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей

Аз же есмь червь, а не человек

Можно, стало быть, не обманывающие образы небесного творить и из наименее чтимых частей материи, поскольку и она, получив бытие от истинно Прекрасного, во всяком своем материальном порядке имеет некий отзвук умственного благолепия, и с их помощью можно быть возводимым к невещественным архетипам, воспринимая подобия, как сказано, неподобно и одно и то же не одинаково, но гармонично и соответствующим образом разграничивая особенности умственного и воспринимаемого чувствами. <…>

И мы откроем, что мистические богословы священно применяют таковое не только для выявления небесных порядков, но бывает что – и к самим проявлениям Богоначалия. <…>

Прибавлю и то, что представляется самым из всего недостойным и наиболее странным: сведущие в божественном передают, что Оно к Себе применяет даже облик червя.

О небесной иерархии

Антоний Великий, прп. (†356)

Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей

«Червь», как сказал божественный певец Давид, это для нас - по признаку целостности червя (т. е. будучи разрублен, он не погибает), без всякого сопретерпевания и сближения от Приснодевы Марии безбрачно рождаемый, а для противников – червь мучений, грызущий и поглощающий их не переставая.

Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 38


Потому Он и сказал через Своего отрока (слугу) Давида: «Червь Я, а не человек». Как червь из земли без всяких примесей обретает плоть и оживает, подобным образом и Я от Приснодевы без примесей каких-либо и схождения с мужчиной воплотился, саморасленным стал Человеком, оставаясь Богом.

Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 134

Афанасий Великий, свт. (†373)

Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей

Аз же есмь червь, а не человек. Учит быть смиренномудрыми, а наипаче приходящих к Богу. Поношение человеков и уничижение людей. Евангелист ясно говорит, что это исполнилось на Нем во время распятия, когда мимоходящие кивали на Него главами и хулили Его, говоря: аще Сын еси Божий, спасися Сам (Мф. 27, 40; Мк. 15, 30).

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков, и уничижение людей

Подобно червю малозначителным казался Я, и соделался предметом осмеяния. Иные же говорили, что под образом червя разумеется и рождение от девы, потому что червь получает бытие не от совокупления. Но думаю, что здесь червем означается только уничижение. И догадываюсь так, потому что сказано: «Вси видящии Мя поругашамися, глаголаша устнама, покиваша главою».

Толкование на сто пятьдесят псалмов

Максим Исповедник, прп. (†662)

Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей

Поскольку в XXI псалме явно говорится о Господе, то как понять слова: Я же червь, а не человек?

Господь наш Иисус Христос по неизреченному человеколюбию к нам сделался и назвался червем. Ведь как червь рождается без соития, так и Господь был зачат без семени. Однако и для диавола Он послужил приманкой, как червь: диавол заглотил Его плоть, как червя, и напоролся на Божество. Однако и для [всех] врагов [Своих] Он червь, ведь мудростью мудрый тотчас обнаруживается, неразумием же лукавый.

Но [еще] и в нас Он становится червем, всякий раз как мы грешим, ибо [тогда] Он изобличает и угрызает нашу совесть.

Я же червь, а не человек


Давид же называет Его червем: «Я червь, а не человек»: говоря от лица Господа, он уподобил Себя червю как не от семени родившегося, как мы, но без семени, как черви, каковые не от семени рождаются, но от земли или от гнили. Ведь «Я червь, а не человек» говорится как бы от лица воплотившегося Бога, хотя и воспринимается не применительно к божественности, но применительно к видимой низменностью плоти.

См. также Толкование на Иона. 1:3

Комментарии к сочинениям святого Дионисия

Евфимий Зигабен (†1118)

Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей

Аз же есмь червь, а не человек

По словам Феодорита, сии слова произнес Господь смиряющий и уничижающий Себя. Ибо и Давид, хотя был пророк и царь, называет себя (во второй Царств) псом мертвым. А если и безгрешный Иисус столько уничижает Себя, то что можем уже сказать мы грешные и достойные всякого уничижения? Некоторые касательно сего говорят (Божеств. Дионисий Ареопагит и изъяснитель его Богоносный Максим) , что Господь назвал Себя червем по причине безсеменного своего рождения: ибо как червь рождается в земле без семени после дождя; так и Христос родился безсеменно после наития на Деву Святаго Духа. Итак Христос называется червем по сей причине. Опять: «не человек», по причине сверхъестественного и несвойственного человеческому рождению своего зачатия. Или Христос называется червем, потому что носил плоть как приманку для демонов, под которою скрывалась уда Божества. Как для рыб приманка червь, так и Христово человечество было приманкою для уловления великого и умственного кита-диавола, плавающего в море настоящей жизни. Ибо, проглотив сию приманку, иначе умертвив и пожрав Христово человечество, он уловлен удою Божества Его, скрывавшегося под человечеством; и таким образом все пожирающий растерзан и умерщвлен. Или как червь по виду кажется ничтожным, но он проточивает и истребляет вещество, в котором находится: так и Христос, по-видимому, был ничтожен, но по существу своему, постигаемому только умом, Он был разрушителен для враждебной силы демонов.

Слова Максима: Быть может именем червя указывает на рождение от девы. Ибо как червь рождается не чрез соитие, но в дереве, в земле, в навози, без сообщения: так и Спаситель родился от Св. Девы без семени (у Никиты). А некоторые учители говорят, что Господь потому назвал себя червем, что как тело червя мягко, нежно и чувствительно; так и тело Господа было самое нежное и тонкое и следовательно весьма чувствительно по причине естественного благородства, которое оно имело.

поношение человеков и уничижение людей

Сии слова содержат ясное предсказание о тех родах бесчестия и осмеяния, которые сделали Господу иудеи во время страдания Его, ругаясь и издеваясь над Ним. Могут впрочем слова: поношение человеков, и уничижение людей, означать одно и тоже; и можно их понимать и так, что поношением сделался Господь для человеков, т. е. римских воинов, а уничижением для людей, т. е. для иудеев.

Слова Максима: Поношение человеков неверовавших истине, уничижение людей — исполненных грехов (у Никиты).

Толковая Псалтирь

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людий.

Не ропщет на Бога, ниже жалуется, аки бы неправедно поступает с ним, но, оплакивая жребий свой, нарицает себя червем, а не человеком. Хотя при первом взгляде кажется, что слова сии относятся к немощи, или еще и ко изнеможению духа; но из следующей связи стихов яснее увидим, что от противнаго заключает, коль бедно состояние его, дабы оттуду восприять надежду к утешению. Следовательно, умословствует так, как бы сказал, что невозможно быть тому, чтоб Бог когда-нибудь не подал руки Своея человеку страждущему. Ибо ежели миловал всех тех, которые в какой-нибудь посредственной находились скорби, то как бы восхотел оставить раба Своего, погруженнаго в глубочайшей бездне зол? Отсюду научаемся, что ежели Бог наилучшаго слугу Своего, каков был Давид, толь тяжко проучивал и до такого состояния довел, что он не имел места даже и между самыми презреннейшими людьми, то мы не должны почитать себе за тяжесть смиряться по его примеру. Наипаче же должны приводить себе на память Божия Сына, на Котором самою вещию исполнилось сие, как всем известно, и как Исаия в пророчестве своем засвидетельствовал: во смирении Его суд Его взятся: род же Его кто исповесть? И видехом, яко не имяше вида, ни доброты: но вид Его безчестен, умален паче всех сынов человеческих (Ис. 53:2, 3, 8).

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.7   Аз есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей.

Ст.7   Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе. 
 

Т.е. я уничижен, как червь. Св. Афанасий и бл. Феодорит относят это к Спасителю. «Подобно червю, казался Я малозначительным и соделался предметом посмеяния» (Бл. Феод.). Св. Афанасий видит поношение и уничижение Иисуса Христа во время распятия Его на кресте.

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 7-9 Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людий. Вси видящии мя поругашамися, глаголаша устнами, покиваша главою: упова на Господа, да избавит его, да спасет его, яко хощет его

Я в презрении у народа: надо мной все издеваются

Во всем последующем содержании до 24 ст. Давид изображает тяжесть своего положения. Над ним, как противником царя, издеваются; он беззащитен и слаб, как червь, которого легко раздавить. Но беспомощность Давида не только ни в ком не вызывает естественного чувства сострадания, а даже вызывает издевательство над его верой в Бога. Давид подвергался тому же унижению, как Христос, когда, вися на кресте и обратившись к Богу, издал предсмертный вопль: «Или, Или, лама савахвани», на что окружавшие его крест отвечали недоверчивым и насмешливым любопытством, (Мф XXVII:41-50).

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей

Ты, Господи Боже мой, окружен величием и святостью, и Ты потому составляешь главнейший и единственный предмет хвалы всего народа израильского. Ты во святем живеши, хвало Израилева; а я кто или что? Хотя и происхожу по плоти от того же Израиля; но, приняв на себя грехи всего мира, я не достоин назваться человеком, – тем человеком, который, быв сотворен по образу Твоему и по подобию, «малым чим умален был от ангел» (Евр. 2:7; Пс. 8:6). В таком уничиженном состоянии я стал поношением между людьми и презренным существом в народе, – я стал подобным червю, ничтожным существом: Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible