Скрыть
Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим,

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

На месте злачне, тамо всели мя, на воде покойне воспита мя

На месте злачне, тамо всели мя. Т. е. поселил меня на зеленеющей пастве, разумеет же паству мысленную. На воде покойне воспита мя. Под водою покойною можно разуметь воды святого крещения, как очищающие от греховного бремени. Даровал же мне это, порадев прежде всего о душе, и возвратив ее с распутья, чтобы идти мне путем прямым.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

На месте злачне, тамо всели мя, на воде покойне воспита мя

«На месте злачне, тамо всели мя». Поелику Подателя благ наименовал пастырем; то кстати, в переносном также смысле, упомянул о пище овец. Злаком же называет здесь священное учение божественных словес; потому что сей Пастырь сперва питает словом, а потом предлагает таинственную снедь.

«На воде покойне воспита мя». Дает разуметь воду пакибытия, в которой крещаясь, возжелавший благодати совлекается греховной ветхости, и из ветхаго делается новым.

Максим Исповедник, прп. (†662)

Место злачно есть деятельная добродетель, вода же покойная есть ведение сотворенного.

Главы о любви

Амвросий Оптинский, прп. (†1891)

Ст. 1-2 Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит. На месте злачне, тамо всели мя, на воде покойне воспита мя

Сам Господь, как Пастырь, пасет нас, и ничего не лишил, что потребно к нашему спасению. Безсловесных овец обыкновенно пасут при воде, на местах обильных для питания травами. И Господь пасет словесных овец Своих – вообще православных христиан в оградах единой, святой, соборной Своей Церкви, а монашествующих в оградах монастырских, и обильно питает всех нас учением Божественных словес. Под водою покойною должно разуметь воду Св. Крещения, которою мы, будучи крещаемы в младенчестве, омываемся от прародительскаго греха, а если крестятся взрослые, то им прощаются и собственные их грехи.

Из писем

Иперехий, блж. (†?)

На месте злачне, тамо всели мя, на воде покойне воспита мя

Избери, монаше, кротость Моисея, чтобы твердокаменное сердце свое превратить в спокойные воды озера. И после того, как обретешь ты опыт, что кротость является [великим] добром, сможешь сказать: на воде покойне воспита мя.

Увещание к подвижникам

Евфимий Зигабен (†1118)

На месте злачне, тамо всели мя, на воде покойне воспита мя

На месте злачне, тамо всели мя

Место злаков есть деятельная добродетель; а вода упокоения, по изъяснении св. Максима, созерцательное любомудрие. Итак там, говорит каждый из язычников, Господь поселит меня, где находится место с злаками. Начав с переносного выражения: пасти, он и продолжает cие. Ибо злаки и вода составляют благополучие стада. А сим выражает то, что Господь поставил меня в наслаждение пажитию и духовными благами. Можно также понимать и иначе. Место злачное есть Церковь, а самые злаки—христиане, которые процветают в Церкви добродетелью. Или под злаками можешь разуметь веру христиан, как всегда юную и цветущую на подобие травы, между тем как заблуждения Еллинов состарились ж иссохли, как сено.

На воде покойне воспита мя

Сии слова говорит народ из язычников о бани святаго крещения; ибо очищаясь духовною сею водою, мы свергаем с себя труд и бремя греха и следовательно успокаиваемся. Посему и Господь говорит: придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас (Матф. 11,28). Или еще иначе: вода есть живое течение Христова учения, как мы сказали в первом псалме, при изъяснении слов: при потоках вод .

Божеств. Кирилл говорит: Или может быть местом злака приличнее назвать рай, который мы потеряли, и который возвращает нам Христос, поселяя чрез воду покоя, то есть, крещения. Ибо если кто не родится от воды и духа, то не может войти в царствие Божие. Феодорит: Зелению здесь называет Священное учение из Божественных слов. Ибо во-первых, питает словами, а потом поставляет и таинственнейшую пищу.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

На месте злачне, тамо всели мя, на воде покойне воспита мя.

СОДЕРЖАНИЕ

В сем псалме Пророк прославляет неизреченное Божие благоволение ко избранным.

ТОЛКОВАНИЕ

В сем стихе описывается благополучие избранных Богом людей чрез подобие овец, добрым пастырем управляемых. В их лице Давид, который был един из них, глаголет: Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит. Аки бы сказал: овечка Божия есмь, а Бог – пастырь мой всесильный, всемудрый и всеблагий. Сего ради благонадежно глаголю: ничтоже мя лишит. Сей глас приличествует людям, странствующим в пути жизни сея, и на уповании жительствующим. Сущии бо в небесном отечестве, и самою вещию блаженнии, не глаголют: ничтоже мя лишит, но: ничесоже лишаюся. Ибо труд и болезнь отбеже от них, и они уже внидоша в радость Господа своего. Сущие же на пути жития сего и на уповании жительствующии не могут еще рещи: ничесоже лишаюся, когда подвержены многим злостраданиям, но прилично глаголют: ничтоже мя лишит. Аще бо взалчут, не лишатся хлеба, аще заболят, не лишатся врача, подобне и во иных. А что сказал Пророк вообще: ничтоже мя лишит, сие объясняет по частям в следующих за сим словах, где стихотворческим искусством описывает все то, в чем наипаче овцы имеют нужду, яко-то: 1) тучныя пажити; 2) чистыя воды; 3) приведение в стадо, ежели по случаю заблудят; 4) вождение чрез пути удобные; 5) защищение от волков и от прочих зверей хищных; 6) подкрепление в случае усталости; 7) врачевание в случае каковаго‐либо повреждения или болезни; 8) наконец, безопасное убежище или место для отдохновения и покоя. Вся сия человеколюбно подает Бог избранным Своим, и потому прилично глаголет: ничтоже мя лишит. Давид начинает от перваго, присовокупляя: на месте злачне, тамо всели мя, то есть: поселил меня не на сухом или пустом каком-либо месте, но на пажитях злачных, где находится превеликое изобилие здравых трав. Пажити же духовныя словесных овец Божиих, которыми избранные преизобилуют, не что иное суть, как разве Боговедение, святейшая Евхаристия, хлеб слова Божия, и самая истина, сия бо духовную жизнь подкрепляют, сохраняют и умножают.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.2   На месте злачне, тамо всели мя, на воде покойне воспита мя

Ст.2   Он покоит меня на злачных пажитях, и водит меня к водам тихим
 

«Злаком называет здесь священное учение Божественных словес; потому что Пастырь сей сначала питает словом, а потом предлагает таинственную снедь» (Бл. Феод.). «Под водою покойною, – говорит св. Афан., – можно разуметь воды св. крещения, как очищающие от греховного бремени». То же и бл. Феод.

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

На месте злачне, тамо всели мя, на воде покойне воспита мя

«Злачные пажити» - луга, поросшие богатой травой, на которые пастухи выгоняют свои стада. «Воды тихие», покойные, не бурно текущие, образовывающиеся от сильных дождей, которые потом быстро же и высыхают, а источники не пересыхающие, всегда текущие и доставляющие воду.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

На месте злачне, тамо всели мя, на воде покойне воспита мя

В этом и следующих стихах псалма перечисляются различные блага, получаемые верующими и любящими Бога от Доброго Пастыря, каким называет Себя в Евангелии и Сам Господь наш Иисус Христос (Ин. 10:14). Блага эти следующие: 1) тучная пажить, 2) чистая покойная вода, 3) обращение от заблуждения и возвращение на путь истины, 4) сохранение в опасных местах, 5) защита от врагов, 6) подкрепление в случае усталости духовной и вещественной трапезой, 7) врачевание недугов телесных и духовных и 8) всегдашняя помощь и безопасное убежище, или место покоя и вечного блаженства. Все эти блага Господь Бог, как всесильный, всещедрый и премудрый Пастырь, человеколюбно подает избранным Своим. А потому, сказав, что ничего, ни одного из Своих благ Господь не лишит меня, пророк начинает с первого из них и говорит: Он поселил меня не на сухом, или каком-либо бесплодном месте, но на пажитях злачных, изобильных всякой растительностью, всякими здоровыми и питательными травами. И как бы для дополнения этой картины изобильной пажити, пророк присовокупляет, что Господь, как добрый и попечительный Пастырь, для наилучшего питания словесных овец, верных рабов Своих, избирает для них такие удобные пажити, которые расположены на воде покойне, у тихой воды, в такой местности, которая, изобилуя источниками здоровой для питья воды, в то же время способна доставить прохладу от жары, успокоение для уставших членов и подкрепление для ослабших сил. Под местом злачным, или, что то же, под тучною пажитью, отцы Церкви разумеют здесь не что иное, как святейшую Евхаристию, также – хлеб Слова Божия, или, что то же, учение от Божественного Писания и самое научение Божественной истине [6, с. 104–105], потому что эта духовная пища есть единственное средство для подкрепления и сохранения духовной жизни человека. Равным образом и под водою покойною св. отцы разумеют: а) воду крещения, как очищающую и снимающую с человека бремя греха [6, с. 104–105:8, с. 99] и таким образом упокаивающую его, и б) вообще под «водою» разумеют здесь духовную благодать Божию, которая одна имеет силу погашать естественные, греховные похоти, гнездящиеся в сердце невозрожденного человека. Эту благодать Святого Духа и Сам Господь наш в Своем Евангелии изъясняет под образом воды и говорит: «Иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки» (Ин. 4:14).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible