Скрыть
Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы

Возмите врата князи ваша. Ангелы, служащие на земле Спасителю, при вознесении Его, дают знать небесным Силам, чтобы отверзли врата.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 7-10 Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен во брани. Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь сил, Той есть Царь славы

Никто да не подивится, слыша о незнании невидимых сил. Ибо не имеют предведения, и не все знают; ведение же сие имеет одно Божественное естество. Ангелы и Архангелы и другие лики невидимых Сил знают в той только мере, в какой научены. Почему и божественный Апостол, разсуждая о них, сказал: «да скажется ныне началом и властем на небесных Церковию многоразличная премудрость Божия» (Еф.3:10). Если же и из того, что совершается в Церкви, точнее узнают Божию премудрость; то нет ничего страннаго, что горния Силы не познали тайны вознесения Христова, увидев естество человеческое, но не усмотрев сокровеннаго в нем Божества. Но если кто не согласится допустить сию мысль; то пусть из объясненнаго в сем псалме, извлечет решение и для настоящаго места. Выше Пророк наставление о нравственной добродетели представил в виде вопроса и ответа, сказав: «кто взыдет на гору Господню? или кто станет на месте святем Его?» и предложив сей вопрос, присовокупил ответ: «неповинен рукама, и чист сердцем» и т. д. Представь и здесь подобный образ речи, положи, что вопрошающие предлагают вопрос не по незнанию, но чтобы сим провозглашением научить всех человеков о владычестве Восходящаго на небо. Почему ответствующия Силы говорят, что Он Царь славы, как от всех приемлющий славу и имеющий истинное и постоянное царство. Называют же Его и Господом крепким и сильным в брани, потому что разрушил жестокое мучительство диавола, и разсеял обольщение покорных ему демонов. Дается же повеление вратам вечным, чтобы отверзлись, потому что не были еще отверсты для естества человеческаго, и никто из человеков никогда не проходил оными. Но вочеловечившийся Бог-Слово, восприяв наш начаток, возвел оный на небеса, «и седе одесную величествия на высоких» (Евр.1:3), «превыше всякаго начальства и власти и господства, и всякаго имене именуемаго не точию в веце сем, но и во грядущем» (Еф.1:21). Восхищен был и великий Илия, впрочем не на небо, но, «яко на небо» (4Цар.2:11). Так, после перваго вопрошения и ответа, снова одни вопрошают, другие ответствуют, и дознают, что «Господь Сил, той есть Царь Славы», то есть, Творец и Создатель Ангелов и Архангелов и всякаго невидимаго и сотвореннаго естества.

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы

Кто — князья, к которым обращается здесь слово Божие? Душою и телом человека, всеми его силами и способностями, его жизнью обладает и располагает ум его. Ум — владыка, царь, священник, князь в малом мире — в человеке. Господь наш Иисус Христос есть Божия Истина. Как Истина принимается исключительно умом, то слово Божие, приглашая человеков к принятию Спасителя, обращается к началу их, к духу, к уму, — говорит: Возмите врата, князи, ваша. В направлении ума к Истине, в пребывании ума в святой Истине — Христе — заключается сущность спасения нашего.

Какие врата повелевается взять, чтоб соделать возможным вшествие Царя Славы в богозданный град, в человека? Эти врата — грех: греси ваши, - говорит пророк, - разлучают между вами и между Богом, и грех ради ваших отврати лице Свое от вас (Ис. 59.2).

Врата названы вечными: грех, которым мы заразились в нашем корне, в праотцах, бесконечен. Спаситель положил ему конец. Но и теперь грех бесконечен и вечен в тех, которые не признают Спасителя или, признавая Его устами, отрицаются жизнью. Возмите врата, князи, ваша, и возмитеся врата вечная.

Что ж опять значит в Божием приглашении и повелении выражение возмите? Обыкновенно врата отворяются, а здесь узаконяется взятие их. Так! оказалось недостаточным для этих врат — для греха — слово «отверзите», нужно было употребить слово «возьмите»: нужно взять врата, отъять их, уничтожить совершенно. Только в ту душу, которая с решительностью отвергнет грех, которая удовлетворительно очистить себя покаянием, внидет Царь Славы.

Святой Дух, заповедуя взять врата, повелевает и вратам взяться: возмитеся врата вечная. Это знаменует: для первоначального оставления греха и греховной жизни необходимы собственное произволение и усилие человека; но прощение человеку грехов, освобождение от насилия греховных навыков, очищение от греховных качеств, усвоившихся падшему естеству, совершается действием всесвятого и всесильного Божия Духа. Возмитеся врата вечная! Когда возмутся врата вечная, — входит в душу Царь Славы.

Аскетическая проповедь

Евфимий Зигабен (†1118)

Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы

Возмите врата князи ваша

Отселе Давид пророчествует о вознесении Господа на небеса. Он здесь представляет Ангелов, служивших Христу, когда Он находился на земле, восходящими на небеса вместе с возносящимся Христом, и одних идущими Ему на встречу, а других повелевающими хранившим вход в небеса взять врата. Порядок же сих слов должен быть таков: начальники, примите врата ваши. т.е. вы, имеющие власть над вратами небесными, примите их. Поставлено же ваши вместо: над которыми имеете власть. Не сказал отворите, но «возмите», иначе — совершенно примите их, каковым словом изображает невместимую славу Христа имеющего войти. А под вратами надобно разуметь Ангельские стражи и смотрения.

[Под небом здесь должно разуметь воздух, или эфир неба, который ниже тверди, как немного ниже это показывает изъяснитель].

и возмитеся (возвыстесь) врата вечная

Вратами вечными назвал стражи, как вечные, по своей всегдашности. Или вечными потому, что никогда от века не отворялись: они затворены были и тогда, когда Господь, утаившись от всех сил небесных, снизшел долу.

[Что Ангелы о таинстве Божия вочеловечения знали, смотри о том 42-й вопрос с ответом у Божеств. Максима в замечании на слова: и преклонил небеса и сошел в 17-м псалме, хотя способа оного не знали. Слова Феодорита: повелевается им (Ангелам) отворить вечные врата, как никогда для природы человеческой не отворявшиеся. Ибо из людей не прошел их никто. Хотя великий Илия и вознесся, но не на небо, а — как бы на небо].

и внидет Царь славы

Царем славы и Господом славы называется Христос, как преславный и податель славы и как царствующий и господствующей над всеми славными.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы.

Понеже духом предвидел святый Пророк, что нашелся един человек, сиречь Христос, Который достоин был взойти на гору Господню: сего ради предвозвещает, что Он и самою вещию имеет взойти, и что врата небесная вечная отверзутся Ему. Но по обычаю стихотворческому употребляет лиценаведение (προσωποποιΐα) и обращает речь ово к князем небесным, сиречь к Ангелам, ово к самим вратам вечным: и Ангелам убо повелевает, да отверзут, вратам же, да позволят отверстися, паче же сами собою да отверзутся грядущему Царю славы. Но чего ради Пророк не глаголет Ангелам, отверзите врата, но возмите, и вратам не глаголет, отверзитеся, но возмитеся? Понеже при вшествии Царя во град обыкновенно врата градския отъемлются и низлагаются в знак покорности. В Еврейском тексте слова сии читаются так: воздвигните врата верхи ваша, и воздвигнитеся входы вечные, да внидет Царь славы. Откуду новейшие толковники заключают, что псалом сей написан был по случаю пренесения ковчега заветнаго на гору Сион, которая иногда вместо Иерусалимския церкве приемлется, как утверждает Исаиа, глаголя: от Сиона изыде закон (Ис. 2:3).

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.7   Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы.

Ст.7   Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитеся двери вечные, и войдет Царь славы!
 

Изображается царь славный, по восточному обычаю едущий на высокой колеснице, сопровождаемый воинами и вступающий торжественно в город, или свой дворец. Некоторые из толковников относят это место к перенесению ковчега завета на гору Сион – в скинию или храм, а под князьями разумеют главных жрецов. Но а) Отцы Церкви разумеют это место о вознесении Господа Иисуса Христа на небо, б) под вратами вечными нельзя разуметь ворот обыкновенных, вещественных.

«Пророк предъизображает, – говор. бл. Феод., – Владычнее восшествие на небо и показует нам лики Ангелов, из которых одни предшествуют Владыке Христу, а другие свыше вопрошают и желают познать, что значит чудное сие зрелище». Как победитель и Царь славный, Господь Иисус Христос, в сопровождении не одних св. Ангелов, а и душ святых, Им избавленных от власти адские (св. Кирил. Иерусал., Злат., Епифаний, Афан. и друг.), торжественно вступает на небо, как бы в некоторый храм, которого врата доселе были заключены грехом (Евр. 9:8). «Дается повеление вратам вечным, чтобы отверзлись; потому что еще не были отверсты для естества человеческого, и никто из человеков никогда не проходил оными» (Бл. Феод.).

«Ангелы, служащие на земле Спасителю, при вознесении Его, – говорит св. Афан., – дают знать небесным силам, дабы отверзли врата». Кто есть сей Царь славы? вопрошают небесные чины Ангелов, которые не знали и не могли знать, каким образом Слово соделалось плотию, страдало, прославилось, возносится на небо. «Вопрошают, – говорит св. Афан., – горние силы, изумевая пред чудесами домостроительства». «Никто да не подивится, – говор. бл. Феод., – слыша о незнании невидимых сил. Ибо не имеют предведения и не все знают. Еф. 3:10». Если же из того, что совершается в Церкви, они точнее узнают Божию премудрость: то нет ничего странного, что горние силы не познали тайны вознесения Христова, увидев естество человеческое, не усмотрев в нем сокровенного Божества». Впрочем, бл. Феод. допускает и ту мысль, что «Ангелы вопрошающие предлагают вопрос не по незнанию, но чтобы сим вопрошением научить всех человеков о владычестве Восходящего на небо». Бл. Иероним применяет к сошествию Иисуса Христа во ад. Т.е. когда св. Ангелы, сопровождавшие Господа во ад, приказали духам злобы отворить или совсем взять адские ворота: тогда злые духи вопрошали: кто есть сей Царь славы? Мы имеем царя нашего диавола. На это отвечали св. Ангелы: Господь сил и проч. Тот сильный, который связал вашего сильного князя. Но предыдущее толкование принято нашею Церковию, имеет за собою большее число и более авторитетных лиц. Господь сил – Господь воинств земных и небесных.

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы

«Поднимите, врата, верхи ваши». Ворота в древних городах устроились очень низкими, с подъемным верхом. Они называются вечными, так как самого древнего происхождения. Процессия приближалась к Иерусалиму и состояла в несении левитами на плечах Кивота Завета, на крышке которого были украшения из херувимов. Ворота Сиона с неприподнятым верхом были недостаточны, чтобы через них мог пройти Восседающий на Херувимах Господь. Чем знатнее входящее в ворота лицо, тем беспрепятственнее должен быть и вход в них. Здесь же сейчас входит Сам «Царь славы». Этот Царь славы есть Господь сил, «сильный в брани», Тот, Кто является победителем всех народов и Кому Давид обязан взятием и горы Сион от иевусеев.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Ст. 7-10 Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь Славы. Кто есть сей Царь Славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани. Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь Славы. Кто есть сей Царь Славы? Господь сил, той есть Царь Славы

С такими мыслями процессия достигла до старинных (врата вечная), еще иевусеянами построенных ворот Сионского города (Салим); высокопоэтически побуждает псалмопевец, вероятно, стоявших в готовности для принятия старейшин – князей города – возвысить ворота, потому что беспредельно высокий Бог, являющий Свое видимое присутствие над кивотом, в шехине, имеет пройти чрез них. Чтобы дать повод псалмопевцу и процессии к дальнейшему прославлению входящего Царя славы, встречающие старейшины спрашивают: кто же этот царь? И получают ответ: Тот, Который в войнах, во времена судей, при Сауле, а также и при Давиде, являлся всемогущим Защитником Своего народа (кивот сопровождал войско во время войн); Он есть Господь не только земли (ст. 1), но и неба, воинства небесного (Господь сил, Господь Саваоф).

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы

Исполненный пророческого духа, псалмопевец сначала вопрошает и затем отвечает на тот вопрос Кто взыдет на гору Господню? А в заключение псалма в том же духе пророчествует, что восхождением на Божественную гору, или, что то же, на небо, предупредит всех смертных Сам бессмертный Царь славы, как более всех достойный того, Сам Он внидет во врата вечная, хотя и в образе человека, но с пречистою Своею плотию и в прославленном естестве человеческом. Ангелы Божии, служившие на земле Сыну Божию в совершении Им великого дела спасения рода человеческого, в заключение этого дела сопровождают Господа Иисуса, торжественно вступающего на небо, как бы в некоторый храм, врата которого доселе были заключены грехами людей. При этом ангелами дается повеление небесным силам, чтобы отверзли врата небесные, а самим вратам повелевается, чтобы отверзлись, потому что еще не были отверсты для естества человеческого. Этот самый момент в вознесении Господа нашего на небо и изобразил пророк словами: возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечныя: и внидет Царь славы, – причем ангелы небесные названы князьями, а врата горы Господней названы вратами вечными, как место обитания вечного Царя славы.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible