Скрыть
Глас Господень над водами; Бог славы возгремел, Господь над водами многими.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Глас Господень на водах, Бог славы возгреме, Господь на водах многих

Глас Господень на водах. Водами называет множество спасаемых водами. Воды суть святые, потому что реки истекут из чрева их (Ин. 7,38), т. е. духовное учение, которым напояют они слушающих. На таких-то водах Господь. Но, по сказанию истории, и Илия после бездождия слышал глас вод многих. Разумеет же и глас Бога и Отца на Иордане вещающий: Сей есть Сын Мой возлюбленный (Мф. 3,17), и сей-то глас уподобляет грому.

Толкование на псалмы

Василий Великий, свт. (†379)

Глас Господень на водах, Бог славы возгреме, Господь на водах многих

«Глас Господень на водах». Во многих местах найдешь употребленным слово глас. Посему, чтобы понять, что такое «глас Господень», не напрасно будет собрать нам по возможности, что в Божественном Писании сказано о гласе. Так в пророчестве Аврааму: «И абие глас Господень бысть к нему, глаголющий: не будет сей наследник твой» (Быт. 15,4). Также при Моисее: «И вси людие зряху глас и свещи» (Исх. 20,18). И еще у Исаии: «Глас вопиющаго: возопий» (Ис. 40,6). У нас голос есть или сотрясенный воздух, или такое видоизменение в положении воздуха, какое хочет сообщить ему издающий голос.

Что же такое «глас Господень»? Разуметь ли сотрясение в воздухе, или что сотрясенный воздух достигает слуха того, к кому глас? Или не бывает ничего подобного, но глас сей совершенно иного рода и слышащим его представляет себя владычественное в том человеке, которому Бог хочет явить собственный Свой глас, так что представление сие имеет сходство с тем, что бывает нередко во сне? Ибо как без сотрясения воздуха, вследствие представлений, бывающих во сне, удерживаем в памяти некоторые слова и звуки, не чрез слух приняв голос, потому что он напечатлен в самом сердце нашем, так чем-то подобным сему должно представлять и тот глас, который бывает к Пророкам от Бога.

«Глас Господень на водах». Если искать смысла чувственного, то поскольку облака, когда они наполнены водою, сталкиваясь между собою, издают звук и треск, и здесь сказано: «Глас Господень на водах». Но также, если бывает шум от вод, рассекаемых какими ни есть преградами, и если море, возмущаемое ветром, волнуется и издает сильный звук, то сии неодушевленные вещества имеют глас от Господа, по указанию Писания, что всякая тварь едва не вопиет, возвещая о своем Создателе. И когда раздается гром из облаков, не иное что должно представлять, а то, что «возгреме Бог славы» и что Господь Своею силою содержит влажное естество.

«Господь на водах многих». Из истории миротворения знаем, что есть вода превыше небес, также вода бездны, и еще вода - собрание морей. Кто же содержит воды сии и не попускает им, по естественному их стремлению, падать вниз, Кто, если не Господь, Который имеет власть над водами? А может быть, что в смысле более таинственном сказано: «Глас Господень на водах», когда при Крещении Иисуса был глас свыше: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» (Мф. 3,17). Ибо тогда был Господь «на водах многих», освещая воды Крещением, и «Бог славы» велегласным свидетельством «возгреме» свыше. И крещаемым возглашается оставленный Господом глас, ибо сказано: «Шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28,19).

Итак, «глас Господень на водах». Гром составляется, когда сухой и сильный дух, заключенный в пустотах облака, с напряжением вращающийся по облачным пустотам, ищет выхода вон. Облака, противящиеся сильному давлению, трением о них духа производят тот резкий звук. А когда облака, как надутые пузыри, не возмогут противиться духу и удерживать его, тогда они, будучи сильно расторгаемы и пропуская дух, стремящийся вон, производят громовые удары. Это же обыкновенно производит и молнию.

Итак, «Бог славы возгреме, Господь на водах многих». Воды - это святые, потому что из чрева их текут реки, то есть духовное учение, напояющее души слушающих (см.: Ин. 7,38). И еще: они приемлют в себя воду, текущую в Живот Вечный, которая в хорошо приявших делается «источником воды текущия в живот вечный» (ср.: Ин. 4,14). И на таковых водах - Господь. Припомни историю Илии, «егда заключися небо три лета и месяц шесть» (Лк. 4,25), когда во время ясной погоды, на вершине Кармила услышал он голос вод многих, а за сим последовало и то, что гром был из облаков и потекла вода (см.: 3Цар. 18,42-45). Итак, «Господь на водах многих».

Беседы на псалмы. Беседа на псалом 28-й

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Глас Господень на водах, Бог славы возгреме, Господь на водах многих

«Глас Господень на водах, Бог славы возгреме». Слово сие предрекает пришедший с неба на Иордане глас: «сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих» (Мф.3:17). Пророк же наименовал его громом, как несущийся по целой вселенной в священном Евангелии. Так сынами громовыми назвал Господь чету Апостолов за сверхъестественное и божественное изглашение ими Богословия.

«Господь на водах многих». Ибо не один только Иордан приял оную благодать; но по всей земле и на море совершается таинство крещения, при освящении воднаго естества божественным призыванием. За сим псалом предвозвещает данную Апостолам силу.

Евфимий Зигабен (†1118)

Глас Господень на водах, Бог славы возгреме, Господь на водах многих

Глас Господень на водах

По мнению Василия Великого в этих словах заключается пророчество о том голосе, который возгласил Отец небесный над рекою Иорданом, во время крещения Христова, говоря: Сей есть Сын Мой возлюбленный, к которому Я благоволил (Мф. 3,17).

Тот же Василий: Наш голос есть сотрясенный воздух. А голос Господень напечатлевает образ во владычественной части души для представления чего либо неизвестного ей без сотрясения воздуха, так что сие изображение имеет сходство с бывающим часто в сновидениях. Ибо как в сонных мечтаниях без сотрясения воздуха мы воспоминаем некоторые слова и звуки, не принимая голоса чрез слух, но чрез одно напечатление в сердце нашем, так должно думать рождается голос Божий в пророке.

Бог славы возгреме

Отец, говорит, возопил на Иордане тем голосом, который называет громом, потому что он пришел с неба, с которого слышатся громы и потому, что Он был сильный и славный. Богом славы называется вместо имени славный, подобно тому, как называется и Богом истины—истинный, Богом отмщений—мститель, Богом сил —сильный, Богом милости—милостивый, и другими подобными. И это—свойство Ветхого Завета, что он употребляет родительные притяжательные вместо прилагательных.

Господь на водах многих

Господь, говорит, явился на водах Иордана, а чрез сии воды явился и на всех водах, которые и освятил освящением вод Иорданских.

Ориген говорит: Глас Господа просто на водах; а сам Господь на водах многих. И как гром сильнее голоса, так голос Бога сильнее всякого слова (в издан. своде).

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Глас Господень на водах, Бог славы возгреме, Господь на водах многих.

Отсюду начинает Пророк изъяснять, чего ради призывает людей к хвалению и прославлению всемогущества Божия. Ибо причина сему та, что глас Господень творит чудеса, как в стихиях телесных, так и в духовном строении церкви. Во-первых описывает действие Божие, бывающее в водах, потом в воздухе, и во огни, напоследок в земле, как в главнейших частях сего нижняго мира, нам наипаче известнаго. Первое действие Божие, бывающее в водах, описывается в Быт. 1:2, где сказано: Дух Божий ношашеся верху воды. И там же в стихе Быт. 1:6: рече Бог, да будет твердь посреде воды: и да будет разлучающи посреде воды и воды. И паки там же в стихе Быт. 1:9: рече Бог: да соберется вода, яже под небесем, в собрание едино, и да явится суша. Тогда убо слышан бысть глас Господень на водах, когда Бог повелел, да разделятся воды, и по разделении да соберутся в собрание едино, то есть, в недра земная, дабы земля могла быть обитаема. Сей самый глас иначе нарицается громом. Бог славы возгреме. Якоже бо гром мгновенно поражает нас, и принуждает трепетать: тако воды по повелению Господню немедленно отступили, и собралися в низкия места. Бысть же глас сей, или гром сей на водах многих. Ибо воды в начале создания мира отвсюду покрывали всю землю, и потому как бы некая безпредельная вод пучина являлася верху земли. Сие самое яснее описывает Давид во Пс. 103:6 и след., глаголя: бездна, яко риза одеяние ея, на горах станут воды. От запрещения Твоего побегнут, от гласа грома Твоего убоятся. Восходят горы, и низходят поля, в место, еже основал еси им. Предел положил еси, егоже не прейдут, ниже обратятся покрыти землю. По второму же таинственному толкованию описывается здесь действие Евангельской проповеди, которая началась тогда, когда Бог Сам чрез Себя, по крещении Христа в водах Иордановых, благовествовал всему миру, что Иисус Христос есть Сын Его: которое засвидетельствование есть аки сокращение всего Евангелия. Глас убо Господень на водах есть оный велелепный глас Божий, при крещении Христа слышанный: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих (Мф. 3:17)! В сие бо время Бог славы возгреме, и притом возгреме на водах многих; понеже тако учредити хотел крещения тайну, и водам сущим во всем мире сообщить силу отрождати людей, во еже быти им сынами Божиими.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.3   Глас Господень на водах, Бог славы возгреме, Господь на водах многих

Ст.3   Глас Господень над водами; Бог славы возгремел, Господь над водами многими

Отселе и до самого конца псалма Давид показывает, почему должно почитать и славословить Господа, – потому, что Он Творец и Промыслитель мира, потому что дела Его чудны, проявляют славу и величие.
Глас Господень на водах многих. Может быть, здесь разумеется творческий глас Божий, разделивший воды при миротворении (Быт. 1:7). Эти воды действительно были многи, ибо покрывали всю землю. В духовном смысле св. Василий В., св. Афанасий и бл. Феодорит разумеют глас Господень на водах Иорданских, при крещении Спасителя, или глас евангельской проповеди. По Афан. Ал., «водами Давид называет множество спасаемых водами». «Воды, – говорит св. Василий В., – это святые; потому что из чрева их текут реки, т.е. духовное учение, напаяющее душу слушающих».
 

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Глас Господень на водах, Бог славы возгреме, Господь на водах многих

В явлениях грозы обнаруживается слава и сила Господа, сокрушающего кедры ливанские, потрясающего пустыню, разрешающего ланей и величественно восседающего над водами потопа

В необыкновенных потоках от дождей и в страшных грозах Востока слышится величественный голос Иеговы; эти явления происходят по Его воле.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Глас Господень на водах, Бог славы возгреме, Господь на водах многих

Глас Господень на водах; Бог представляется как бы носящимся на грозовых и дождевых облаках; оттуда из-за облаков и чрез облака издает Он в громе глас Свой на землю; голос этот силен (в крепости) и величествен (в великолепии).

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Глас Господень на водах, Бог славы возгреме, Господь на водах многих

От сего стиха и до конца псалма пророк излагает причину, почему он призывает сынов Божиих к прославлению всемогущества Божия. Причина этого та, что глас Господень творит дивные дела, проявляющие славу и величие Бога как в видимом мире, так и в устроении невидимого Царства благодати, т.е. Церкви христианской. Первое действие всемогущества Божия он усматривает на водах, и это действие творческой силы Божией над водами описано на первой странице бытописания в таких выражениях: «Дух Божий ношашеся верху воды… И рече Бог: да будет твердь посреде воды, и да будет разлучающи посреде воды и воды. И бысть тако. И рече Бог: да соберется вода, яже под небесем, в собрание едино, и да явится суша» (Быт. 1:2, 6, 9). Этот творческий глас Господа в Священном Писании нередко уподобляется грому. Так, например, в книге Иова один из друзей сего праведника в речи своей говорит: «Возгремит Крепкий гласом Своим… возгремит гласом величия Своего» (Иов. 37:4–5). Этот же глас Господень положил начало гласу евангельской проповеди о Сыне Божием, воплотившемся на земле для спасения людей и пришедшем на Иордане к Иоанну для крещения, и тогда «глас сей возгремел над водами многими, Твоему свидетельствуяй Сыну» (Канон на Богоявление. Песнь 4-я, ирмос): «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих» (Мф. 3:17; 2Пет. 1:17).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible