Скрыть
Господи! Ты вывел из ада душу мою и оживил меня, чтобы я не сошел в могилу.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Господи, возвел еси от ада душу мою, спасл мя еси от низходящих в ров

Спасл мя ecи от низходящих в ров. Рвом называет ад.

Толкование на псалмы

Василий Великий, свт. (†379)

Господи, возвел еси от ада душу мою, спасл мя еси от низходящих в ров

«Господи, возвел еси от ада душу мою». За такое исцеление благодарит Бога нисшедший от изнеможения во ад, но возведенный из ада силою Того, Кто за нас низложил «имущаго державу смерти» (ср.: Евр. 2,14).

«Спасл мя еси от нисходящих в ров». Часто рвами называются подземелья, устроенные для содержания в них узников, так как сказано в книге Исхода: «От первенца Фараонова… до первенца пленницы, яже в рове» (Исх. 12,29). Да и Иеремию ввергли в ров, и Иосифа братья по ненависти заключили во рву, не имеющем воды. Но всякий поступок или низводит нас долу, отягчая грехом, или возносит горе, окрыляя нас к Богу. Посему Ты спас меня, который доселе вел порочную жизнь, и спас, отделив от нисходящих в место потемненное и холодное. То же значат слова: «подъял мя еси», то есть удержал меня от стремления долу, чтоб не дать случая порадоваться врагам моим. Как в другом сказал: «Совершаяй нозе мои яко елени, и на высоких поставляяй мя» (Пс. 17, 34), так здесь возвращение вверх именует освобождением из рва и подъятием.

Беседы на псалмы. Беседа на девятый восьмой псалом

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 3-4 Господи Боже мой, воззвах к Тебе, и изцелил мя еси. Господи, возвел еси от ада душу мою, спасл мя еси от низходящих в ров

В этом слышим вещание человеческаго естества. Слова же: «воззвах к Тебе, и исцелил мя еси», по простому смыслу приличествует Езекии, но не столько человеческому естеству; потому что оно не умоляло Бога и не искало избавления от тления, а предавалось только плачу и сетованию, видя смерть, и не ожидая воскресения. Поэтому слезы и сетования, какия бывают над болящими и умершими, принял вместо молитвы, указуя на неизреченное Божие человеколюбие; потому что Бог и непризываемый, но видя только слезы, умилосердился и сокрушил смерть. Пророк и здесь опять рвом назвал смерть.

Евфимий Зигабен (†1118)

Господи, возвел еси от ада душу мою, спасл мя еси от низходящих в ров

Господи, возвел ecи от ада душу мою

Если сии слова понимать о Давиде и Церкви, то Бог освободил душу Давида и верующих от тьмы греховной. Или это говорит о разрушении и сокрушении ада, также об освобождении душ из ада, которое даровал им Христос, как говорит Кирилл. Если же понимать и об Езекии, то сие слово показывает, что Бог освободил его от тьмы плена, который производит в душе тьму печали.

Спасл мя ecи от нисходящих в ров

Что Давид сказал выше, то говорит и здесь, ибо свойственно благодарящим разнообразить изъяснение благодарности и сим более показывать свою признательность. Под рвом должно понимать бедствие, от которого нельзя избавиться. Ибо таков оный глубокий ров, ИЛИ под рвом разумей гроб, или ад, потому что как гроб, так и ад находятся в глубине земли; и никто не может избавиться от них сам собою. Говорит, Ты, Господи, освободил меня от нисходящих в бедствие: и если разуметь сии слова о Давиде и Церкви, то ров есть душевное бедствие, а если разуметь о Езекии, то ров есть телесное бедствие. При сем надобно заметить, что не все последующие слова относятся к Давиду и к Езекии, но только некоторые. Таковы большею частью слова пророков; он не все сряду относятся к одному лицу, но одни идут к одному лицу, а другие к другому.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Господи, возвел еси от ада душу мою, спасл мя еси от низходящих в ров

Пророк воспоминает здесь о тесных обстоятельствах своих, которыя претерпел он прежде получения царства, дабы показать, что справедливо произнес вышереченныя слова: не возвеселил еси врагов моих о мне, аки бы сказал: часто находился я в очевидных опасностях смерти, и по той причине душею и телом изнемогал; но Ты, Господи, исцелил оную болезнь мою, и от близкой смерти так меня избавил, что аки бы от самаго ада извел. Оныя слова: спасл мя еси от низходящих в ров означают то же, что воздвигл мя еси от мертвых, или, как в Еврейском тексте читается, жива сохранил мя еси, да не сниду во гроб; ибо чрез снисходящих в ров разумеются мертвые.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Господи, возвел еси от ада душу мою, спасл мя еси от низходящих в ров.

С Евр.: «Господи! Ты вывел из ада душу мою, и оживил меня, чтобы я не сошел в могилу». 
Адом (в Евр. шеол) называется в псалмах могила, смерть, великие несчастия, смертные опасности; рвом называется могила, темное место и смерть. Т.е. Ты, исцелив, спас от смертной опасности, от могилы и смерти. «Всякий поступок, – говорит св. Вас. В., – или низводит нас долу, отягчая грехом, или возносит горе, окрыляя нас к Богу. Посему, Ты спас меня, который вел доселе порочную жизнь и спас, отделив от нисходящих в место потемненное и холодное».

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Господи, возвел еси от ада душу мою, спасл мя еси от низходящих в ров

Кара, ниспосланная Богом на евреев, могла коснуться и его самого. Давид даже молил Господа об этом: так как моровая язва явилась следствием его греха, то пусть она разразится над ним самим и его домом. Такая смиренная молитва Давида смягчила гнев Господа и язва прекратилась. Давид преисполнился благодарным чувством к Богу.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 3–4 Господи Боже мой, воззвах к Тебе, и исцелил мя еси. Господи, возвел еси от ада душу мою, спасл мя еси от низходящих в ров

В этих стихах Давид продолжает речь свою о тех милостях и благодеяниях, какие получал от Господа в то время, когда подвергался гонениям и различным смертным опасностям, угрожавшим ему со стороны преследовавших его врагов его. Адом он называет здесь опасность близкой смерти, после которой души всех ветхозаветных праведников нисходили во ад, т.е. в такое темное место, в котором они содержались до самой смерти Господа Иисуса Христа, изведшего их из пропасти ада. Под именем низходящих в ров псалмопевец разумеет мертвых, которых хоронят во рве, или могиле. Он говорит: подвергшись жестоким нападениям со стороны врагов, я часто находился в опасностях смерти и потому изнемогал душою и телом, но всякий раз, когда я взывал к Тебе, Господи, о помощи, Ты исцелял меня: воззвах к Тебе, и исцелил мя ecи. И не только исцелил, но и от самого ада извел душу мою, избавил меня от той участи, какой подвергаются все мертвые, нисходящие в ров.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible