Скрыть
Пойте Господу, святые Его, славьте память святыни Его,

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

И исповедайте память святыни Его. Памятуя Божие человеколюбие, должны мы возносить песнопения.

Толкование на псалмы

Василий Великий, свт. (†379)

Пойте Господеви, преподобнии его, и исповедайте память святыни его

«Пойте Господеви преподобнии Его». Не всякий тот поет «Господеви», кто произносит устами слова псалма, но все, которые от чистого сердца воссылают псалмопения, все, которые преподобны и хранят правду пред Богом, все таковые могут петь Богу, верно соблюдая духовные размеры. Сколь многие пришли сюда, сделав блуд! Сколь многие скрывают в сердце обман или ложь! Они представляют себя поющими, но не поют в действительности. Ибо псалом приглашает к псалмопению преподобного. «Не может… древо зло плоды добры творити» (Мф. 7,18) и порочное сердце износить из себя слова жизни. Посему «сотворите древо добро, и плод его добр» (Мф. 12,33). Очистите сердца, чтобы плодоносить Духу и, став преподобными, прийти в состояние разумно петь Господу.

«И исповедайте память святыни Его». Не сказал: исповедайте святыню Его, но «память святыни Его», то есть благодарите. Ибо здесь исповедание берется вместо благодарения. Посему благодарите, что имеете «память святыни Его» вы, которые прежде, погрузившись во грехи и осквернившись нечистотами плоти, дошли до забвения святыни Сотворившего вас. А для исходатайствования прощения за грехи исповедайтесь в том, что учинено вами нездравого.

Беседы на псалмы. Беседа на псалом 29-й

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Пойте Господеви, преподобнии Его, и исповедайте память святыни Его: Яко гнев в ярости Его, и живот в воли Его

Справедливо Пророк песнопение и засвидетельствование благодарности приписывает преподобным. Поелику, хотя дар воскресения уделен и всем людям; но не все достойны сей благодати; то весьма прилично поступает, посвящая для песнопения достойных. Весьма искусно сделано им и другое разделение; ибо гнев присвояет ярости (гневом же называет наказание), а жизнь – воле; потому что сего хощет Бог, а не перваго, гнев же навлекаем мы сами на себя. Сказано: «Бог смерти не сотвори, ни веселится о погибели живых. Созда бо во еже быти всем, и спасительны бытия мира» (Прем.1:13–14). Слышим же, что и Сам Бог говорит через Пророка Иезекииля: «еда хотением восхощу смерти грешника, а не еже обратитися ему и живу быти» (Иез.18:23)?

«Вечер водворится плачь, и заутра радость». Так и было сие и при Езекии, и при совершении общаго спасения. Ассирияне, своими угрозами подвигшие город к плачу, ночью восприяли наказание, и на утро исполнили благодушия тех, кого заставляли плакать. И божественный Исаия, повечеру принесший Езекии смертный приговор, поутру принес ему паки благовестие жизни. Так было и при совершении общаго спасения: когда священные Апостолы, а с ними и все верующие, сетовали о страдании Господнем, рано утром пришли жены, и принесли радость воскресения.

Евфимий Зигабен (†1118)

Пойте Господеви, преподобнии его, и исповедайте память святыни его

Пойте Господеви преподобнии Его

Пойте Господу, говорит, преподобные, то есть, праведники, добродетельные. Потому что те, которые не таковы—не суть праведники и добродетельные, хотя поют чувственно, но истинно не поют. Никакое гнилое дерево не приносит хороших плодов, как сказал Господь (Матф. 7,18): так и сердце смертоносное и грешное не может приносить слова жизни и добродетели. Посему и Сирах сказал: не красна хвала в устах грешника (Сир. 15,9).

Почему Василий Великий сказал: Не тот поет Господу, кто произносит слова псалма устами, но которые воссылают псалмопения от чистого сердца и которые преподобны и хранят правду Божию, те могут петь Богу… Итак очистите сердца, чтобы могли приносить плод Духу и, сделавшись преподобными, петь Господу разумно.

Исповедайте память святыни Его. Благодарите, говорит, за память святости Божией—за то, что она вспомнила нас, недостойных сего, по причине нечистот и грехов наших.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Пойте Господеви, преподобнии его, и исповедайте память святыни его:

Давид, по приятии благодеяний не довольствуяся один благодарить Бога, увещавает и других, подобныя благодеяния получивших, дабы непрестанно хвалили Бога, аки бы сказал: вси благочестно и по Бозе жительствующии прославляйте благодетеля Бога. Исповедайте память святыни Его: хвалите, что Он помнит вас памятию святою, памятию милостивою, памятию отеческою; ибо хотя иногда и наказывает, но сие творит не ради погубления, но ради освящения. Сие бо есть воистинну превеликое и достойное вечныя памяти благодеяние Божие, что мы, требующие всегдашния Божией памяти, часто забываем Его: но Той, Иже благих наших не требует, присно памятует о нас, особенне же помянул, когда послал к нам Сына Своего, Спасителя миру, чему тот же пророк Давид удивляяся, восклицает: что есть человек, яко помниши его? (Пс. 8:5).

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Пойте Господеви, преподобнии Его.

Т.е. чистые, святые. «Не всякий тот поет Господеви, – говорит св. Вас. В., – кто произносит устами слова псалма, но все те, которые от чистого сердца воссылают песнопения». Исповедайте память святыни Его, «не сказал: исповедайте святыню его; но память святыни, т.е. благодарите. Ибо здесь исповедание берется вместо благодарения. Посему, благодарите, что имеете память святыни Его» (Вас. В.).
С Евр.: «Пойте Господу, святые Его, славьте память святыни Его».

Толкование на Псалмы

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 5–6 Пойте Господеви, преподобнии Его, и исповедайте память святыни Его: яко гнев в ярости Его, и живот в воли Его: вечер водворится плачь, и заутра радость

Преподобнии значит: праведные, святые, угодные Богу. Выражение гнев в ярости Его в переводе с греческого читается: «гнев во власти Его», а под именем гнева, по мнению отцов (св. Василий Великий [4, с. 95], блж. Феодорит [6, с. 133]), разумеется наказание Божие. Поэтому слова гнев в ярости Его имеют такой смысл: Он наказывает по праведному суду Своему. А выражение – живот в воли Его имеет тот смысл, что Господь не желает погибели и смерти человека, но хочет, чтобы он получил спасение и жизнь вечную (Иез. 33:11). Таким образом, словами: гнев в ярости Его и живот в воли Его, – псалмопевец выражает ту мысль, что гнев Господень если и посещает людей за грехи наказаниями, но зато люди, вразумленные этими наказаниями и раскаявшиеся, получают от Бога вечную милость, как говорит пророк Исайя: «Во ярости мале отвратих лице Мое от Тебе, но милостию вечною помилую тя» (Ис. 54:8). Следующее затем изречение: вечер водворится плачь, и заутра радость, – служит пояснением той же мысли, т.е. что за наказаниями от Бога следуют Его милости. Сознание наказания Божия возбуждает в грешнике чувство раскаяния, а покаяние доставляет ему скорое и немедленное прощение греха. Таким образом, происходит то, что кто вечером плачет, тот утром радуется, получив утешение в прощении грехов благодатию Единственного Утешителя, Духа Святого. Вся речь настоящих стихов псалма, следовательно, может быть выражена так: пойте Господу, преподобные Его, прославляйте Его в песнях, благодарите за память святыни Его; заслуженное вами наказание гнева Его Он скоро отвратит, желая даровать всем вечную жизнь. Господь наказывает, но Он же скоро и утешает: вечером скорбь, плач, а утром уже спасение, радость. Последнее изречение, по словам св. Василия Великого [4, с. 96–97] и блж. Феодорита [6, с. 134], есть пророчество об апостолах Христовых, которые вечером в субботу, по погребении Господа, плакали, а в утро пасхального воскресения возрадовались, получив от мироносиц благовестие, что Господь воскрес.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible