Скрыть
Прїими́те наказа́нїе, да не когда̀ прогнѣ́ваетсѧ гдⷭ҇ь, и҆ поги́бнете ѿ пꙋтѝ првⷣнагѡ, є҆гда̀ возгори́тсѧ вско́рѣ ꙗ҆́рость є҆гѡ̀: бл҃же́ни всѝ надѣ́ющїисѧ на́нь.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Приимите наказание, да не когда прогневается Господь, и погибнете от пути праведнаго, егда возгорится вскоре ярость его: блажени вси надеющиеся Нань

Приимите наказание, то есть, учение евангельское. И погибнете от пути праведнаго, — Пути сказавшего о Себе: Азь есмь путь (Ин. 14, 6).

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Приимите наказание, да не когда прогневается Господь, и погибнете от пути праведнаго, егда возгорится вскоре ярость его: блажени вси надеющиеся Нань

«Приимите наказание, да не когда прогневается Господь, и погибните от пути праведнаго». Ибо для совершенства не достаточно одно приобретение Боговедения, но надобно упражняться и в деятельной добродетели, прилепившись к которой, пойдете путем непогрешительным. «Егда возгорится вскоре ярость Его, блажени вси надеющиися нань». Ибо во время суда, когда пороки ваши, подобно удобовозгарающемуся веществу, как огнь воспламенят Божественный гнев, будете вы вдали от пути праведных, неся наказание за то, в чем согрешили во время сей жизни. Но истинно и твердо возложившие упование на Бога приимут тогда плод надежды – блаженство. Ибо Пророк говорит: «блажени вси надеющиися нань». Если подвижники добродетели ублажаются и в настоящей жизни, тем несомненнее приимут блаженство в тот день, в который жившие в лукавстве привлекут на себя Божий гнев.

Тихон Задонский, свт. (†1783)

Приимите наказание, да не когда прогневается Господь, и погибнете от пути праведнаго, егда возгорится вскоре ярость его: блажени вси надеющиися Нань

1) Блаженными пророк святой называет тех, которые сердечной верой признают Сына Божия за своего Искупителя и Спасителя и на Него всю свою надежду полагают. Об этом сказано в Писании: Вот, Я полагаю в основа­ние на Сионе камень, – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержден­ный: и верующий в Него не постыдится (Ис. 28:16; 1Петр. 2:6). Это Тот Камень, о Котором написано: Камень, Которым пренебрегли стро­ители, Сей Камень стал краеугольным: от Гос­пода было сие, и есть дивно в очах наших (Пс. 117:22-23). Кто на этом Камне утверждается надеждой своей, тот, даже если пойдет дождь, и разольются реки, и подуют ветры, и устре­мятся на него, – не падет (Мф. 7:25). Ибо твердое и непоколебимое основание поло­жил, так что и врата ада не одолеют его (Мф. 16:18). Поэтому лучше надеяться на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше уповать на Господа, нежели уповать на князей (Пс. 117:8-9).

Испытал это на себе пророк и псалмопе­вец сей и благодарно восклицал: Все народы окружили меня, но именем Господним я вос­противился им. Со всех сторон окружили меня, но именем Господним я воспротивился им. Окру­жили меня, как пчелы соты, и яростью пылали, как огонь в тернии, но именем Господним я вос­противился им. Низринутый, я готов был упасть, но Господь поддержал меня (Пс. 117:10-13). Видишь, как он именем Господ­ним, как щитом, защищался от врагов, и в са­мой последней и крайней беде не оставил его Господь. Блаженны все надеющиеся на Него!

2) Надежда испытывается неблагополучи­ем и бедствием. Тут становится известно, кто на кого надеется, на Христа ли Бога, или на что иное. Тот истинно и сердечно надеется на Христа, кто в неблагополучии не отступает от Него надеждою, но к Нему прибегает и помо­щи просит, и хотя медлит с помощью Помощ­ник его, однако неизменно ожидает помощи от Него, помышляя, что верен Обещавший по­мощь. А кто в неблагополучии, оставив Хрис­та, к созданию, то есть человеку, богатству, че­сти и прочему уклоняется и оттуда помощи ищет, тот никакой надежды не имеет на Него, хотя устами и исповедует свою надежду на Него. Ибо надежда неотступна от своего ос­нования, на котором утверждается, и позна­ется не в счастье, но в несчастье, и на сердце, а не на устах имеет место, как и вера, и всякая добродетель. А чего на сердце нет, того и в са­мой сущности нет. Поэтому неотлучным от надежды должно быть терпение, которое вся­кое приключившееся бедствие преодолевает и ожидает или избавления, или облегчения в бедствии.

Вера, надежда и терпение неразлучны. Ве­ра видит и признает своего Помощника и Из­бавителя Христа. Надежда на Нем утвержда­ется и просит помощи и избавления от Него. Терпение ожидает Его, хотя и медлит Он, и не отступает от упования. Потому увещевает Псаломник: Мужайтесь, и да крепится сердце ваше, все уповающие на Господа (Пс. 30:25). И еще: Потерпи Господа, мужайся, и да крепит­ся сердце твое, и потерпи Господа (Пс. 26:14). Ибо блаженны все надеющиеся на Него.

3) Наибольшее и тягчайшее искушение бывает надежде, когда мысли смущают душу и хотят лишить ее надежды спасения и в отча­яние ввергнуть. Бывает, что помыслы говорят человеку в сердце его: Нет спасения ему в Бо­ге его (Пс. 3:3). Это дьявольское коварство и стрелы его разожженные, которые он мечет на верную душу и хочет у нее отнять сокрови­ще вечного спасения. Тут особенно человеку должно терпеть, мужаться, крепиться и пре­одолевать надеждою кознь вражескую, и не­движимым быть в надежде, и помнить слово утешительное: Блаженны все надеющиеся на Него. И еще: Верующий в Него (во Христа), не постыдится (Рим. 10:11).

4) Если блаженны все надеющиеся на Него, как и воистину блаженны, то окаянны и бед­ны все надеющиеся на человека, на князей, на вельмож, славных и сильных, на силу свою, честь и сан свой, на богатство, на дела свои и благочестие, и все прочее, что есть кроме Христа. Все таковые имеют надежду ложную, ибо надежда их не имеет твердого и непоколебимого и известного основания и непременно должна пасть, поскольку основа­ние ее гнилое. И потому все таковые посты­дятся, ибо они подобны человеку безрассудно­му, который построил дом свой на песке; и по­шел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое (Мф. 7:26-27).

5) С другой стороны, было бы бесстыдно человеку надеяться на Того, Которого он не­престанно прогневляет и огорчает грехами против совести. Надежда, как и вера, любит в доброй совести почивать, а от злой совести убегает, и таковой устами только надеется, а в сердце надежды не имеет. Какой надежде быть там, где совесть, раздраженная грехами, непрестанно судом Божиим грозит? Надежда в спокойной совести, упокоенной от грехов, жилище свое имеет.

Не говорится здесь о таких, которые прежде грешили против совести, но, перестав грешить, каются и ищут милости у Бога. Час­то и их совесть смущает за сделанные грехи, но таковым должно утвердиться в надежде своей, ибо Бог судит не тех, кто согрешил – ибо все грешники: все согрешили и лишены славы Божией (Рим. 3:23), – но судит тех, кто согрешил и не покаялся. Поэтому должно им вспоминать утешительное слово: Блаженны все надеющиеся на Него. Ибо и для них Хрис­тос – Спаситель, Искупитель, Избавитель, Защитник и Жизнь, ибо Он пришел спасти грешников (1Тим. 1:15). Говорится же выше о таких, которые в непокаянии пребывают и не перестают грешить. Таковых как вера, так и надежда суетна. Поэтому говорит пророк: Уповай на Господа, и делай добро (Пс. 36:3). Ви­дишь, что, уповая на Господа, должно и добро делать.

Размышления и замечания из текстов. Размышление 4

Евфимий Зигабен (†1118)

Приимите наказание, да не когда прогневается Господь, и погибнете от пути праведнаго, егда возгорится вскоре ярость его: блажени вси надеющиеся Нань

Приимите наказание

Этими словами выражает Пророк усиление того, что выше сказал в стихе 10-м: образумьтесь, умудритесь не как-нибудь, но совершенно и окончательно, выражаясь здесь метафорически, как бы крепко держа что—либо в сжатом кулаке.

Да не когда прогневается Господь, и погибнете от пути праведнаго

Путем праведным называет определенный образ жизни праведных; ибо у евреев путь имеет различные значения, смотря по тому, по какому кто пути ходит.

Егда возгорится вскоре ярость Его

А этим указывает он на день суда. При том выражением вскоре обозначает неотложность его. Теперь же хотя и являет иногда Господь гнев свой над грешниками, но тут же смягчает и долготерпит, уступая место их покаянию.

Блажени вси, надеющиися на Него

Блаженны те, кои пренебрегают земными благами; а всю надежду свою, все упование возлагают на Господа.

Некоторые утверждают, что этот псалом есть продолжение предыдущаго, так что оба они вместе составляют один псалом, и на этом основании делают в конце подходящее к обоим псалмам—как одному замечание, что блаженный Давид как начал блаженством, так и окончил блаженством.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Приимите наказание, да не когда прогневается Господь, и погибнете от пути праведнаго, егда возгорится вскоре ярость его: блажени вси надеющиися нань.

Сие место с Еврейскаго некоторые переводят: лобзайте Сына, иные – поклонитеся Сыну, иные – поклонитеся чисто, иные – приимите чистоту: с чем удобно согласить можно и перевод седмидесяти толковников. Ибо принимать наказание то же есть, что и принимать чистоту учения Христова, равно как и лобзать Сына, или покланяться Сыну, то же есть, что принимать наказание, или учение Его. Сущность слов состоит в том, дабы цари не токмо исправили разум и сердце, приняли наказание и поработали, как сказано выше; но чтоб и с великим усердием сие сотворили, дабы навсегда осталось в них то наказание, от котораго зависит доброе расположение сердца. Ибо глагол: приимите, по силе Еврейскаго знаменования, не просто означает принять, но с великим жаром восхитить, обнять и крепко удержать, так, как кто объемлет, целуя, любезную особу. За сим присовокупляет причину, чего ради творить сие нужно, глаголя: да не когда прогневается Господь, и погибнете от пути праведнаго. То есть: приимите наказание, да не когда Господь, Ему же подобает повиноватися со страхом и трепетом, прогневается на вас, яко на нечестивых и непокоривых, и вы погибнете от пути праведнаго, когда Господь восхитит вас посреде течения вашего. Следующия за сим слова: егда возгорится вскоре ярость Его, означают день страшнаго суда Божия, вскоре приити могущаго: ибо и тысяща лет пред очима Его яко день вчерашний, иже мимо иде (Пс. 89:5); ниже может нарещися долговременным то, что конец имеет.

Из всего вышереченнаго заключает Пророк, сколь есть добро и полезно любить Господа, и Ему от всего сердца работать. Ибо в день страшнаго суда, который, может быть, не далече отстоит от нас, одни токмо те могут иметь благую надежду, которые такими явятся.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.12   Приимите наказание, да не когда прогневается Господь, и погибнете от пути праведнаго, егда возгорится вскоре ярость его: блажени вси надеющиися нань.

Ст.12   Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.

Приимите наказание, т.е. вразумитесь, покайтесь, исправьтесь; по св. Афан., «приимите Евангельское Христово учение»
С Евр: почтите Сына, т.е. Сына Божия, о Котором говорилось выше в ст.(Пс.2:7). Но и принимать истинное Евангельское учение значит принимать, чтить Сына Божия. 

От пути праведного, т.е. если вы не исправитесь, то вы будете вдали от пути праведного, не будете на пути спасаемых (св. Афан.), будете вдали от пути, т.е. Христа Спасителя. Егда возгорится вскоре ярость Его; т.е. когда настанет суд Божий, воспламенится ярость Его, тогда вы погибнете.

 

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 10-12 И ныне, царие, разумейте, накажитеся вси судящии земли. Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся ему с трепетом. Приимите наказание, да не когда прогневается Господь, и погибнете от пути праведнаго, егда возгорится вскоре ярость его: блажени вси надеющиися нань

Поэтому благоразумнее сделали бы цари, если бы вместо борьбы с Богом и Его сыном подчинились Ему, чтобы не навлечь на себя совершенной гибели от Господа.

Враги Давида «судьи земли» - высшие сановники, можно разуметь и царей, которым принадлежала и судебная власть, должны опомниться («вразумитесь и научитесь»), что им нужно не бороться против Бога, но с благоговением работать пред Ним, т. е. служить Ему, и за получаемые от Него милости радоваться пред ним с благоговейным «трепетом», со смирением, а не с гордым сознанием своих заслуг и своей силы. Продолжающееся же сопротивление их Богу вызовет Его гнев и их гибель.

Мы указали связь мыслей в этом псалме и его содержание в применении к обстоятельствам происхождения и поводам его написания. Но все содержание псалма не может быть применимо с точностью к личности Давида и его времени.

Напр., 1) в 1 ст. изображается восстание на помазанника всех народов земли, какового всенародного восстания на Давида не было. 2) рождение Богом Давида «ныне» (7 ст.) буквально, конечно, не может быть понимаемо. 3) в 9-10 ст. предсказывается распространение власти Давида по всему миру, что исторически на нем не исполнилось. Все сказанное указывает, что содержание псалма нельзя уложить в исторические рамки Давидова времени и личности Давида.

Мы уже указывали, что Давиду было дано обетование о происхождении от него Потомка, власть которого будет несокрушимой, вечной. Таким же Потомком был обетованный Мессия, и слова 7 ст. по кн. Деян XIII:38 и по посл. к Евр I:5; V:5 относятся к воплощению Сына Божия. Первые же два стиха в кн. Деян IV:27-28 по объяснению апостолов прилагаются к изображению восстания на Христа как представителей власти евр. народа, так и римской, в лице Пилата; тогда же римская монархия была мировой; и восстание на Христа римлян было восстанием всего тогдашнего мира. Таким образом исторические обстоятельства, давшие повод к написанию псалма, послужили и поводом к изображению Давидом будущих мессианских времен, а потому этот псалом - пророчески-мессианский.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

2:12-13. Приими́те наказа́ние, да не когда́ прогне́вается Госпо́дь и поги́бнете от пути́ пра́веднаго, егда́ возгори́тся вско́ре я́рость Его́.
Блаже́ни вси наде́ющиися Нань!

Являясь продолжением Псалма 1-го, 2-ой Псалом расширяет его содержание до изображения всемирной борьбы со стороны царства нечестия против Сиона – царства праведных, возводя предсказание торжества этого последнего до прямых и ясных пророчеств о той победе ХРИСТА над всеми противниками ЕГО, которою увенчивается содержание заключительной новозаветной книги АПОКАЛИПСИС. Псалом этот несомненно, мессианский.
Заключительный, естественно вытекающий из созерцания всех конечных судеб мира человеческого, призыв Псалмопевца (стихи: 10–12) ко всем вождям его – «царям» и «судящим земли»: вразумиться и уже служить Господу, приняв научение Его путей, ибо «блажени вси надеющиеся нань!».

Приимите наказание (научение), дабы не прогневался когда Господь, Которому подобает повиноваться со страхом и трепетом. Наказание на вас, как бы на рабов нечестивых и непокорных, и вы тогда (если пребудете в сем упорными) погибнете от пути праведного, когда возьмет вас Господь посредине течения вашей жизни. Слова: «егда возгорится вскоре ярость Его» означают день Страшного Суда Божия, «вскоре придти имущего, ибо и тысяча лет пред Ним, как один день вчерашний, который отошел мимо» (Пс.79:5); да и не может быть названо долговременным то, что имеет конец.
Проникновенное и восторженное, восклицание это, при краткости своей, представляет собой самый естественный и понятный, и в то же время глубокожизненный и необходимый вывод сердечный из всего 2-го Псалма, и особенно конца его. Поистине, «сколь есть добро и полезно» любить Господа, и Ему от всего сердца работать! Какое счастье в Нем Одном укрепить всю свою надежду, к Нему направить все стремления души, и в этом крепком и непоколебимом уповании обрести щит и избавление от всяких сомнений, малодушия и сетований!

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Приимите наказание, да не когда прогневается Господь, и погибнете от пути праведнаго, егда возгорится вскоре ярость его: блажени вси надеющиеся Нань

Как этот последний, так и предыдущие два стиха псалма составляют уже речь самого псалмопевца, обращенную в виде наставления к тем же царям, князьям и народам земным, восставшим на Господа и на Христа Его. Таким образом, по объяснению св. отцов, в этих последних словах псалма заключается такое наставление пророка: «Вразумитесь, цари и народы, и покайтесь; примите Евангельское учение Христово и исправьтесь, чтобы не прогневался на вас Господь, Сын Божий, и чтобы вам не погибнуть в вашем заблуждении, вне пути праведного, ведущего ко спасению. Если не вразумитесь и не исправитесь, то далеки будете от Христа, Который есть путь (Ин. 14:6) правды и спасения; и когда настанет суд Божий, воспламенится ярость Его (а это может случиться скоро), тогда вы погибнете. Если же уверуете в Господа, вразумитесь Его Божественным учением, покаетесь и будете иметь надежду на Него, то получите спасение и наследуете вечное блаженство: блажени вcи надеющиеся Нань. «Блажен, кто назидает ближнего страхом Божиим и не обольщает души своей, ежечасно боясь железного жезла великого Пастыря. Блажен, кто любит воздержание по Богу и за чрево свое не подвергается осуждению, как сластолюбец и нечистый; ибо таковой возвеличен будет о Господе. Блажен, кто бодрствует в молитвах, чтении и добрых делах; он просветится и не уснет в смерть. Блажен, кто имеет надежду не на человека, но на Господа, Грядущего паки со славою многою судить вселенную в правде, потому что будет он как древо, растущее при водах, и не перестанет приносить плод» (Псалтирь св. Ефрема Сирина).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible