Скрыть
Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его

Предсташа царю земстии, т. е. сами себя определили на это Ирод и Понтий Пилат. Так истолковали это и святые Апостолы в Деяниях (Деян. 4,26–27). И князи собрашася вкупе, — упомянутые выше книжники, фарисеи и законники. На Господа и на Христа Его. Ибо злоумышление против Христа есть злоумышление против самого Отца. И если Отец в Сыне и Сын во Отце, то злоумышлением этим не одинаковое ли наносится Им оскорбление?

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Вскую шаташася языцы и людие поучишася тщетным? Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его

Слово: «языцы» употребляет Пророк не с членом (τὰ ἔθνη), чтобы не подать тебе мысли, будто бы включает сюда всех, но без члена (ἔθνη), наводя мысль твою на нечто частное. Поелику Иудеи, взяв Иисуса Христа, предали Его язычникам, то Давид спрашивает: какая была тому причина, или что такое сделалось, почему народ Божий пришел против Него в движение, и предал Его в руки язычникам?

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его

Предсташа. Торжественно противостали новому Царству Мессии и заявили враждебный ему дух свой. Еврейское слово: иацав — стоять, в форме гиптаел, себя выставлять,— для присоединения к кому, как иереи к Ровоаму (см.: 2Пар.11,13) (также — 70 судей предстают пред скинию (см.: Чис. 11,16). Моисей представляется фараону [см.: Исх. 8,20; 9,13]), или с целью противления, как Ангел— Валааму (см.: Чис. 22,22) (также — как Голиаф пред войском израильским [см.: 1Цар. 17,16; ср.: 2Цар. 23,1, 10; Втор. 9,2; 2Пар. 20,6; Иов. 33,5; Втор. 7,24; 11,25 и Нав. 1,5; Иов. 41,1]). И в нашем месте — означается явная и упорная враждебность, не кроющаяся, но выступающая открыто с хвастливостью и самоуверенностью…

Царие. Не неразумная только чернь с буйством восстает против истины, а сами цари и главы народов, кои не только не усмиряли народных восстаний, но поощряли их. Под царями земными разумеют Ирода и Пилата (см.: Деян. 4,27), но не исключительно, конечно. Как исключить Ирода Великого, который готовил убийство Мессии еще Дитяти? Как исключить последующих гонителей, кои покушались уничтожить малое Христово стадо? (Потому не следует брать здесь в уважение замечание грамматиков, по коему иногда множественное берется за одно из многих,— например разбойники за одного из них (см.: Мк.15,32 и Лк. 23,39), ученики вместо одного из них (см.: Мф. 26,8; Ин. 12,4). Будто тут царие — стоит вместо одного царя,— Ирода.) Очевидно, это пророчество представляет непрерывно-бесконечную некую хронологию Царства Мессии и живописует лик Его в мире сем до конца мира безжалостно-злобно поражаемым врагами Его. Также нет основания слово: земстии — понимать только как святую землю, или Палестину. Скорее, цари земли противополагаются Верховному Царю Небесному, о Коем тотчас начинается речь (стих 3), и именуются несколько презрительно и иронически… ибо что могут прузи сии (саранча) против Того, Кто содержит круг всей вселенной? Так у Исайи (см.: Ис. 40,22): что Земля, порошинка сия, пред необъятной широтою небес и числом тел, напоминающих его? И что точечка сия, Иудея, или хоть Италия или Испания пред всем телом Земли? Сюда очень приложима шуточная речь Сократа к Алкивиаду, когда тот несколько надмевался своею добычею: обозначьте, где это, мне на карте географической,— зная, что добытое было столь мало, что никаким знаком на карте обозначить его было невозможно.

И князи, то есть кои после царя, исполнители его велений, и советники или вельможи в государстве, избранные в правительственный совет,— в Иудее таковы были члены синедриона великого, между коими Анна и Каиафа и другие. LХХ и евангелист Лука в Деян. 4,5 называют их αρχοντες, как назван и Никодим (см.: Ин. 3,1, 10). Отличительную черту их указывает святой Павел: князи века сего (ср.: 1Кор. 2,6).

Собрашася вкупе. По-еврейски: сговорились в собрании совещательном… Перевод LХХ: συνηχθησαν επι το αυτο. Халдейский перевод: associate sunt una— вступили в сообщество и союз. Симмах: και υπαρχοι συσκεπτονται ομοθυμαδον. Начальники совещаются единодушно, чтобы, действуя поодиночке, не замешкаться или не оказаться слабыми и не потерпеть неудачи — се, сговорились действовать заодно, основали общество. (Еврейское слово: иасад — в этом смысле два раза встречается: у Ис. 44,28,— об основании Киром храма в Иерусалиме,— и <в> Исх. 9,18 — об основании или начале земли Египетской [ср.: Пс. 101,26; 81,5].) К этому можно подвести и другое значение, какое может иметь слово сие, если производить его от сур, arcanum,— секрет, тайна, именно — совещаться тайно о каком-либо деле, установить свои о нем понятия и виды и средства и таким образом воодушевить и подкрепить себя на дело. (В таком смысле, кроме сего места, оно встречается еще <в> Пс. 30,14 [внегда собратися им вкупе на мя, прияти душу мою совещаша].) Как основание есть начало и главная часть здания; так и совещание есть как бы идеальное построение дела, по которому должно вестись потом оно и при самом исполнении. Исполнение сего пророчества очевидно в неоднократных совещаниях против Христа (см.: Ин. 9,22): о взятии Его лестью (см.: Ин. 11,47-53); о вопросах Ему (см.: Мк. 12,13; Мф. 22,34-35); о пресечении распространения Евангелия (см.: Деян. 4, 15-17; 5,33); об изыскании ложных свидетельств (см.: Мк. 14,55); а потом — в определениях римского сената и указов императоров.

На Господа. Вот на Кого направили стрелы свои! Вот на Кого вооружились все и всеми силами и способами! На Того, Кто есть Господь всяческих (Иегова Сый),— от Коего все получило свое бытие и без Коего ничто не существует и существовать не может! Таков Бог в нераздельной Триипостасности естества, но здесь, может быть, разумеется преимущественно Бог Отец, так как о Боге Сыне, Мессии, тотчас прилагается слово. Подразумевать здесь и Духа Святого дают повод очевидные противления Ему иудеев, и Господом обличенные, и Апостолами замеченные (см.: Деян. 7,51).

И на Христа — по-еврейски: Месиах. Мессия, еже есть сказаемо Христос (Ин. 1,41). Месиах от масах — помазывать, как Христос от χριω. Помазание приписывается, во-первых, патриархам, хотя об акте и чине помазания их в Писании нигде не говорится: Пс. 104,15 (не прикасайтеся помазанным моим) — по ходу мыслей это об Аврааме, Исааке и других (сличи: стих 9 и Быт. 26,3). Во-вторых, помазывались Пророки, как Елисей Илиею (см.: 3Цар. 19,16). В -третьих,— первосвященники, коим на лбу, под бровями, начертывали следующего вида крест: X (по уверению Кимхия, в толковании на Пс. 132, и раввина Соломона, на Исх. 29,7). В-четвертых,— цари, у которых, по свидетельству тех же, начертывалось О — круг, знак полноты и совершенства. И Саул именуется помазанником Божиим (см.: 1Цар. 12,3), и Кир (см.: Ис. 45,1), который по сей причине некоторыми почитается прообразом Мессии, чего ради и пастырем назван (см.: Ис. 44,28, с Еврейского),— но, в-пятых, преимущественно или в собственном смысле имя Мессии принадлежит обетованному Искупителю рода человеческого, как Пророку, Первосвященнику и Царю, Которого предызображали только все ветхозаветные Пророки, первосвященники и цари и Который был помазан не видимым и чувственным каким помазанием, но невидимым духовным помазанием, Духом Святым (см.: Пс. 44,8; Ис. 61,1; Деян. 10,38 и прочее). В настоящем месте очевидно Мессия стоит в последнем значении, как требует сочетание слов: Иегова и Мессия Его. Хочет внушить Пророк, что не только Их едино есть Царство, но и едино Им должно быть и поклонение. Почему нераздельна и непокорность и противление Им, так что оно, оказано бывши одному, тем самым оказывается и другому. Иже не чтит Сына, не чтит и Отца, пославшего Его (ср.: Ин. 5,23 и следующее). Это Тот Мессия, Который есть истинный Сын Божий, Единородный Господь и Владыка всяческих, Коему подобает всякая слава, честь и поклонение (см.: Деян.4,25; Евр. 1,5; Притч. 8,22; Апок. 22,7; 11,15-16; 19,15).

Толкование на некоторые псалмы.

Евфимий Зигабен (†1118)

Этот второй Псалом (как и первый) не имеет в еврейском тексте надписания; содержание же его таково: в нем предвозвещаются коварные замыслы враждующих на Господа и на Христа Его, потом—призвание язычников и отвержение иудеев.

Ст. 1-2 Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным? Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его

Предвидя пророческим взором неистовство и бешенство их, Давид с прискорбием и со слезами предначинает свой псалом так: увы! почто они с таким безумием мятутся, подняли такую тревогу и замышляют все ниспровергнуть? Под язычниками (языцы) разумеются здесь римские воины вместе с Пилатом, а под народом (людіе) —народ иудейский с Анной и Каиафою; под именем же царей (царіе земстии) и верховных правителей или архонтов (князи) — Ирод и Пилат, из коих первый был царем, а последний правителем, как повествуется об этом, с уяснением самого текста, в книге Деяний Апостольских (4, 6, 25-27, сдич. Лук. 23, 1-15, Иоан. 18:12-14, 27, Матф. 14:9, 27, Марк. 6:14, 22, 25-27). А что царіе и князи во множественном числе сказано, вместо единственного, то это обясняют свойством языка еврейского, допускающего такое употребление, или же видят в том другой смысл—таинственный, именно: с именем Ирода царя соединяют и другого царя греха—диавола, вооружившегося против Христа, и с Пилатом князем—многих князей, т. е. начала и власти тми века сего, духов злобы поднебесных, против которых, по Апостолу, надлежит нам вести брань (Еф. 2:2, 6, 12, Иоан. 12:31, 14:30, 16:11). Ибо так как во Христе (Богочеловеке) две природы, невидимая (божественная) и видимая (человеческая); то Ему надлежало и двойную борьбу вести с невидимыми и видимыми врагами. Слова же: поучишася тщетным (κενα εμελετησαω—замышляют пустое) сказаны вместо—усиливаются попусту (ματην εσπουδασαν), воображая, что они могут погубить Того, Кто воскрес и живет во веки, и эти слова относятся к одним только иудеям, которые, почивая на законе Писаний (Рим. 2, 17), вотще поучались в них, не вникая и не уразумевая, что эти самыя Писания свидетельствуют о Нем (Иоан. 5, 39). На Господа и на Христа Его, то есть, возмутились, восстали и совещаются не менее против Отца, как и против Сына Его, Которого Он поставил Царем над всеми языками, дав Ему их в наследие, как Помазаннику своему. Эта брань против Сына коснулась и Отца. Таким образом в этом месте надобно разуметь под Господом Бога—Отца, а под Христом Бога—Сына. Ибо сам Отец, по своему Божественному домостроительству, поставил над ними царем Сына своего. Если же в последних словах текста: на Христа Его (αυτου) допустить чтение: на Христа их (αυτων) вместо единственного во множественном числе, как это можно встречать во многих списках Псалтири: то при этом и мысль, выражающую собою отношение, надобно разширить и распространить на всех, не только иудеев и язычников, но даже и самых духов падших, как сказано о Нем: да о имени Его всяко колено поклонится, небесных и земных и преисподних (Филип. 2, 9-11).

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа его.

Прежде сказал вообще: вскую шаташася язы́цы и людие? А здесь во особенности глаголет, кто суть оные язы́цы и людие, и противу Кого возмятошася, показывая, что мятеж оный не от простаго народа начался, но от верховных людей, яко‐то от царей и князей. Первый бо возмутившийся был Ирод царь, как читаем у Евангелиста Матфеа в главе 2. Ему последовали князи и другие знатные люди. Смутившуся бо Ироду, весь Иерусалим смутился с ним (Мф. 2:3). Потом в самое время страдания Господня, паки иный Ирод и Понтийский игемон Пилат с князьми и прочими знаменитыми людьми Иудейскими на Христа возстали. Наконец, даже и по страдании и по вознесении Христовом, гонения от царей и князей начало восприимали. Впрочем, хотя мятеж оный, по-видимому, противу Христа намереваем был, а не противу Бога, паче же происходил под предлогом защищения славы Божия, но в самой вещи склонялся на Самого Бога. Сего ради Пророк присовокупил рещи: на Господа и на Христа Его. Ибо Христос Божественными Своими делами доказал, что Он был истинный Сын Божий. А кто ненавидит Сына, тот ненавидит и Отца.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.2   Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его

Ст.2   Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его
 

Смысл сих слов объяснили сами св. Апостолы. Приведши сии и первого стиха слова, они продолжают: по истине собрались в городе сем (Иерусалиме) на Святого Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским (Деян. 4:27). Итак под восставшими царями разумеется здесь Ирод и Понтий Пилат, а под князьями или вельможами св. Афанасий разумеет книжников, фарисеев и законоучителей. Восстали они на Господа и Христа Его, т.е. на Бога Отца и Бога Сына Его; «ибо если Отец в Сыне, и Сын в Отце: то злоумышлением сим, – говорит св. Афан., – не одинаковое ли наносится Им оскорбление?» (Сн. Ин. 5:23).

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

В еврейской, греческой и латинской Библиях этот псалом не имеет в надписании имени Давида; существующее же в русской Библии надписание этого имени подтверждается свидетельством кн. Деяний (IV:25), где Ап. Петр, цитируя слова 1 и 2 стихов этого псалма, называет их словами Бога, произнесенными «устами отца нашего Давида, раба Твоего».

В 1-4 ст. предсказывается неудача нападения врагов на помазанника Божия. Причиной этой неудачи является великое покровительство ему от Бога и обетование о том, что власть этого помазанника распространится даже по всему миру (5-9), поэтому и его настоящее царствование над святым Сионом (6) будет непоколебимым. Святость же горы Сиона зависит от пребывания на ней Бога, видимым знаком чего служит присутствие на ней Кивота Завета. Поэтому можно думать, что псалом написан уже после перенесения Давидом на Сион ковчега из Кариаф-Иарима.

Царствование Давида было временем постоянных войн. Самым сильным восстанием на него было восстание соединенных сил сирийцев и аммонитян. Можно думать, что изображаемое в псалме восстание на Давида народов и было во время его войны с сиро-аммонитянами. Главное же содержание псалма посвящено раскрытию того обетования, которое было дано Богом Давиду о будущей всесветной власти его над миром. Такое обетование, как видно из исторических книг (2Цар VII:12-16), было дано Давиду через пророка Нафана о его Потомке, царство которого будет вечным. Из всего сказанного можно сделать вывод, что этот псалом был написан после перенесения Кивота на Сион по поводу данного Давиду обетования о Потомке во время войны с сиро-аммонитянами.

Ст. 1-2 Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным? Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа его

В первой части псалма (1-9) Давид выражает недоумение и сожаление, что цари земли восстали против Бога и Его помазанника, когда такое восстание по самому своему существу не может кончиться удачей, как восстание слабого на сильного (1-5)

«Мятутся» - волнуются, «замышляют тщетное» - замышляют не осуществимое; «цари» - высшие правители государства, «князья» - военачальники. Под Помазанником Давид мог разуметь себя, так как он получил власть над народом еврейским от Бога через помазание его пророком Самуилом.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 1-2 Вску́ю шата́шася язы́цы, и лю́дие поучи́шася тще́тным? Предста́ша ца́рие зе́мстии, и кня́зи собра́шася вку́пе на Го́спода и на Христа́ Его́.

Ст. 1-2 Для чего разъярились язычники и народы замыслили тщетное? Восстали цари земные, и князья собрались вместе на Господа и на Помазанника Его.

Являясь продолжением первого Псалма, второй Псалом расширяет его содержание до изображения всемирной борьбы со стороны царства нечестия против Сиона – царства праведных, возводя предсказание торжества этого последнего до прямых и ясных пророчеств о той победе ХРИСТА над всеми противниками ЕГО, которою увенчивается содержание заключительной новозаветной книги АПОКАЛИПСИС. Псалом этот несомненно, мессианский.
Два первых стиха относятся к восстанию и противлению против Христа и Его Церкви со стороны властей, еврейских и языческих (Деян.4:25-28). В начале (стихи: 1–3) Давид, в тоне недоумения и скорбного возмущения, изображает бунт нечестивцев, в особенности царей и князей их, против Господа и Христа Его, приводя даже буквальные слова этой, от начала веков и до конца их идущей, «оппозиции» их по отношению к богоустановленным началам и нормам доброй нравственной жизни. И в противопоставление их, явно нелепым и позорным для «мира» человеческого, замыслам, категорическим тоном Богодухновенного пророка, коему открыты и последние судьбы сего мира.

«Так возмутившиеся говорили» (Юнгеров „Псалтирь‟, Пекин 1925 года, стр. 3). Здесь, таким образом, изображается боговраждебное направление земной человеческой культуры, как бы бунт сильных земли против законов Бога и Христа Его.

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его

По переводу с еврейского сей стих читаем: «Восстают цари земли и князья совещаются вместе против Господа и против помазанника Его». В этом стихе еще яснее, чем в первом, выражено, кто именно, какие крамольники и мятежники и против кого именно возмутились и восстали. Возмущение, или восстание, произошло и началось не от простого народа, но от верховной власти, со стороны царей и князей. Так и случилось. Первый возмутившийся против Христа, при самом рождении Его, был царь Ирод; ему последовали затем в этом возмущении князья и другие знатные люди, как читаем в Евангелии: «Слышав же Ирод царь смутися, и весь Иерусалим с ним» (Мф. 2:3). Затем, во время страданий Господа Иисуса Христа, опять с новой силой восстали против Него другой Ирод и игемон Пилат Понтийский с князьями и прочими знаменитыми людьми иудейской земли. Наконец, по вознесении Господа Иисуса Христа на небо, открылись гонения на веру и Церковь Христову, и опять же эти гонения и возмущения против христианской Церкви начинались по приказу и распоряжению таких же правителей иудейских и потом императоров римских. И хотя эти восстания и гонения предпринимались, по-видимому, против Христа-человека, а не Бога, как говорили неверующие в Него, и под предлогом защиты славы Божией; но тем не менее гоним был Христос Господь, Сын Божий. А так как «Сын во Отце и Отец в Сыне» (Ин. 14:10–11), и «Отец и Сын едино суть»; то и восстание врагов Христовых было не на кого другого, как на Господа и на Христа Его. Потому что «кто не чтит Сына, тот не чтит Отца, пославшего Его» (Ин. 5:23).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible