Скрыть
а҆́зъ же поста́вленъ є҆́смь цр҃ь ѿ негѡ̀ над̾ сїѡ́номъ, горо́ю ст҃о́ю є҆гѡ̀,

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Аз же поставлен есмь Царь от Него над Сионом, горою святою Его

Аз же поставлен есмь царь от Него над Сионом. Возвещает им о той вере, какая, по отвержении народа израильского, будет у язычников. Сион же означает Церковь.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Аз же поставлен есмь Царь от Него над Сионом, горою святою Его

Аз же поставлен есмь Царь от Него. Здесь должно остановиться, и потом присовокупить: «над Сионом горою святою Его».

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Аз же поставлен есмь Царь от Него над Сионом, горою святою Его

Аз же. Противополагается тем многим царям и князьям, кои говорили: расторгнем и прочее. Вы, как бы так говорит Господь, вы — прах и пепел — многое горделиво замышляете, — Я же, Коего всякий Совет станет и Который вся, елика совещах, сотворю (Ис. 46,10), вскоре тщетными сделаю все ваши замыслы и Царя Моего, против Которого с такой яростью восстаете, славно защищу (буква: вав — как частица противоположения берется и в других местах (см.: Мал. 1,4; Ис. 29,13]).

Поставлен есмь. Халдейский перевод не без основания ставит два глагола вместо одного: я возвеличил Царя Моего и поставил Его над горою Сионом. Смысл: хоть вам ненавистен Мессия, но ведайте, что Он не Сам Собою принял эту честь или присвоил такое достоинство (см.: Евр. 5, 4-5), — не по человеческому также выбору и желанию (см.: Ин. 6,15; 18,36) имеет такую власть; но Я Сам, Владыка всех тварей, по Своему Божию Совету и определению, поставил Его Царем, противиться этому неразумно и бесполезно (см.: Лк. 1,32; Пс. 44,5; Ин. 3,34; Ис. 61,1).

Поставил Царем Моим — Того Самого Мессию, о Коем поминалось во 2-м стихе; Своим называет Его Бог Отец, не потому только, что Царство Его и законы Царства Его Божественны, совершенно отличны от мирских царств и законов (см.: Ин. 18,36), но, собственнее, потому, что Он Сам есть Его Сын, единого с Ним естества, Бог, и власть Его царская неземного происхождения, и не случайный придаток, но есть существенная Его — черта, свет славы, общей Ему с Отцом. Почему всем царям заповедуется к Нему обращаться (конец сего стиха), как к Высшему всех их (см.: Пс. 88,28); Ему поработают все племена и языки (см.: Дан. 7,14); Он развеет все царства (см.: Дан. 2,44); Его же Царствию не будет конца (см.: Лк. 1,33).

Над Сионом, горою святою. Сион — прообраз Царства Мессии, — на нем был царский престол Давида (см.: 2Цар. 5,9; 3Цар. 8,1) и водружена скиния, вместо коей на соседнем холме Мориа воздвигнут потом Соломоном храм истинному Богу (см.: Ис. 31,4; 2Пар. 3,1). На Сионе сочетавались сила царства и священства, как в Мессии потом те же достоинства соединились, по чину Мелхиседекову. Почему как Мессия часто называется Давидом, так и Царство Его, или место Царства и царское седалище, горою Сионом, не в том смысле, чтобы оно было частное царство, малыми ограниченное пределами, но потому, что Сион многими чертами прообразовал новозаветное Царство Мессии, как то: своею красотою и неприступностью, но особенно потому, что из Сиона долженствовал изойти закон, проповедь евангельская во все земли (см.: Ис. 2,3-4; Лк. 24,47; Деян. 1,4; Мих. 4,2; Пс. 109,2; 131,13; 86,3; Зах. 9,9). Святым назван Сион не здесь только, но и в других местах (см.: Пс. 42,3; 47,2; 98,9; Иоил. 2,1; Иез. 20,40). Не по существу, а ради того, что там была скиния, в коей Всесвятой Бог (см.: 2Цар. 6,17,12; 1Пар. 15,1, 3, 12; 16,1; 2Пар. 8,11). По сей причине под Сионом разумеется еще и храм самый (см.: Пс. 136,3; Иер. 51,10; Ис. 18,7; Плач. 5,18). От сего Сион называется горою, Богу возлюбленною, жилищем и престолом Божиим (см.: Пс. 77,68; 86,2; 67,17; 9,12; 73,2; 75,3), и противополагается горе Синаю (см.: Евр. 12,22). И так поелику во всем мире не было горы, равной в славе горе Сион, то Отец и говорит, что на сей горе поставит Он Царя избраннейшего и единственного, попечению Коего вверены все святые, кои и обстоят престол Его (см.: Апок. 14,1).

Толкование на некоторые псалмы.

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 6-7 аз же поставлен есмь Царь от него над Сионом, горою святою его, возвещаяй повеление Господне. Господь рече ко мне: Сын мой еси ты, аз днесь родих тя

Аз же поставлен есмь Царь от Него

Далее идет речь от лица Христа; ибо таково свойство пророчеств, что в них и предметы и лица меняются, как это часто можно встречать у пророков, которые не по своей воле пророчествовали, но по внушению Духа Святаго, выполняя свое служение не более как живые орудия (2Пет.1, 21). Предвозвещает же Христос царство, которое предано Ему Отцом, как человеку; о чем и засвидетельствовал Он по воскресении Своем, говоря: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли (Матф. 28, 18).

над Сионом, горою святою Его, возвещаяй повеление Господне

Под горою, называемою Сионом, разумеется вся Иудея, и слова текста получают смысл такой: Я поставлен Царем возвещать заповеди евангельские на горе Сионе, т.е. в Иерусалиме. Повелением же Господним (προσταγμα —правила, наставление, учение) называет самые заповеди эти, показывая этим единство воли своей с волею Отца. Не могу Аз о Себе творити ничесоже, говорил Он, проповедуя на земле учение евангельское; якоже слышу, сужду; и суд Мой праведен есть; яко не ищу воли Моея, но воли пославшего Мя Отца. Аз от Себе не глаголах; но пославый Мя Отец, той Мне заповедь даде, что реку и что возглаголю. Аз и Отец едино есма (Иоан. 5, 30; 12,49; 10,30).

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Аз же поставлен есмь Царь от него над Сионом, горою святою его,

Понеже выше наименовал врагов Христовых мятежниками, и положил слова приличныя им: расторгнем узы их, и отвержем от нас иго их: сего ради вводит здесь Самого Христа глаголющаго и как бы так ответствующаго: цари и князи, язы́цы и людие! вы глаголете: расторгнем узы их, но Бог посмеется вам, понеже всуе противоборствуете мне: зане Аз поставлен есмь Царь не от человек, но от Бога, и потому не боюся прещений и угроз человеческих. Поставлен же есмь Царь над Сионом, горою святою Его, сиречь над Церковию, еяже изображение есть град Иерусалим, основанный на Святой горе Сионстей. Сие постановление Мое в Царя основано на повелении Бога, или паче, на предвечном определении Его, которое Я вам возвещу.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.6   Я помазал царя Моего, над Сионом, святою горою Моею

Ст.6   Аз же поставлен есмь Царь от Него над Сионом горою святою Его.
 

Ни к кому из иудейских царей нельзя относить сих слов; потому что в следующих стихах говорится о Сыне Божием. И так здесь говорит Сам Господь Иисус Христос, что Он, по человечеству Своему, от Бога Отца поставлен Царем над Сионом, т.е. над всею вселенскою Церковию, потому что «Сион, – говорит св. Афан., – означает Церковь Христову».

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 6-7 аз же поставлен есмь Царь от него над Сионом, горою святою его, возвещаяй повеление Господне. Господь рече ко мне: Сын мой еси ты, аз днесь родих тя

Власть помазанника останется непоколебимой, так как он получил от Бога обетование не только быть царем над Сионом, но и над всем миром.

Давид противополагает непоколебимую прочность своего престола не успеху предприятия врагов; последние «самовольно» восстали на него, Давид же «помазан» Господом. Враги должны погибнуть, так как Давид получил такое обетование от Бога: «Ты Сын Мой: я ныне родил Тебя». В связи речи и применительно к историческому положению Давида в борьбе с сиро-аммонитянами это обетование может быть понимаемо, как ожидание Давидом помощи от Бога именно в данном случае, так как он сын Божий, т. е. находится под особенным Его покровительством, а естественно, что отец защищает сына, рожденного им.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Аз же поставлен есмь Царь от Него над Сионом, горою святою Его

После того псалмопевец представляет говорящим к гордым возмутителям самого Мессию, Который объявляет им, что Сам Бог поставил его Царем над Сионом (Церковью; ср. Гал. 4 и д. особ. 26), потому они ничего не могут сделать против Него; – Он хочет объявить им относящееся сюда определение, решение (повеление) Божие, что тотчас в ст. 7-9 действительно и делает.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Аз же поста́влен есмь Царь от Него́ над Сио́ном, горо́ю Свято́ю Его́.

Являясь продолжением Псалма 1-го, 2-ой Псалом расширяет его содержание до изображения всемирной борьбы со стороны царства нечестия против Сиона – царства праведных, возводя предсказание торжества этого последнего до прямых и ясных пророчеств о той победе ХРИСТА над всеми противниками ЕГО, которою увенчивается содержание заключительной новозаветной книги АПОКАЛИПСИС. Псалом этот несомненно, мессианский.
Дальше (стих 6) Давид говорит в Псалме и о себе, в данном случае, как поставленном от Бога царе, и именно «возвещающем повеление Господне».

Типологический: в нем начинает Давид речь о себе, но уже слова «над Сионом, горою Святою Его» архиепископ Ириней правильно объясняет: сиречь над Церковью, которой изображение есть град Иерусалим, основанный на Святой горе Сионской.

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 6–8 Аз же поставлен есмь Царь от Него над Сионом, горою святою Его, возвещаяй повеление Господне. Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя: проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли

Сионом называется та гора в иудейской земле, которую царь Давид завоевал у одного из хананейских племен – у иевуссеев; он же основал потом на этой горе свой столичный город, названный Иерусалимом, перенес в этот город скинию Моисееву, затем устроил новую скинию; а после него сыном его, царем Соломоном, построен был здесь же, в Иерусалиме, на горе Мориа, величественный храм истинному Богу. С того времени у пророков и вообще у святых писателей Церковь иудейская стала именоваться Сионом. По вознесении Господа Иисуса Христа на небо, на основанную Им Церковь христианскую также перешло усвоенное ветхозаветной церкви наименование Сионской горы, или просто Сиона (Евр. 12:22–23). Поэтому, когда слышим за церковным богослужением пение: «Ненавидящие Сиона, посрамитеся от Господа» (Антифон 4-го гласа), – мы должны знать и помнить, что под именем Сиона здесь говорится о Святой Церкви Божией. И в настоящем изречении псалма пророк как бы влагает во уста Христовы ответное слово на безумную речь восставших против Него врагов Его и от имени Самого Христа как бы так говорит: «Вы хотите свергнуть с себя ненавистное для вас иго закона Моего, вы говорите: расторгнем узы их и отвергнем от нас иго их; но Господь Бог, Отец Мой Небесный, посмеется вам, и гневом и яростию Своею приведет вас в смятение, и вы должны будете узнать, что Я поставлен от Него Царем над Сионом, горою Его святою, т.е. над Церковью Его, которая распространится по всей земле. А потому, не страшась никаких угроз и козней человеческих, Я возвещаю вам повеление, или предвечное определение Самого Господа».

В этих стихах содержится пророческое слово о рождении Сына Божия и о главенстве Его над всею Церковью и над всем миром. Сын Божий, Богочеловек Иисус Христос, как учит слово Божие и Святая Церковь, имеет два рождения: одно, предвечное, от Бога Отца, по Божеству, как читаем в Символе веры: «иже от Отца рожденнаго прежде всех век»; а другое рождение во времени, по человечеству: «воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася». По предвечному и временному, по Божественному и человеческому рождению, Сын Божий имеет и два естества: Божеское и человеческое. «Не во двою лицу разделяемый, но во двою естеству неслитно познаваемый», – как поем мы в одной из церковных песен (Догматик 6-го гласа). Таким образом, первая половина псаломского изречения: Сын Мой eси Ты, – говорит о предвечном рождении Сына Божия, а другая – Аз днесь родих Тя – о Его временном рождении, по человечеству, о Его воплощении. И вот, продолжая речь свою от имени Христа Сына Божия, пророк-псалмопевец говорит: «Я, помазанный от Господа Царем над святой горой Сионом, поставленный Главой Церкви Божией, возвещаю вам повеление Самого Господа, Живущего на небесах, который сказал Мне: Ты Сын Мой, Я родил Тебя и от вечности – по Божеству, и во времени – по человечеству, а потому проси у Меня и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе. Ты Сын Мой, хотя и по изволению Моему, но добровольно воплотился на земле, пострадал и из мертвых воскрес, ради спасения человеков; но так как иудеи, к которым Ты явился на земле, отвергли Тебя, то проси у Меня, и дам во владение Тебе народы до самых последних пределов земли». Итак, сущность сего пророчества заключается в том, что Христос, Сын Божий, поставлен Царем над горой Сионом, т.е. Главой всей Церкви, которая не ограничится одними пределами Иудеи, или Палестины, но распространится на все народы, объемлет все царства мира, по всей вселенной.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible