Скрыть
проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе;

Святые отцы

Прочие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли

Ибо, как Бог, Он Творец всего: «вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть» (Ин. 1:3); и: «Тем создана быша всяческая видимая и невидимая» (Кол. 1:16). А если Он – Владыка и Творец всяческих; то Он – Владыка и Господь сотвореннаго Им. Впрочем, и по естеству будучи Владыкою, как Бог, приемлет владычество над всем, как человек. И поелику древле промышлял, по-видимому, только об Иудеях, как сказано: «и бысть часть Господня людие Иаков, уже наследия его Израиль» (Втор. 32:9); народ же иудейский отвержен, как ни мало не воспользовавшийся Божиим о нем попечением; то справедливо промыслительность Свою обращает на язычников не как нерадевший о них древле, но как исполняющий Моисеево пророчество; потому что Моисеево это изречение: «возвеселитеся языцы с людми Его» (Втор. 32:43). Можно найти и событие, соответствующее пророчеству. Ибо уверовавших из Иудеев, не двенадцать только Апостолов, но семьдесят учеников, и тех сто двадесять собранных вкупе, к которым обращал речь Свою блаженный Петр (Деян. 1:16), и тех пятьсот, которым Господь по воскресении, по словам божественнаго Павла, явился в одно время (1Кор.15:6), и те три тысячи, и те пять тысяч, которых мрежею своей проповеди уловил верховный из Апостолов (Деян. 2:41; Деян. 4:4), и те многия тмы, о которых говорил великий Иаков: «видиши ли, брате, колико тем есть Иудей веровавших» (Деян. 21:20), всех этих и сверх того всех Иудеев уверовавших в целой вселенной, наименовав людьми святыми, и чрез них уловив все народы, Господь исполняет пророчество, в котором сказано: «веселитеся языцы с людми Его», а сверх того исполняет и собственное Свое проречение, которое изрек Иудеям, сказав: «и ины овцы имам, яже не суть от двора сего: и тыя Ми подобает привести. И глас Мой услышат: и будет едино стадо, и един пастырь» (Ин. 10:16). Сие сказано и в настоящем псалме: «проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли». Но мне приходит на мысль плакать о неверии Иудеев, которые, слыша пророчество, ясно упоминающее о концах земли, и зная, что, кроме единаго происшедшаго от Давида по плоти Владыки Христа, ни один из царей их не приобретал такого владычества, слепотствуют очами ума своего, изрекающее о сем пророчество «осяжут яко слепии стену, и яко суще без очес осязати будут» (Ис. 59:10). Потому и угрожает им пророческое слово:

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Ст. 8-9 проси от мене, и дам ти языки достояние твое, и одержание твое концы земли: упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я

В следующих 8-9-м стихах изображается та же небесная картина. Речь продолжается от Лица Сына. В ней возвещается Божие определение, в силу коего Мессии отдаются в наследственное владение (κληρονομιαν) все языки и вся земля, и Он может грозно карать и истреблять непокорных. Предвечное Божие определение исполнилось во времени. Как предвечный Сын Божий, Бог Слово обладает, как и Отец, вечною славою и равным могучеством, но, как Богочеловеку, как Мессии, дадеся Ему всяка власть по воскресении (см.: Мф. 28,18; ср.: Флп. 2,9-10 и другое).

Толкование на некоторые псалмы.

Евфимий Зигабен (†1118)

Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли

Проси от Мене, и дам Ти языки достяние Твое

Так как Христос по плоти принадлежал к роду Иудеев, и потому прежде всего обратился к ним с проповедью благовестия, как своим единоплеменникам; но когда они не приняли Его, то Он естественно обратился потом к племенам языческим, побуждаемый к тому и волею Отца, чтобы Он избрал Себе язычников в наследие. И действительно, Сыну Божию, как приобщившемуся плоти и крови (Евр. 2, 14) человеческой, подобало и в человечестве вообще принять участие.

И одержание Твое концы земли

то есть, и власть наследия Твоего прострется до пределов земли. Так оно и сбылось; ибо Слово Евангельское пронеслось по всей земле и во все концы вселенной (Пс. 18, 5; Мф. 24, 14; 10,18). И сам Отец предлагает Сыну, чтобы Он просил Себе сего наследия, в изявление своего благоволения и желания восстановить все падшее человечество. И Сын естественно ходатайствует об этом пред Отцем, так как Он нас ради человек и нашего ради спасения вочеловечился, и, став Богочеловеком, соделался Посредником между Богом и человеками. Итак да устыдятся и усрамятся Иудеи, не находящие лица, к кому бы могли быть приспособлены эти слова. Ибо кто, кроме Христа, стяжал такую могущественную власть?

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

проси от Мене, и дам ти языки достояние твое, и одержание твое концы земли:

Изречение преясное, ибо Отец вещает к Сыну аки бы тако глаголя: Христе, Сыне Мой единосущный! понеже Ты волею Моею и воплотился еси, и пострадал, и из мертвых воскресл: сего ради по справедливости можеши просити владычества над всеми языки и над всею землею, даже до последних концев ея, яко собственнаго достояния Твоего, по всем правам Тебе принадлежащаго. Здесь заметить должно следующия два обстоятельства: первое – имя достояние в Священном Писании берется за собственность, или за всякую вещь, в наследство достающуюся. И понеже наследство, собственно так называемое, у Евреев обыкновенно разделяемо было между братьями большею частию жребием, а разделенныя части измеряемы были вервием, или ужами, для того в Писании за одно и то же берутся сии слова: достояние, часть, жребий, уже, наследие; а часто и два из сих имен полагаются совокупно в одном месте, например: Господь часть достояния моего (Пс. 16:5). И паки: и бысть часть Господня, людие его Иаков: уже наследия его Израиль (Втор. 32:9). Таким образом, и в сем месте нарицаются все языки достоянием Христовым, поелику поставлен есть Царем и обладателем всего мира, что явствует из оных слов: и одержание Твое концы земли. Во-вторых, примечать надлежит, что сии слова разуметь должно наипаче о духовном царстве Христове, сиречь о Церкви, разсеянной по всей вселенней. Итак, сущность слов есть та, что Христос поставлен есть Царь над Сионом, сиречь, над народом Господним: но сие царство не ограничивается одними пределами Иудеи или Палестины, как царство Давидово и Соломоново, но распространяется на все народы и объемлет вся царствия мира сего, по пророчеству Даниила, предсказанному во 2‐й главе.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.8   проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли
Ст.8   проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе; 

Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое
и проч., т.е. Поскольку неверующие Иудеи Тебя отвергли, то (с Еврейск.) «проси у Меня, и дам народы в наследие Твое и пределы земли во владение Тебе». Никто из царей земных не обладал и не может обладать таким обширным царством, кроме Единого Царя Христа, Который будучи царем, как Бог, приемлет владычество, как человек, над всеми народами, не только настоящими, но прошедшими и будущими; ибо говорится о владычестве Царя вообще – во все времена, над всеми, по всему миру.

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 8-9 проси от мене, и дам ти языки достояние твое, и одержание твое концы земли: упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я

Давиду обещается Богом расширение власти над всей землей, враги же его пред ним будут так же бессильны, как слабы глиняные сосуды пред железной палкой. «Жезл» - посох, как необходимая принадлежность пастухов. Под посох они для счета пропускали овец, и посох в их руках служил знаком их власти над стадами. «Железный» посох служит образом несокрушимости этой власти. Так как псалом написан по поводу восстания на Давида врагов, то под сокрушением здесь нужно разуметь гибель тех, кто восстанет на него.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли

См. Толкование на Пс. 2:7

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Проси́ от Мене́, и дам Ти язы́ки достоя́ние Твое́, и одержа́ние Твое́ концы́ земли́.

Являясь продолжением Псалма 1-го, 2-ой Псалом расширяет его содержание до изображения всемирной борьбы со стороны царства нечестия против Сиона – царства праведных, возводя предсказание торжества этого последнего до прямых и ясных пророчеств о той победе ХРИСТА над всеми противниками ЕГО, которою увенчивается содержание заключительной новозаветной книги АПОКАЛИПСИС. Псалом этот – несомненно, мессианский.
Сознание Давида и переносится к главным мессианским представлениям и словам псалма (стихи: 7–9) – о предвечном рождении Сына Божия, и о том пасении Им концов земли жезлом железным, которое в полноте осуществится, как и предречено это в Апокалипсисе, и теми же словами (Откр.19:15), – при изображении кончины этого мира, как последнем исходе всей нашей земной человеческой истории.

«Имя достояние в Священном Писании берется за собственность или за всякую вещь, в наследство достающуюся. И так как наследство у евреев обыкновенно разделяемо было между братьями большею частью жребием, а разделенные части измеряемы были вервием или ужами, для того в Писании за одно и то же берутся сии слова: достояние, часть, у́же, наследие... Наипаче сии слова разуметь здесь должно о духовном Царстве Христовом, сиречь о Церкви, рассеянной по всей вселенной... по пророчеству Даниила, предсказанному во 2-й главе».

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 6–8 Аз же поставлен есмь Царь от Него над Сионом, горою святою Его, возвещаяй повеление Господне. Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя: проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли

Сионом называется та гора в иудейской земле, которую царь Давид завоевал у одного из хананейских племен – у иевуссеев; он же основал потом на этой горе свой столичный город, названный Иерусалимом, перенес в этот город скинию Моисееву, затем устроил новую скинию; а после него сыном его, царем Соломоном, построен был здесь же, в Иерусалиме, на горе Мориа, величественный храм истинному Богу. С того времени у пророков и вообще у святых писателей Церковь иудейская стала именоваться Сионом. По вознесении Господа Иисуса Христа на небо, на основанную Им Церковь христианскую также перешло усвоенное ветхозаветной церкви наименование Сионской горы, или просто Сиона (Евр. 12:22–23). Поэтому, когда слышим за церковным богослужением пение: «Ненавидящие Сиона, посрамитеся от Господа» (Антифон 4-го гласа), – мы должны знать и помнить, что под именем Сиона здесь говорится о Святой Церкви Божией. И в настоящем изречении псалма пророк как бы влагает во уста Христовы ответное слово на безумную речь восставших против Него врагов Его и от имени Самого Христа как бы так говорит: «Вы хотите свергнуть с себя ненавистное для вас иго закона Моего, вы говорите: расторгнем узы их и отвергнем от нас иго их; но Господь Бог, Отец Мой Небесный, посмеется вам, и гневом и яростию Своею приведет вас в смятение, и вы должны будете узнать, что Я поставлен от Него Царем над Сионом, горою Его святою, т.е. над Церковью Его, которая распространится по всей земле. А потому, не страшась никаких угроз и козней человеческих, Я возвещаю вам повеление, или предвечное определение Самого Господа».

В этих стихах содержится пророческое слово о рождении Сына Божия и о главенстве Его над всею Церковью и над всем миром. Сын Божий, Богочеловек Иисус Христос, как учит слово Божие и Святая Церковь, имеет два рождения: одно, предвечное, от Бога Отца, по Божеству, как читаем в Символе веры: «иже от Отца рожденнаго прежде всех век»; а другое рождение во времени, по человечеству: «воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася». По предвечному и временному, по Божественному и человеческому рождению, Сын Божий имеет и два естества: Божеское и человеческое. «Не во двою лицу разделяемый, но во двою естеству неслитно познаваемый», – как поем мы в одной из церковных песен (Догматик 6-го гласа). Таким образом, первая половина псаломского изречения: Сын Мой eси Ты, – говорит о предвечном рождении Сына Божия, а другая – Аз днесь родих Тя – о Его временном рождении, по человечеству, о Его воплощении. И вот, продолжая речь свою от имени Христа Сына Божия, пророк-псалмопевец говорит: «Я, помазанный от Господа Царем над святой горой Сионом, поставленный Главой Церкви Божией, возвещаю вам повеление Самого Господа, Живущего на небесах, который сказал Мне: Ты Сын Мой, Я родил Тебя и от вечности – по Божеству, и во времени – по человечеству, а потому проси у Меня и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе. Ты Сын Мой, хотя и по изволению Моему, но добровольно воплотился на земле, пострадал и из мертвых воскрес, ради спасения человеков; но так как иудеи, к которым Ты явился на земле, отвергли Тебя, то проси у Меня, и дам во владение Тебе народы до самых последних пределов земли». Итак, сущность сего пророчества заключается в том, что Христос, Сын Божий, поставлен Царем над горой Сионом, т.е. Главой всей Церкви, которая не ограничится одними пределами Иудеи, или Палестины, но распространится на все народы, объемлет все царства мира, по всей вселенной.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible