Скрыть
Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты!

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Псалом Давиду, разума

Содержание: Давид, изображая великое свое злострадание, какое претерпевал во время покаяния, ублажает сподобившихся оставления грехов банею пакибытия. Псалом надписан псалмом «разума», потому что в нем особенно имеют нужду люди, которые, по сильной преклонности к страстям, уподобились коням и мскам.

Блажени, ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси

Оставление беззаконий приобретается крещением, прикрываются же грехи горьким покаянием.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Псалом Давиду, разума

И сей псалом содержит в себе ту же мысль: потому что и он изречен по грехопадении среди постигших бедствий. Пророческими же очами провидя благодать Новаго Завета и оставление грехов, посредством всесвятаго крещения даруемое верующим, Давид ублажает их, как без трудов приемлющих избавление от грехов, и говорит в начале псалма:

Ст. 1-2 Блажени, ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси. Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть

Истощившись в сетованиях и непрестанных слезах о грехе, и впадши за оный в бедствия всякаго рода, достойными удивления и блаженными называю тех, которые, по человеколюбию Владыки, без труда прияли оставление согрешений. Ибо столько щедр к ним Бог, что не только оставляет, но и покрывает грехи, и не остается даже следов их.

Толкование на сто пятьдесят псалмов

Евфимий Зигабен (†1118)

Блажени, ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси

Поелику Давид по учинении греха много трудился в покаянии, то посему он теперь ублажает тех, грехи которых очищены без трудов , разумея загадочное крещение христиан. Но поелику из крещаемых одни были из язычников, а другие – из иудеев: то посему – беззакония – сказал в отношении к язычникам, не получившим закона, а грехи – в отношении к иудеям, имевшим закон, так как грех есть преступление закона.

И Григорий Богослов изъясняет так: Блаженны, которым оставлены беззакония – сказано о совершенном очищении; у которых прикрыты грехи – о тех, у которых внутреннее еще не очищено. Блажен муж, которому не вменит Господь греха – это как бы третий разряд согрешающих, которых дела не похвальны, но намерение неповинно. Другой говорит: первый стих идет к получившим милость в святом крещении, ибо таким прощены грехи: второй – к желающим покаяться, ибо у таковых прикрываются грехи чрез покаяние благолюбивым Богом в совершенном забвении и как бы землепредающим оные, так что Он не хочет и видеть их более. Ибо тем, которые согрешают после оставления производимого чрез крещение, дает не оставление, но прикрытие грехов, позволяя вторичными подвигами покрывать прежние грехи. А третий стих относится к погрешающим произвольно и от злого и порочного намерения. Почти то же говорит Ориген в издан. Свод псалтири.

Заметь, что по тому самому этот псалом и читается во время крещения христианина, когда оно уже совершится, что упоминает об отпущении грехов, даруемом в святом крещении. На сие Феодорит сказал: толикое попечение прилагает к нам, что не только прощает, но и прикрывает грехи, не оставляя и следов их. И Дидим: Хотя б и coгрешили, говорит, Он покрывает добродетели, не скрывающею, но вовсе истребляющею грехи, как и любовь покрывает множество грехов, ибо как знанием покрывается невежество, так и Божеств. любовь, будучи одно и то же, что и добродетель, покрывает грехи. И Божеств. Иустин: если покаются все, желая получить милость от Бога, могут. И слово наперед называет их блаженными, когда говорит: Блажен, которому не вменит Господь греха. А это значит, что покаявшиеся во грехах получат от Бога прощение грехов, а не так, как вы обманываете себя и некоторые другие подобные вам в этом, которые говорят, что если и грешники они, но знают Бога, Господь не вменил греха (в замечаниях Кордерия).

Толковая Псалтирь

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Псалом принадлежит Давиду. Содержанием своим он имеет раскрытие того удовлетворенного внутреннего состояния автора, которое явилось вследствие прощения его греха Господом. Если сопоставить этот псалом с L-м, в котором излагается покаяние и молитва о прощении, то настоящий псалом нужно считать писанным после L-го, по получении уже этого прощения. Грехом, который указывают на Давида исторические книги и сходный с настоящим - псалом L-й, нужно считать его грех с Урией и Вирсавией.

Надписание в евр. Библии «маскил» - можно перевести «вразумление, наставление», или как в русской Библии - «учение». Это надписание указывает на характер содержания псалма, представляющего научение человека в истинном поведении, к которому Давид пришел путем своего личного опыта и размышления. Псалом, как и шестой, покаянный.

Ст. 1-2 Блажени, ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси. Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть

Блажен человек, которому Господь простил грехи

«Кому отпущены беззакония», «чьи грехи покрыты», «не вменит греха/ - нужно понимать в смысле полного нравственного очищения человека, а не внешне-юридического оправдания, по которому человек признается только не подлежащим каре, но свободным от того нравственного недостатка, за который он является ответственным пред Богом. На такое полное очищение указывает последнее выражение стиха - «в чьем духе нет лукавства», т. е. блажен только тот, кто очистил свой дух, нравственно переродился, а не внешне только оправдан.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Ст. 1-2 Блажени, ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси. Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть

Псалом этот, содержащий наставление о том, как избавиться от греховных бедствий, многими толковниками издавна признается благодарственною песнию Давида, которую он воспел, получивши прощение от Господа за убийство Урии и грех с Вирсавией (2Цар. 12). Признавая, согласно с надписью, что он написан Давидом, нужно согласиться с мнением этих толковников и о происхождении его; потому что какой другой более тяжелый грех можно указать в жизни Давида? Возвративши себе снова внутренний мир, псалмопевец прославляет сначала вообще блаженство всякого человека, которому прощены его грехи и который освободился от самообольщения (лесть) касательно сущности грехов. На основании параллелизма под лестью здесь нужно разуметь не обман других, но самообольщение, полное отрицание или же извинение и прикрашивание греха; противоположное сему чувство – искреннее проникновение чувством виновности и вследствие этого раскаянное признание в грехе (2Цар. 12:12).

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 1–2 Блажени, ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси. Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть

Псалом сей имеет такое надписание: Псалом Давиду, разума. По переводу с еврейского это надписание читается так «Псалом Давида. Учение». А по переводу с греческого – «Вразумления. Давиду». И то, и другое чтение сего надписания, очевидно, указывает на содержание псалма, которое состоит в оплакивании греха, и кроме того, в псалме содержится увещание людей к покаянию, а потому он и причисляется к числу покаянных псалмов Давида. Таким образом, из сопоставления надписания сего псалма с его содержанием становится ясным, что Пс. 31 есть поучительная песнь о необходимости для грешников скорейшего раскаяния пред Богом, чтобы освободиться от тягостных мучений совести и страха наказания Божия за грехи, и получением прощения грехов достигнуть истинного блаженства, какое получает человек через примирение с Богом (2Кор. 5:19) и через умиротворение своей совести, и какое он явственно ощущает в мире и спокойствии души, сподобившейся милости Божией. Прежде всего, на основании собственного опыта, псалмопевец, изображая, как блаженно состояние человека, получившего от Бога прощение грехов, говорит:

Блажени, ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси. Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть

В этих изречениях выражена та главная мысль псалма, что прощение грехов для человека-грешника есть высочайшее благо, или, что то же – блаженство. Давид впал в грех и собственным стыдом познал, как тягостно и бедственно состояние человека, терзаемого совестью, в сознании себя под гневом Божиим. Но он искренно раскаялся пред Богом и получил полное прощение, а потому, восчувствовав внутренний мир, полное спокойствие совести, отсутствие чувства стыда и смущения пред людьми и страха наказания праведного суда Божия, особенно же – сознание близкого общения своего с Богом и ощущение Его отеческой любви и милости, говорит: как счастливы, как блаженны те, которые и по соделании греха не бывают презираемы Богом, но возбуждаемые благодатью Его, обращаются к покаянию и получают прощение! Таковое состояние блаженства души недоступно для человека-грешника, пока он пребывает в своем грехе, но он достигает его, как скоро искренним раскаянием получает прощение грехов. Блажен, кому оставлены, т.е. прощены долги – беззакония, и чьи грехи покрыты милосердием Божиим. Блажен человек, которому Господь не вменит греха, т.е. не поставляет в вину и не угрожает наказаниями праведного гнева Своего, «и в чьем духе нет лукавства», – так переведено с еврейского выражение: ниже есть во устех его лесть – т.е. кто искренно раскаялся в своих грехах, не допускал в своей совести никакого лицемерия, чтобы извинять себя пред Богом (Пс. 140:4; 1Ин. 1:8) или оправдываться пред людьми (Лк. 16:15). Давид как пророк предвидел и предрек здесь искупление грешного рода человеческого крестною жертвою Христа Спасителя и дарование людям прощения грехов чрез веру в Божественного Искупителя (Рим. 4:5–6), в установленных Им таинствах крещения и покаяния. Поэтому в христианской Церкви с древних времен Пс. 31, как песнь о благодатном оправдании, назначен был для пения при совершении таинства крещения, в чине которого он и занимает место вслед за погружением крещаемого в воду, а сам Давид, составитель покаянных псалмов, поставляется в пример и образец познания и исповедания грехов для всех грешников кающихся (10-я утренняя молитва).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible