Скрыть
Много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость.

Святые отцы

Прочие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 8-10 Вразумлю тя, и наставлю тя на путь сей, в онь же пойдеши: утвержу на тя очи Мои. Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к Тебе. Многи раны грешному: уповающаго же на Господа милость обыдет

Вразумлю тя, и наставлю тя на путь сей, в онь же пойдеши: утвержу на тя очи Мои

То есть, тебя, совратившагося и познавшаго заблуждение, снова изведу на правый путь, и вложу в тебя познание и ведение онаго; возвращу и прежнее к тебе благоволение. А сие выражение: «утвержу на тя очи Мои», – взял Пророк с человека, который расположен к кому-нибудь благоприязненно, и желает непрестанно смотреть на него. Ибо, как гневающийся отвращает, повидимому, лице, так и благосклонность свою изъявляет человек внимательностию. Посему и в другом месте Пророк сказал: «призри на мя, и помилуй мя» (Пс.85:16); и еще: «не отврати лица Твоего от мене» (Пс.26:9). И сам Бог говорит чрез пророка Иеремию: «обратитеся ко Мне, и обращуся к вам» (Зах.1:3). После сего пророческое слово предлагает совет, живущим беззаконно не подражать неразумию скотов, а праведным – иметь всегда божественное веселие. Говорит же так:

Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к Тебе

То есть, даю вам совет не соревновать в неразумии коню и мску. А если не послушаетесь; то, подобно им, и вы будете иметь на себе брозды и узду. Означает же ими наказание, почему и присовокупил:

Многи раны грешному

Так, предложив им сие наставление, переходит к другому сонму.

уповающаго же на Господа милость обыдет

Потому что всякий человек, хотя и украшен преспеянием в добродетели, имеет нужду в Божией благодати. Почему и божественный Апостол взывает: «благодатию есте спасени чрез веру: и сие не от вас, Божий дар» (Еф.2:8).

Толкование на сто пятьдесят псалмов

Евфимий Зигабен (†1118)

Многи раны грешному: уповающаго же на Господа милость обыдет

Многи раны грешному

Сие-то я выразил в преждесказанном, и сим-то вразумляю грешников не грешить. Ибо собственным опытом дознал я, что многие наказания постигают бедного грешника.

уповающаго же на Господа милость обыдет

Если однако ж, говорит, грешник по причине ран, которые получит от Бога за грехи свои, перенесет всю свою надежду к Богу; то без сомнения он будет помилован Богом со всех сторон; что и значит – окружит или обыдет.

Толковая Псалтирь

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Многи раны грешному: уповающаго же на Господа милость обыдет.

Сие есть изъяснение преносных слов «бразды» и «узды», аки бы сказал Пророк: нераскаянный грешник, полагающий свое удовольствие во грехах, многими ранами сокрушен будет, как в сей жизни, так и в будущей. Хотя бо и кажется, что грешники процветают иногда, однако и самый грех есть тягчайшее наказание, которое раждает еще другия безчисленныя казни, каковы суть: печали, заботы, страхи, опасности, угрызение совести и тому подобная. И ниже сими удовляется Бог, праведный Судия, но и многия иныя раны налагает; и ежели грешник не покается, и не помолится к Богу во время благопотребно, то без сомнения пойдет на вечныя раны. Напротив того, праведный человек, уповающий на Господа, а не на суетную помощь смертных, окружен будет милостию Божиею отвсюду, дабы ни с какой стороны не могла приближиться к нему рана. А как милость Божия есть источник всех благ, для того, когда говорится, что милость обыдет уповающаго на Господа, то сим означается то собрание всех благ, которыми изобильно и полною мерою наслаждаются люди, прилепляющиеся к единому Богу. Ибо может ли что повредить тому человеку, которому вся споспешествуют во благое, и которому всякое страдание обращается в славу! Почему прилично заключается псалом оными словами:

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Многи раны грешному: уповающаго же на Господа милость обыдет

Господь не оставляет без Своего попечения и грешников, не хочет их погибели, но ожидает их обращения на путь истины и спасения. Но когда они по беспечности своей упорствуют и не обращаются к Нему, Он употребляет тогда брозды и узду – это те скорби, или различные наказания (многи раны), которые ниспосылаются Господом для вразумления и обращения нераскаянных грешников. Эту мысль псалмопевец яснее и подробнее высказал выше (ст. 3 и 4), а здесь кратко повторяет ее для того, чтобы сильнее подействовать на грешников и убедить их к скорейшему раскаянию, противополагая ей также кратко главную мысль псалма о блаженстве раскаявшихся словами: а уповающаго на Господа окружит милость, т.е. кто в надежде на милосердие Божие приносит чистосердечное раскаяние, того Господь осыпает Своими милостями, или множеством различных душевных и телесных благ, из совокупности которых и составляется блаженство человека.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible