Скрыть
Радуйтесь, праведные, о Господе: правым прилично славословить.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Псалом Давиду, не надписан у Еврей

Содержание: В этом псалме уверовавших уже во Христа учит восхвалять своего Владыку, открывая им вместе превосходство могущества Его, а именно, что Он избавитель всех, что Он Господь, что Он уничижает лукавых и рассыпает советы их, а уповающих на Него спасает.

Ст. 1-2 Радуйтеся, праведнии, о Господе: правым подобает похвала. Исповедайтеся Господеви в гуслех, во псалтири десятоструннем пойте Ему

Десятострунным псалтирем называет тело, потому что имеет пять чувств и пять душевных деятельностей; ибо в каждом чувстве обнаруживается особенная деятельность души.

Толкование на псалмы

Василий Великий, свт. (†379)

Радуйтеся, праведнии, о Господе: правым подобает похвала

Обычное для Писания выражение радости, показывающее какое-то светлое и весьма радостное состояние души в достойных благодушия! Итак, «радуйтеся праведнии о Господе», не тому, что благоуспешны ваши домашние дела, не тому, что наслаждаетесь телесным здоровьем, не тому, что поля ваши изобилуют всякими плодами, но тому, что имеете Господа, Который так прекрасен, так благ, так премудр. Довольно для вас веселия о Господе. И кажется, кто с веселием и радостью восхищается кем-либо из весьма любимых, тот радуется и себе самому.

Посему псалом побуждает праведных восчувствовать свое достоинство, что они удостоены быть рабами такового Владыки, и восхищаться своим рабством Ему с неизреченною радостью и со скаканиями, как бы рвалось у них сердце от восторга любви ко Благому. Ежели когда в сердце твоем как бы ниспадший свет произвел внезапную мысль о Боге и озарил твою душу, так что ты возлюбил Бога, а презрел мир и все телесное, то из сего слабого и малого подобия познай полное состояние праведных, которые равномерно и непрерывно возрастают в веселии о Боге. Тебя по временам, и редко, посещает сия радость, по смотрению Божию, чтобы малое ее вкушение приводило тебе на память, чего ты лишился, а в праведнике постоянно божественное и небесное веселие, потому что в нем, несомненно, обитает Дух; первый же плод духа есть «любы, радость, мир» (ср.: Гал. 5,22).

Итак, «радуйтеся праведнии о Господе». Господь для праведных есть как бы вместилище, вступившему в которое по всей необходимости должно благодушествовать и веселиться. И праведный делается местом для Господа, приемлющим Его в себя. А грешник дает в себе место диаволу, не внимая говорящему: «ниже дадите места диаволу» (Еф. 4,27), и Екклезиасту: «аще дух владеющаго взыдет на тя, места твоего не остави» (Еккл. 10,4). Посему, пребывая в Самом Господе и, сколько можем, созерцая чудеса Его, из созерцания сего будем таким образом приобретать сердцем своим веселие!

«Правым подобает похвала». Как кривая нога не годится для прямого сапога, так и сердцам развращенным не прилична Божия похвала. Поэтому думаю, что поскольку слово о Спасителе не прилично устам демонов, отнимается у них власть, «да не явлена Его сотворят» (Мк. 3,12). И Павел запрещает «духу пытливу», чтоб нечистый не мог давать одобрения святому (см.: Деян. 16,16,18). Таково и следующее место: «Грешнику же рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания Моя» (Пс. 49,16)?

Беседы на псалмы. Беседа на псалом 32-й

Григорий Нисский, свт. (†394)

Радуйтеся, праведнии, о Господе: правым подобает похвала

Псалом повелевает возрадоваться о Пришедшем с небес на землю, говоря: «радуйтеся приведши о Господе», потому что Он всем правит, все из несуществующего привел в бытие, все сохраняет в бытии, и Его повеление делается сущностью.

О надписании псалмов

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Радуйтеся, праведнии, о Господе: правым подобает похвала

Не надписан у Еврей

Это приписали Седмьдесять, переводя псалом, то есть: не ищи в переводе надписания; потому что надписания мы не нашли. Изречен же псалом сей блаженным Давидом о том, что совершилось при чудном Езекии, и произносится как бы от лица самого Езекии, побуждающаго народ к песнопению, после чудесной победы и погибели Ассириян.

Радуйтеся, праведнии, о Господе

Слово: «радуйтеся» Акила, подобно и Симмах, во многих местах перевели: хвалите.

правым подобает похвала

Познавшим Бога и освободившимся от заблуждения прилично всегда песнословить Бога. Потом Пророк научает, как надлежит им совершать песнословие.

Евфимий Зигабен (†1118)

Радуйтеся, праведнии, о Господе: правым подобает похвала

Радуйтеся, праведнии, о Господе

Что значит радость, мы сказали о том при изъяснении в 9-м псалме стиха 2-го, то есть значит увеличение и высшую степень веселия. Праведными здесь Давид называет добродетельных, которым повелевает радоваться только о Христе, как подающем победу и помощь надеющимся на Него, а не на что либо другое. Ибо без помощи Божией не могут доставить человеку пользы ни сила, ни войско, ни богатство, ни место укрепленное стенами.

Григорий Нис. Здесь псалом повелевает радоваться пришедшему с неба на землю, говоря: радуйтеся праведные о Господу как промыслителю о вселенной и произведшему все из ничего и соблюдающему бытие всего. Василий: Радуйтесь праведные о Господе, не потому, что вы имеете изобилие в доме, что вы здоровы телом, что нивы ваши исполнены всяких плодов, но потому что имеете Господа такового благостию и с такою премудростию… Если иногда западший в сердце твое как бы свет нечаянное произвел в тебе понятие и просветил твою душу так, что ты любишь Бога и презираешь мир и все телесное, из слабого и краткого сего изображения познай все состояние праведных. Сказал – О Господе – потому что Господь есть как бы место помещающее в себе праведных, в которое вшедшему необходимо должно благодушествовать и веселиться. Бывает и праведный местом для Господа, принимающим Его, как и согрешающий дает место диаволу. Кирилл: Радование праведных о Господе означает старание избирать только то, что угодно и приятно Ему и желание наилучших дел и бегание от мирских похотей и житейского шума.

правым подобает похвала

Давид, сказав прежде: радуйтесь, в то же время употребил и выражение – хвалите. Ибо тот, который о какой либо вещи радуется, от радости хвалит сию вещь. Поелику же он сказал, что одни добродетельные могут радоваться и хвалить; то посему здесь говорит о причине, то есть (хвалите) потому, что имеющим правую жизнь прилично и правое хвалениe Бога, так как, по словам Сираха, некрасива похвала в устах грешника (15, 9) и, как говорит Василий Великий, кривая нога не идет в прямой сапог, ибо – прав Господь Бог наш (Псал. 91,16) и – правоты видит лице Его (Псал. 10,7); тогда как диавол, будучи извивающимся змеем и ходя не прямо, радуется и успокаивается в тех людях, у которых намерения изворотливы и коварны.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Псалом Давиду, не надписан у еврей. Радуйтеся, праведнии, о Господе: правым подобает похвала.

НАДПИСАНИЕ

Сей псалом не имеет надписи у Евреев; оныя же слова: Псалом Давиду, приложены от семидесяти толковников, как сами они ясно изобразили, что никакой надписи в Еврейских книгах не нашли.

СОДЕРЖАНИЕ

Псалом содержит увещание, относящееся к праведным людям, дабы хвалили Бога ради Его всемогущества, промысла и благости. Увещавает же праведных – как потому, что не красна хвала во устах грешника, так и потому, что сила, промысл и благость Божия к ним наипаче относятся.

ТОЛКОВАНИЕ

Радость, здесь полагаемая, означает похвалу, сопряженную с веселием, аки бы сказал Пророк: хвалите с радостию, то есть, без принуждения и без печали, не с леностию, но с великим усердием духа, веселяся и радуяся в сердцах ваших. Хвалите Господа не токмо духом, но и гласом; за сим дает причину, присовокупляя: правым подобает похвала, аки бы сказал: вас наипаче, праведных, призываю к хвалению Бога, понеже вам наипаче приличествует хвалить Бога. Под именем правых разумеет праведных людей, как и при конце предыдущаго псалма. Но и в сем месте прилично нарицает праведных правыми: понеже одним токмо правым любезен есть Бог, иже есть самая правота; а что есть любезно, то с удовольствием и похваляется. Людям развращенным не нравится Бог, котораго дела и судьбы суть праведны, и потому не угодны воле беззаконных. Почему нечестивые и развращенные люди неохотно хвалят Бога, но злословят и хулят. Вместо глагола подобает, в Еврейском тексте положено имя красна, и разум имеет следующий: красна похвала во устах праведных. Сему сообразуяся, и Сирах сказал: не красна похвала во устах грешнаго (Сир. 15:9).

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Этот псалом в еврейской Библии не имеет надписания. Но его положение среди псалмов, надписанных именем Давида, равно как и тесная связь с содержанием предыдущего псалма, в котором Давид приглашает праведных радоваться о Боге, но не выясняет, не дает уважительного для них основания следовать такому наставлению, в этом же псалме и указываются недосказанные ранее основания, все это заставляет считать его продолжением псалма XXXI и приписать его Давиду. Таким он считается у 70-ти и в Вульгате.

Радуйтеся, праведнии, о Господе: правым подобает похвала

Праведные должны славословить Господа и петь Ему с инструментами так как Он непогрешим в своих постановлениях

«Правым прилично славословить». Выражения, подобные этому, очень употребительны в Псалтири. Так как Бог – существо всесвятое, то и почитателями, и славословящими Его могут быть те, кто стоит к Нему ближе по своей нравственной чистоте, т. е. люди праведные; грешники не могут достойно восхвалять Его (см. Сир XV:9).

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Радуйтеся, праведнии, о Господе: правым подобает похвала

Псалом этот составляет ветхозаветный парафраз слов Господа: не бойся малое стадо (Лк. 12:32). Ближайшим поводом к происхождению его могла быть какая-нибудь чудесная победа, одержанная незначительным по числу народом Божиим над могущественными языческими народами. Ввиду необычайной помощи Божией, псалмопевец призывает верующего Израиля (праведные, правые) с восклицанием (радостные, торжественные возгласы; 1Ездр. 3:11) и с музыкой воспеть необычную новую песнь.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

При этом 32-м псалме в нашей церковно-славянской Псалтири имеется такая надпись: Псалом Давиду, не надписан у еврей. Надпись эта свидетельствует:

1) о том, что в древнем первоначальном кодексе еврейской Библии псалом этот не имел никакого надписания, 2) что псалом этот составлен Давидом и 3) что самая эта надпись сделана теми лицами, которые составляли перевод нашей славянской Библии с перевода LXX толковников. А что псалом этот составлен Давидом, в этом нельзя сомневаться, как потому, что он всегда и всеми признавался Давидовым псалмом, так и по самому сходству его по языку и характеру с другими псалмами Давида и особенно по тесной связи его с предыдущим 31-м псалмом, который оканчивается таким же призыванием верующих к радости и ликованию о Господе, каким сей начинается, представляя естественное и необходимое продолжение и развитие заключительной мысли предшествующего псалма. По содержанию своему Пс.32 представляет хвалу, или хвалебную песнь Творцу и Промыслителю вселенной, милостиво хранящему верующих в Него, и в то же время он составляет ветхозаветный парафраз слов Господа Иисуса Христа: «Не бойся, малое стадо: яко благоизволи Отец ваш дати вам Царство» (Лк. 12:32). Ближайшим поводом к составлению его могла быть какая-нибудь чудесная победа, одержанная незначительным народом Божиим над могущественными языческими народами. Ввиду необычайной помощи Божией псалмопевец призывает верующего Израиля (праведный, правый) радоваться, исповедать и восхвалить Господа, воспеть Ему с восклицанием и с музыкой новую песнь:

Радуйтеся, праведнии, о Господе: правым подобает похвала

Теми же словами, какими заканчивается предыдущий псалом, и здесь верующие призываются к радости и славословию Господа. Радуйтеся, праведные, о Господе, т.е. благочестивые верующие должны радоваться о Господе. Эта духовная, святая радость, обыкновенно выражающаяся в хвалении или прославлении Господа, в особенности прилична праведным и составляет их всегдашний непременный нравственный долг. Она же, эта духовная радость, хвалящаяся Господом и о Господе, и свойственна одним только праведным. Им приятны и любезны – и мысль, и слово о Боге и о делах Его, а кому что любезно и приятно, тот о том любит и говорить, тот тем и похваляется: «От избытка бо сердца уста глаголют» (Мф. 12:34). И напротив, людям нечестивым и развращенным неприятно даже слышать имя Божие: дела и судьбы Божии праведны и потому неугодны воле беззаконных. А потому нечестивые неохотно хвалят Бога; они скорее готовы хулить и злословить Его. Правым подобает похвала, т.е. праведникам прилично и свойственно славословить, как и напротив: «Не красна похвала во устех грешника» (Сир. 15:9).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible