Скрыть
Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет.

Святые отцы

Прочие

Антоний Великий, прп. (†356)

Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет

Возлюбленные мои, когда человек старается искоренить в себе зло, возлагает упование свое на Бога, удаляется всех грехов и слезами, сокрушением сердца, воздыханиями, постом, бдением, смирением, теплыми и частыми молитвами к Богу стремится к совершенству, то Бог по Своей благости помогает ему и очищает его от всех душевных страстей, как говорит Давид: близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет.

Письма к монахам

Василий Великий, свт. (†379)

Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет

Господь ко всем приближается Своей благостью, но мы сами себя удаляем грехами. Ибо сказано: «Се удаляющии себе от Тебе погибнут» (Пс. 72,27). Почему о Моисее говорится, что он «приступал» к Богу (ср.: Исх. 24,2), и если кто другой подобен Моисею, то своими доблестями и добрыми делами делается он близок к Богу.

Кроме того, слова сии содержат в себе пророчество о пришествии Господа и согласны с предыдущими. Ибо там сказано: «Лице Господне на творящия злая», то есть явление Его на Суде будет на погибель всякого лукавства. А здесь, сказав: «Близ Господь сокрушенных сердцем», Пророк возвещает приближающееся же и недалеко отстоящее пришествие Господа во плоти. И в сем может убедить тебя сказанное в пророчестве Исаии: «Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя, изцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленником отпущение и слепым прозрение» (Ис. 61,1). Поскольку посылаем был Врач для сокрушенных сердцем, то сказано: близ есть Господь. Вам говорю сие, смиренные и сокрушившие свое самомнение, чтобы вас обрадовать и ввести в долготерпение радостью ожидаемого!

Сокрушение же сердца есть истребление человеческих помыслов. Кто презрел настоящее, предал себя слову Божию и владычественное в себе предоставил помышлениям сверхчеловеческим и божественным, тот будет иметь сокрушенное сердце и соделает его жертвою, не уничтожаемою от Господа. «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50,19). Итак, «близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет». Кто чужд всякого надмения, ничем человеческим не гордится, тот и сердцем сокрушен, и духом смирен. Правда, смирен и тот, кто ходит во грехе, потому что ничто так не смиряет, как грех. Посему растленную и потерявшую святыню девства называем смиренною. Так, сказано, что Амнон восстал на Фамарь и «смири ю» (2Цар. 13,14).

Посему, которые утратили высокость и возвышение души, низложенные грехом на землю и как бы пригвожденные к земле, изгибаются, подобно пресмыкающемуся змию, и уже не в силах прийти совершенно в прямое положение, те смиренны, но не духом, почему смирение их и не похвально. Но которые имеют благодать Святаго Духа, те добровольно смиряют себя пред низшими, с Апостолом называя «себе самех рабами» всякого человека (ср.: 2Кор. 4,5) о Христе, «всем попрание доселе», и говоря еще с ним: «якоже отреби миру быхом» (1Кор. 4,13). Они употребляют смирение духовно и делают себя последними из всех, чтобы стать первыми из всех в Царстве Небесном. Сих и Господь называет блаженными, говоря: блажени нищие духом (Мф. 5,3).

Беседы на псалмы. Беседа на псалом 33-й

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет

С праведными, говорит Пророк, пребывает Сам Владыка, и с благоволением приемлет их молитвы, особенно же печется о тех, которые водятся скромными о себе мыслями. Ибо их назвал сокрушенными сердцем. Сие же говорит он и в другом псалме: «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс.50:19).

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Ст. 16-22 Очи Господни на праведныя, и уши его в молитву их. Лице же Господне на творящыя злая, еже потребити от земли память их. Воззваша праведнии, и Господь услыша их и от всех скорбей их избави их. Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет. Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится. Смерть грешников люта, и ненавидящии праведнаго прегрешат

Второго десятистишия вторая часть (стихи 16-22). — Плоды Богобоязненности

Указаны действия страха Божия; определено поведение людей богобоязненных. Теперь приступает святой Пророк к изображению плодов такой жизни. Не забыл он, что обещал за последование внушениям страха Божия; и указывает, как исполняется сие обетование над теми, кои идут путем, им определенным. Обещал живот и дни благи. Но то и другое в руках Божиих. Близость к Богу людей богобоязненных и изображает святой Давид. Не показывает, как именно живот и дни благи вытекают из предписанной им жизни. А поставляет ведущих ее в приискреннюю близость к Богу, говоря как бы: живя так, вы будете у самого источника всякого блага; а после сего не сомневайтесь, что получите и гораздо больше того, что я обещал вам. Богу работаете,— Богом приемлетесь, как Свои Ему,— и получите от Него всякие милости, именно: 1) особенное Божие благоволение, стихи 16-17; 2) скороуслышание, стих 18; 3) близость и утешение в скорбях, стих 19, и 4) избавление от них, стих 20. Этого они сподобляются еще в сей жизни; но 5) полное воздаяние сретает их в смерти и по смерти, стихи 21-22.

Особое Божие благоволение (стихи 16-17)

Очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их

Выражение особенного благоволения к боящимся Его, к праведникам!

Очи Господни на праведныя. И между людьми глаза служат к выражению особой любви и попечительности. Кто кого любит, тот на того все и смотрел бы; и кто о ком печется, тот того и с глаз не спускает. Почему, когда говорит святой Пророк: очи Господни на праведныя, то выражает тем, что Господь особенно любит их и особенно печется о них. Святой Афанасий Великий говорит, что праведные за попечение о добродетели получают великую награду — имеют зрителем Бога. А блаженный Феодорит присовокупляет, что праведники, исполняющие то, что указано Пророком в 14-м и 15-м стихах, находятся под бдительным надзором и попечением Владыки Бога.

Уши Его в молитву их. Как мать, нежно любящая дитя свое, всегда изощренное обращает к нему ухо, чтоб не пропустить и малейшего его движения, шороха и звука: так у Господа изощрены уши к услышанию молитвенных воззваний, выходящих из сердца любящих Его праведников. Это новый знак особенного благоволения и любви Божией к боящимся Его. Силу, над ними надзирательную, и силу, приемлющую молитвы, Давид называет очами и ушами, говорит Василий Великий.

То и другое какое сильное должно возрождать удостоверение в благобытии, всегда готовом низойти для праведников от Господа, назирающего и слышащего! Если они сами видят какое приближающееся зло и вопиют к Богу, то вопль их всегда находит там уши Божий отверстыми и внемлющими. А когда сами они не видят зла, видит его Бог, назирающий их и бдящий над ними,— и избавляет от него. Дивная, поистине, благость Божия! Кто не почтет за великое благо — всем сердцем любить Такого Владыку и с сыновним страхом вести жизнь свою пред лицом Его! Кто не воскликнет с Пророком: пригвозди страху Твоему плоти наша (ср.: Пс.118,120), да возвеселится сердце мое боятися имене Твоего! (ср.: Пс.85, 11) (см.: Ириней, архиепископ Псковский).

Итак, «не бойся, говорит блаженный Августин, работай и трудись. Очи Господни на тебя обращены, и уши Его отверсты для принятия молитв твоих. Чего больше желать? Слуга ропотливый, служа в большом доме, при невнимании господина к трудам и нуждам его, может еще говорить: столько терплю,— и никто не сжалится? Скажешь, может быть: если б услышал меня, избавил бы меня от скорби; но взываю — и все остаюсь в скорби? Ты только держись путей Его, а Он несомненно слышит тебя. Если не скоро избавляет, то вспомни при том, что Он есть и Врач. Если не делает по прошению, то, верно, потому, что в тебе есть еще какой-нибудь загнивший член. Ты взываешь, а Он еще продолжает отсекать и не отъемлет руки секущей. Подожди, пока отсечет сколько нужно. Жестокосерд не тот врач, который, несмотря на вопли больного, делает нужные надрезы; а тот, который, послушав больного изнеженного, оставляет раны и гнилости неочищенными и невырезанными. Когда матери купают детей, не кричат ли дети в руках их? Что же,— они жестокосерды, что не слушают детских слез? Дети кричат, а мать все продолжает свое и не слушает их по любви к ним. Так и Бог наш исполнен любви. Но иногда кажется не слышащим взывающих, чтоб между тем дело исцеления их довести до конца».

Толкование на некоторые псалмы

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет

Итак, старайся же иметь сердце сокрушенное и смиренное, и Господь милосердый всегда будет близ тебя.

Дневник. Том I. 1856

Евфимий Зигабен (†1118)

Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет

Близ Господь сокрушенных сердцем

Бог по благости своей, как говорит Великий Василий, близок ко всем: Он и чрез Иеремию говорит: Я Бог— приближающийся, говорит Господь, а не Бог издалеча. (Иep. 23,23). Но мы—люди бываем далеки от Бога по причине худости нашей: тот же Давид говорит: вот удаляющие себя от Тебя погибнут (Пс. 72,27). А сокрушенные в сердце суть те, которые умиляются и плачут по причине грехов своих. Ибо умиление и слеза весьма сокрушают мысль и сердце.

Слова Божеств. Кирилла: хотя должно знать, что все наполнено Богом (ибо где нет исполняющего все?) неизъяснимым однако ж способом, свойственным естеству Божий; но и будучи Присущ, Он часто кажется отсутствующим в отношении к нелюбящим Его, когда находятся в опасности. Он присущ почти только Святым и близок к тем, которые имеют сокрушенное сердце. И Феодорита: Преимущественно же печется Бог о тех, которые имеют смиренную мысль, ибо таковых то назвал сокрушенными по сердцу.

И смиренные духом спасет

Обыкновенно прежде бывает умиление и сокрушение сердца, о котором сказал выше; а за умилением последует смирение, о котором говорит здесь. Смиренные же духом не те, которые кажутся смиренны по телу и по внешнему виду тела, но те, которые смиренны в душе, и не те, которые говорят смиренные слова, или смиряются по какому нибудь понуждении, бедности, или по другому какому либо обстоятельству, но те, которые смиренны в сердце и мысли и смиряются по внутреннему побуждению, без всякой внешней нужды.

Слова Велик. Василия: Те смиренны духом, для которых, как сам Спаситель говорит, доступно будет царство небесное: блаженны, говорит, нищие духом, ибо таковых есть царство небесное. Не имеющий никакой гордости и не заботящийся о чем либо человеческом,—этот и сокрушен сердцем и смирен духом.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 19–20 Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет. Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь

Желая выразить особенное благоволение Божие к праведным, псалмопевец как бы так говорит здесь: не бойся, Господь близ тебя находится. Ты всегда под покровом Его; десница Его покрывает тебя, и никакой враг не может приблизиться к тебе. То же и Сам Господь говорит чрез пророка Иеремию: «Бог приближаяйся Аз есмь, а не Бог издалеча» (Иер. 23:23). То же обещает Он праведнику и в 90-м псалме, говоря: с ним есмь в скорби (Пс. 90:15). Такую особенную близость Господа привлекают к себе праведные тем, что имеют сердце сокрушенное и дух смирения. Они далеки от того, чтобы надмеваться своей праведностью и, претерпевая различные беды и озлобления в жизни, не ропщут на то, что Господь не вознаграждает их за благочестие земным благополучием, но смиренно сознают свое недостоинство и виновность пред Ним и усердно молят о прощении и помиловании. Таких сокрушенных сердцем и смиренных духом Господь никогда не оставляет без Своей помощи и не оставит, но спасет, т.е., подавая им терпение и растворяя оное небесным утешением, не допустит их до малодушия и падения, поможет им перенести все напасти и устоять в праведной жизни, и рано или поздно, если не в этом, то в будущем веке, совершенно избавит их от всех скорбей, печали и воздыхания (1Кор. 10:13; 2Кор. 4:17). Хотя и много скорбей у праведных, – и от мира, который их ненавидит и часто гонит (Ин. 15:19), и от плоти (Рим. 7:18), и от страстей, воюющих на душу (1Пет. 2:11), и от диавола, ненавистника всякого добра, употребляющего против них особенные усилия, – но от всех их (скорбей) избавит их Господь. «Люди неправедные, – говорит блж. Августин, – меньше имеют скорбей, а праведные больше терпят. Но те после небольших, или – никаких скорбей пойдут на вечное мучение, от которого уже не избавятся никогда; а праведники, после многих скорбей, внидут в вечный покой, где никогда уже не коснется их никакое зло».

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible