Скрыть
Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною, побори борющихся со мною;

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Псалом Давиду

Содержание: Предлагаемое в псалме говорится от лица возложившего упование на Бога и боримого невидимыми силами, или от сонма Апостолов. Вводится также лице самого Христа, описывающего, как поступили с Ним иудеи во время страдания, чтобы научить терпению и твердости терпящих нападения врагов ради Бога.

Суди Господи обидящия мя, побори борющия мя. Такая речь прилична лику Апостолов. Разумеет же иудеев, которые, не имея в себе мира, воздвигают брани и восстают на Христа, Который есть мир наш.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Псалом Давиду

И сей также псалом изрек блаженный Давид гонимый Саулом. В нем упоминается о лукавстве Доика; потому что донес он Саулу о поступке иерея Авимелеха, и стал причиною избиения многих; упоминается также о Зифеях и о других, извещавших Саула о Давиде, как показывают это выражения, встречаемыя в псалме.

«Суди, Господи, обидящия мя, побори борющия мя». В сказанном у Пророка прекрасный порядок, приличный и молитве праведника; потому что просит он Бога всяческих сперва разсудить, а потом дать приговор и о наказании.

Евфимий Зигабен (†1118)

Суди, Господи, обидящыя мя; побори борющая мя

Во первых говорит—суди, Господи, обижающих меня—то есть, Саула и сообщников его. Потом—побори, или накажи их, потому что они неправедно поступают со мною.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Псалом Давиду. Суди, Господи, обидящыя мя, побори борющыя мя.

НАДПИСАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ

Пророк просит помощи у Бога как против Саула и его силы, так и противу лжесвидетелей, оклеветавших его пред Саулом.

ТОЛКОВАНИЕ

В сих словах содержится главное предложение, которым испрашивается помощь противу гонителей, аки бы сказал Пророк: правосудный Боже! к тебе в невинности моей прибегаю, и молю, произведи праведный суд между мною, и между врагами моими, которые меня неправедно гонят, и тем чувствительно обижают. Побори борющия мя. Возьми на себя мое дело, и буди мне поборник на врагов борющихся со мною, дабы мог я избежать их рук, и победу над ними одержать.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Псалом принадлежит Давиду и написан во время гонений от Саула. Так, напр., Давид говорит здесь о своей полной невинности пред Богом (ст. 7, 12-15, 19, 20) и незаслуженности преследований; враги искали лишить его жизни (ст. 4), строили против него козни (ст. 7, 20). Подобным положение Давида было при Сауле.

Суди, Господи, обидящыя мя, побори борющыя мя

Господи! Выступи на мою защиту от врагов, замышляющих против меня зло

«Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною» - образ заимствован из человеческого суда, где каждой стороне предоставлялось право доказывать свою невинность фактами своей деятельности. Давид исповедует, что самый строгий суд не найдет в нем такой вины и не оправдает его врагов.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Суди, Господи, обидящыя мя, побори борющыя мя

Происхождение этого псалма относится к раннему времени гонения Саулова (ср. ст. 1 с 1Цар. 24:16, ст. 11 с 1Цар. 24:10); не трудно указать определенное положение, в котором находился тогда псалмопевец. Давид тяжело страдает от врагов, которым он оказывал только любовь и дружбу, и которые теперь на него клевещут и поставляют величайшую радость в том, чтобы коварно ввергнуть его в несчастие. В таком положении невинно преследуемый молится о помощи к Богу и обещает Ему за это хвалу и благодарение. Эти основные мысли псалма выражены в трех строфах, из которых каждая оканчивается обещанием благодарности (ст. 9, 10, 18, 28), с повторением в каждой жалобы на настоящие страдания, а также и молитвы об освобождении из них.

I Строфа (ст. 1-10). Господи, противоборствуй за меня, сделай так, чтобы враги мои были неисцельно поражены и обратились в бегство, да обратится на них самих погибель, которую они мне замышляли; за это я буду прославлять Тебя.

II Строфа (ст. 11-18). Меня неправедно обвиняют, за мою дружбу и сердечное участие воздают неблагодарностию, злорадованием, клеветою и насмешкою; спаси меня из такого положения, я за это буду прославлять Тебя.

III Строфа (ст. 19-28). Да не порадуются враги мои, без всякого основания и коварно ненавидящие меня и считающие погибель мою несомненною; помоги мне и посрами их, а мне и моим друзьям доставь радость, чтобы прославлять Тебя за полученное спасение.

Так как Давид в своих страданиях был прообразом Мессии, неблагодарно отвергнутого своим народом, то этот псалом с историческим характером соединяет и мессианский, т.е. он – преобразовательно-мессианский; поэтому и Спаситель у Ин. 15 мог иметь в виду этот псалом (ср. еще Пс. 68:5).

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Суди, Господи, обидящыя мя, побори борющыя мя

Псалом сей имеет обычное надписание: Псалом Давиду. Каковое надписание свидетельствует о том, что составление этого псалма принадлежит Давиду. В этом, конечно, нет и никакого не было сомнения, судя по характеру и по сходству всего вообще псалма с другими псалмами Давидовыми, написанными во время Саулова гонения; что подтверждается и всем содержанием псалма, который есть не что иное, как молитва псалмопевца к Богу о помощи против злобных и неблагодарных врагов его.

Кроткий Давид, безвинно гонимый, тяжело страдает от врагов, которым он оказывал только любовь и дружбу, и которые теперь на него клевещут и поставляют величайшую радость в том, чтобы коварно ввергнуть его в несчастье. В таком положении невинно преследуемый псалмопевец усердно молит Господа восстать во всеоружии Своей правды и могущества на его защиту и покарать его жестоких гонителей, которые за его дружбу и расположение воздают ему неблагодарностью, клеветою, злорадством и насмешкою, и обещает за это всенародно принести Господу Богу благодарность и прославлять Его во все дни жизни своей. Эти основные мысли в разных выражениях повторяются три раза в псалме, который таким образом разделяется на три части, из которых каждая оканчивается обетом благодарного прославления Господа.

Так как Давид в своих злостраданиях был прообразом Мессии, Господа Иисуса Христа, неблагодарно отвергнутого Своим народом, то этот псалом с историческим характером соединяет и мессианский, т.е. он прообразовательно-мессианский. Поэтому и Спаситель, говоря ученикам Своим о ненависти к Нему врагов Его, употребляет выражения, сходные с выражениями сего псалма (ст. 19), и ссылается при этом на писания ветхозаветные (Ин. 15:25; Пс. 68:5), называя их в общем смысле законом.

Ближайшим поводом к составлению сего молитвенного псалма не без основания считают встречу Давида с преследующим его Саулом в пустыне Ен-Гадди. В ту пещеру, в которой скрывался Давид со своими людьми от преследования врагов, зашел Саул для нужды, и Давид имел полную возможность отомстить здесь своему врагу, но он не только не сделал этого сам, а запретил и бывшим с ним людям касаться царя, как помазанника Божия, и только тихонько отрезал край от верхней одежды Саула. Когда Саул встал и вышел из пещеры, встал и вышел потом и Давид и закричал вслед Саула: господин мой царь! Саул оглянулся назад, а Давид пал лицом на землю и поклонился ему. И сказал Давид Саулу: зачем ты слушаешь речи людей, которые говорят: «вот Давид умышляет зло на тебя и ищет души твоея. Вот, сегодня видят глаза твои, что Господь предавал тебя ныне в руки мои в пещере; и мне говорили, чтобы убить тебя, но я пощадил тебя и сказал: не подниму руки моей на господина моего, ибо он помазанник Господа. Отец мой! посмотри на край одежды твоей в руке моей, я отрезал край одежды твоей, а тебя не убил. Узнай и убедись, что нет в руке моей зла, ни коварства, и я не согрешил против тебя, а ты ищешь души моей, чтоб отнять ее. «Да судит Господь между мною и тобою, и да защитит мя Господь от Тебе… да будет Господь Судия и отмститель между мною и тобою, да видит Господь и судит суд мой» (1Цар. 24:1–13, 16). С этого же обращения к суду Божию Давид начинает и настоящий псалом.

Суди, Господи, обидящыя мя, побори борющыя мя

Завидуя славе военных успехов Давида, Саул обвинял его в измене, в злоумышлении на его жизнь и домогательстве царского престола и искал случая убить его. Давид, с своей стороны, имел право, по Закону Моисееву, воздавать врагу своему тем же, т.е. ненавистью и смертью (Исх .21:24; Мф. 5:43). Но он как пророк, прообразовавший собою кроткого Христа Спасителя, возвышаясь над буквою ветхозаветного Закона и одушевленный духом евангельского учения, не хотел пользоваться теми правами, кои предоставлены были людям Ветхого Завета по их жестокосердию (Мк.10:5;Лк. 6:27–28), и потому единому Праведному Судии всех Богу предоставлял разобрать его распрю с Саулом прося защитить его, невинно гонимого, и воздать должное гонителям которые оказывали явную обиду пророку: Суди, Господи, обидящыя мя, т.е. вступись за меня против обидчиков моих и отрази их нападения на меня побори борющыя мя.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible