Скрыть
Господи! милость Твоя до небес, истина Твоя до облаков!

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 6-7 Господи, на небеси милость Твоя, и истина Твоя до облак: правда Твоя яко горы Божия, судьбы Твоя бездна многа: человеки и скоты спасеши, Господи

Господи, на небеси милость Твоя. Показывает, что милостью Господней созданы и существа небесные, т. е. разумные силы.

И истина Твоя до облак. Правда Твоя яко горы Божия. Ты показал, что истинны и непреложны обетования, изреченные пророками. Ибо небеса означают пророков; а Ты показал, что они истинны, явив такое множество правды, что уподобляется она горам Божиим. Судьбы Твоя бездна многа. Поелику же столько у Тебя истины и правды, то не знаю, для чего долготерпишь? Судьбы Твои так же недоступны зрению, как и бездна. Как ее глубина неудобозрима людям, так недостижимо уразумение судеб Твоих. Человеки и скоты спасении Господи. Апостол, сказав о двух народах: затвори Бог всех в противление, да всех помилует, присовокупил: яко неиспытани судове Его (Рим. 11,32-33). Подобное этому сказано и здесь. Поелику псалмопевец намеревался поведать о спасении двух народов, которых означают человеки и скоты, и человеки означают израильтян, как наученных Законом и разумеющих лучшая (Рим. 2,18), а скоты, как неразумные, — язычников, иудеи, наученные тайне Законом и пророками, отпали, а язычники, никогда о ней не слышавшие, приняты: то по сему самому сказал он предварительно: судьбы Твоя бездна многа. И еще: человеками называет сохранивших разумное достоинство, а скотами — преклонившихся долу к земле и питающихся земными мудрованиями. А посему призвал ко спасению не только праведных, но и грешных.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 6-7 Господи, на небеси милость Твоя, и истина Твоя до облак: правда Твоя яко горы Божия, судьбы Твоя бездна многа: человеки и скоты спасеши, Господи

«Господи, на небеси милость Твоя, и истина Твоя до облак: Правда Твоя яко горы Божия». Они замышляют делать подобныя дела, как будто никто не надзирает над ними; а у Тебя, Владыка, и милость безмерна, и истина не изследима, и правда уподобляется высочайшим горам. Истина Твоя достигает и до человеков посредством Пророков, как бы посредством облаков, подавая им спасительный дождь.

«Судьбы Твоя бездна многа». Но почему долготерпишь, имея столько истины и правды, сего не знаю. Суды Твои уподобляются необозримости бездны. Как ея глубина недостижима человеческому взору; так неизследимо разумение судов Твоих.

«Человеки и скоты спасеши, Господи». Что же сему причиною?

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 6-7 Господи, на небеси милость Твоя, и истина Твоя до облак: правда Твоя яко горы Божия, судьбы Твоя бездна многа: человеки и скоты спасеши, Господи

Господи, на небеси милость Твоя, и истина Твоя до облак. Правда Твоя, яко горы Божия, судьбы Твоя бездна многа

Как выше сказанными словами Давид выразил чрезмерную злобу Саула, так сими словами выражает великость и чрезмерность долготерпения и другого рода благости Божией. Господи, говорит, милость Твоя на небе, то есть, достигает до неба и столько ж велика; а равно и истина твоя высока до облаков, иначе—опять до неба, так как и облака представляются восходящими на небо, как почти то же сказал и в стихе 11-м 56-го псалма. Даже говорит: правда Твоя как Божии горы, означая горами высоту и величие правды Божией, и называя горы Божиими по создании от Бога. Суды Твои бездна велика, то есть, строительства Твои суть беспредельная и непостижимая бездна.

Другой говорит: Выражение—милость Твоя на небе—означает, что от милости сей зависит и все небесное, то есть, разумные силы. Истина Твоя до облаков—вместо— Ты явил чрез пророков истинные и верные обетования, так как облаками называются пророки. Слова Великого Василия: Правда, находящаяся у нас, есть соразмерное разделение; ибо если и не наблюдаем его в точности, но делая по самому справедливому разумению, мы не отступаем от цели: производимая праведным судиею свыше есть правда исправляющая и воздающая, которую трудно разсмотреть по причине высоты заключающихся в ней судеб, как говорит Давид: правда Твоя, как горы Божий. О судьбах Божиих говорит и Григорий Богослов. А Павел покушается, правда, наследовать судьбы Божии; но поелику не находит конца и отдохновения в восхождении, ни того, в чем любоведение ума явно достигнуло бы окончательного предала (потому что всегда остается для него нечто еще неизведанное), то чудное дело! о если бы и со мною было тоже! заключает речь изумлением, именует сие богатством Божиим и глубиною и исповедует непостижимость судов Божиих, выражаясь почти так же, как и Давид, называющей суды Божии бездною великою, в которой нельзя достать основания ни мерою, ни чувством. Смотри и сие: Полагающий в сокровища бездны (32 пс). И Феодорит: Ты, Господи, имеешь и милость безмерную и истину несравненную и правду уподобляемую величайшим горам. Eвceвий говорит: Облаками называет пророков и Ангельские силы.

Человеки и скоты спасеши, Господи

Это—спасаю—иногда принимается за непрестанное и всегдашнее спасение, находящееся на небесах; так говорим: праведники спасаются, то есть, вечным спасением; а иногда принимается за временное спасение в настоящей жизни, как говорится и здесь. А спасение в настоящей жизни означает просто оживлениe. Итак, Давид говорит: Господи! будучи столько благ, Ты не только оживляешь людей, но и бессловесные животные (а под кроткими животными он заключил и всякое дикое животное). Спасешь поставлено вместо—спасаешь—по взаимному употреблении времен, где будущее принимается вместо настоящего. Или: людьми называет живущих по здравому смыслу, а скотами—живущих безрассудно и бессмысленно. Или: под людьми разумей иyдеев, руководствовавшихся к добру законом Божиим, а под скотами — сладострастных язычников. По последнему смыслу «спасешь» должно разуметь, как есть, как в будущем времени: это будет пророчество; то есть, Ты, Господи, спасешь язычников вечным спасением, когда уверуют в Евангельскую проповедь.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 6-7 Господи, на небеси милость твоя, и истина твоя до облак: правда твоя яко горы Божия, судбы твоя бездна многа: человеки и скоты спасеши, Господи

Но как бы ни была велика сила нечестивого, милость и правда Господа к человеку являются истинной и несокрушимой опорой последнего так как только от Него идет свет жизни

Бог управляет миром по законам милости и правды. «Милость и истина Его до облаков и неба; правда, как горы, и судьбы - бездна великая». Сравнения, употребленные автором, имеют целью показать, что в Боге - вся истина и вся правда и что только ими Он управляет всем миром, человеком и скотом.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Ст. 6-7 Господи, на небеси милость Твоя, и истина Твоя до облак: правда Твоя яко горы Божия, судьбы Твоя бездна многа: человеки и скоты спасеши, Господи

При виде такого развращения в мире, псалмопевца и вообще праведника поддерживает только мысль о безмерной благости Божией, не оставляющей своих верующих, о бесконечной верности Господа Своим обетованиям, обещавшего праведникам награду, и неизменной (горы) и страшной правде Божией, по которой Он не может оставить грех не наказанным.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Господи, на небеси милость Твоя, и истина Твоя до облак

После того как изобразил высшую степень злобы и развращения нечестивых людей, пророк имел в виду в следующих изречениях показать превосходящую степень благости Божией, которая состоит в милости Бога к человеку и ко всем вообще тварям, во истине Его и правде. Как ни велика злоба гонителя его Саула, как ни страшна сила господствующего в мире зла, но благость Божия, простирающаяся на человека, в особенности же на всех верующих, несравненно выше и сильнее того. Милость Твоя, Господи, простирается до неба, т.е. так велика милость Твоя, как неизмеримо велико пространство от земли до неба. С милостью Ты соединяешь и истину, или верность всему тому, что изречено и что милостиво обещано Тобою: «Верен Господь во всех словесех Своих» (Пс. 144:13), – и истина Твоя даже до облак, то есть верность, сопутствующая милости Твоей, простирается до облаков и достигает неба, которое выше облаков.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible