Скрыть
насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их,

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Упиются от тука дому Твоего, и потоком сладости Твоея напоиши я. Поток сладости есть Христос, по сказанному: уклоняю на ня, яко поток наводняемый, славу языков (Ис. 66,12). Но Он же есть и источник жизни, и свет от света.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Упиются от тука дому Твоего, и потоком сладости Твоея напоиши я». К Тебе прибегнет естество человеческое, узрев в дому Твоем возрастающее обилие благ. Подразумевает же в этом Пророк не только струи Божественнаго учения, но и вкушение таинственной Снеди. А подаяние стольких благ уподобил потоку, во первых потому, что не было дано сего людям в начале; а еще и потому, что приглашает всех человеков приидти и пить, не как из реки, непрестанно текущей, но как из потока, лиющагося временно. Ибо неприступающие в настоящей жизни, по переселении отсюда не вкусят уже священных вод. И показывая, что, хотя обилие благ по естеству вечно, однако же делается потоком, по домостроительству, кстати присовокупил: Ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет. (Пс. 35:10)

Толкование на сто пятьдесят псалмов

Серафим Саровский, прп. (†1833)

- Что же еще чувствуете вы? - спросил меня о.Серафим.

- Необыкновенную сладость! - отвечал я.

И он продолжал: - Это та сладость, про которую говорится в Священном Писании: От тука дому Твоего упиются и потоком сладости Твоея напоиши я. Вот эта-то теперь сладость преисполняет сердца наши и разливается по всем жилам нашим неизреченным услаждением. От этой-то сладости наши сердца как будто тают и мы оба исполнены такого блаженства, какое никаким языком выражено быть не может…

Беседа с Мотовиловым о цели христианской жизни

Евфимий Зигабен (†1118)

Упиются от тука дому Твоего

Упоением здесь называет веселие, а туком изобилие. Ибо вино, говорит, веселит сердце человека (Пс. 103:15); а тук, то есть, жир, есть изобилие и множество масти. Посему слова сии имеют такой смысл: сохранившие произведенное в них по образу люди будут веселиться богатством дома Твоего, Господи! А дом Божий есть Церковь; богатство ее благочестивое учение, веселящее духовно тех, которые понимают оное. Или дом Бога Слова есть принятая Им воодушевленная плоть, в которой Он вселился, по словам Исихия. Тук ее есть, по словам Дидима, учение Христово, которое напаяет души и утучняет и столь много веселит их, что они могут говорить с Павлом: кто разлучит нас от любви Христовой? (Рим. 8:35).

И потоком сладости Твоем напоиши я

Ту самую мысль, которую сказал Давид выше, он говорит и здесь. Поелику же выше сказал об упоении, то посему здесь упоминает о питии. Он говорит, что Ты, Господи, напоишь уверовавших в Тебя христиан потоком веселия, истекающим из Тебя. Ибо поток сладости есть течение радостного учения Христа, поток, потому что временно истекло сие учение из уст Христа, и потому что оно было сильно и ниспровергало противоречивших и сверх того сопровождалось волнами слов ветхого закона и пророков. Такова и та река, которая течет зимою, она также временна и сильна и бурна и сливается со многими водами. Называется потоком сладости, потому что учение Христово веселит духовно и утучняет души, как было сказано. Некоторые же, как то Исихий, под туком дома разумеют пречистую кровь истекшую из ребра Бога Слова, а под потоком—воду, истекшую вместе с кровью. Обе они упоили нас—племя язычников и столько возвеселили, что мы, воодушевившись спасительным воодушевлением, вышли вон из прежнего заблуждения идолопоклонства.

Слова Исихия: Поток сладости суть Христовы страдания. Поток; поелику производился среди зимы нашего греха, когда всякая добродетель, а особенно любовь к Богу от охладения была мертва. Почему пророк Захария о дне Креста говорит: В тот день не будет свет, будет холод и мороз и— ни день, ни ночь, а к вечеру будет свет (Зах. 14:6-7). Прилично сказано - сладости; ибо Христос весьма услаждался страданиями за нас. А некоторые потоком сладости называют Святаго Духа (в издан. Своде).

Толковая Псалтирь

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Ст. 8-9 Яко умножил еси милость Твою, Боже: сынове же человечестии в крове крилу Твоею надеятися имут. Упиются от тука дому Твоего, и потоком сладости Твоея напоиши я

Псалмопевец сравнил наказание Богом грешников с большим наводнением (бездна много) и при этом разумел, может быть, потоп; как во время потопа Бог спасал некоторых людей и животных, так Он спасет праведников во время имеющего постигнуть наказания грешников, потому псалмопевец с воодушевлением восклицает: яко (как) умножил еси и пр.; о прославляемом величии страха Божия свидетельствует то, что Бог принимает под Свою Отеческую защиту убогих сынов человеческих, так как они несомненно могут надеяться на Его помощь (кров крылу) и от святого жилища Его получат обильную Его милость.

Благочестивый израильтянин представляет себе Бога находящимся в скинии (в дому Своем) и оттуда подающим Свою благодать боящимся Его; эта спасающая и укрепляющая благодать – самое лучшее, что Бог может дать человеку и что человек мог получить в доме Божием; поэтому псалмопевец и называет ее туком, названием самой лучшей части из того, что приносилось в жертву Богу. Тук, т.е. спасающую и защищающую благодать Свою, Бог подает обильно, даже в преизбытке; поэтому и сказано упиются (вообще обильно насытятся); и эта благодать Божия приносит человеку радость, наслаждение (поток сладости).

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Упиются от тука дому твоего, и потоком сладости твоея напоиши я

«Тук дома Твоего», «поток сладостей» - образы, указывающие на богатые дары природы, которые даны в пользование человеку.

Толковая Библия

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Упиются от тука дому Твоего, и потоком сладости Твоея напоиши я

О духовных благах, которыми воспользуются по великой милости Божией сынове человечестии, т.е. люди, сохранившие человеческое достоинство, люди духовной жизни, благочестивые, пророк говорит здесь сравнительно, или по сравнению их с благами вещественными. Не только, говорит он, праведные и благочестивые исполнятся благодатного дара душевного мира, в крове крилу Твоею, но они еще исполнятся духовной радости и наслаждения в живом ощущении близости и общения своего с Богом, на трапезе дома Божия, подобно тому как участвующие в пиршествах, устрояемых во дворе скинии, по принесении мирных жертв, приятно веселились, обильно угощаемые лучшими кусками мяса от тучных жертв и сладким вином(1Цар. 9:23–24; Втор. 12:7–12, 14:23, 26–29): они упиются от тука дому Твоего, т.е. сердце их восчувствует живое общение с Богом в Его доме и исполнится духовного наслаждения и радости о Господе. И потоком сладости Твоея напоиши я, т.е. они, по милости Божией, насладятся струями Божественного учения и от вкушения Тела и Крови Христа Спасителя (блж. Феодорит) будут чувствовать всегдашнее духовное наслаждение и насыщение.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible