Скрыть
извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои;

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

И возведе мя от рова страстей. И что соделал для тебя? Услышав, говорит, извел из глубины греховной, освободил от сладострастия бренного тела, или из врат смерти и тамошнего тления, или от мирских развлечений. И от брения тины. Ибо во грехах, как в тине, увязают уловленные ими. Ров же страстей есть порок и невежество. И постави на камени нозе мои, и исправи стопы моя. Апостол Павел говорит, что камень бе Христос (1Кор. 10,4). Постави нозе мои, потому что научился я ходить путем угодным Богу, то есть, в деятельной жизни и в правых догматах.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 2-3 «Терпя потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою». «И возведе», «от рова страстей, и от брения тины». Слова сии приличествуют и блаженному Давиду; потому что согласны с предшествующим псалмом. Там Пророк сказал: «услыши молитву мою Господи, и моление мое внуши, слез моих не премолчи» (ст. 13). «Ослаби ми, да почию, прежде даже не отъиду, и ктому не буду» (ст. 14); а выше говорил: «и ныне кто терпение мое? не Господь ли? И состав мой от Тебе есть» (ст. 8). Здесь же, как бы по принятии молитвы и исполнении прошения, говорит: «терпя потерпех Господа, и внят ми». Ибо, отвращаясь от греха, мне явил Бог свое благоволение, и внял прошению моему; и что же соделал, вняв оному? «Возведе мя от рова страстей, и от брения тины». Так божественному Писанию, как сказали уже мы пред сим, обычно называти самыя великия опасности. Но что даровал еще тебе, освободив от опасностей?

«И постави на камени нозе мои». Не попустил мне колебаться и влаяться туда и сюда, но твердым соделал стояние мое. Ибо говорит: «на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (Мф.16:18).

«И исправи стопы, моя». Устроил так, что невозбранно иду по пути правды; потому что, освободив меня от заблуждения, указал прямой путь истины.

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

и возведе мя от рова страстей и от брения тины, и постави на камени нозе мои и исправи стопы моя

О, когда же Ты меня, Господи, возведешь из страшного рва страстей, исправишь стопы моя и вложишь в уста мои песнь Тебе, песнь славословия и благодарности! Стопы мои шатки: утверди их всесильною благодатию Твоею, направь их на путь правый.

Дневник. Том I. 1856

Евфимий Зигабен (†1118)

И возведе мя от рова страстей (бедствия) и от брения (грязной) тины.

Древние сими именами изображали величайшие бедствия, т.е. именами грязи и тины; почему под рвом бедствия можно понимать пропасть заблуждения касательно идолов, по мнению Дидима, в которой страдала по душе церковь из язычников, а под грязною тиною, или болотистою и гнусною грязью, по словам того же писателя—возрождение страстных пожеланий, которое тлетворно и привязчиво к душе, которая впадает в оные.

И постави на камени нози, мои, и исправи стопы моя.

Христос, говорит, у меня—церкви поставил непостоянные ноги на твердом камне веры и, показав мне путь спасения посредством евангельских заповедей, устранил всякое преткновение, и таким образом уровнял ход мой так, что я не хожу более криво, блуждая то там, то здесь.

Слова Григория Нисского: Итак, умыв ноги и отринув всякую земную нечистоту, утверди ноги свои на камени, чтобы не колебались угодные Богу хождения твои. Храни на уровненном пути шествие неоскверненным, как поступил и Давид, когда очистившись от грязной тины, он поставил ноги свои на камени, где под камнем разумеет Господа, Который есть свет и истина, и нетление, и оправдание, коими духовный путь уравнивается. Кто не уклоняется от которого либо из них, тот хранит след свой чистым, ни с которой стороны грязью сладострастия неоскверняемым. И Феодорита: На семь то, говорит, камне Я созижду Церковь мою и врата ада не одолеют ее. Также Дидима: Итак, взяв из рва бедствия, то есть злого идолопоклонства, и грязной тины, то есть, гнусного поведения, возвысил, говорит, и поставил меня на камени, то есть, на непоколебимом и твердом исповедании веры (в из. Своде).

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 2-4 Терпя потерпех Господа, и внят ми и услыша молитву мою: и возведе мя от рова страстей и от брения тины, и постави на камени нозе мои и исправи стопы моя: и вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему. Узрят мнози и убоятся, и уповают на Господа

«Твердо уповал я на Господа», я, говорит Давид, много вытерпел, но эти страдания не ослабили моей веры в Него, я много перестрадал, но оставался преданным Господу и Господь услышал мой «вопль» о помощи: Он освободил меня от бедствий. «Страшный ров» - ров страдания, глубокие, сильные бедствия; «тинистое болото» - т. е., неустойчивая, колеблющаяся почва, встречающаяся в болотах, означает беспокойную и полную опасностей жизнь Давида. Господь вывел его из этого рва и тины, дал ему твердое и безопасное существование. Сообразно изменившемуся положению и песни Давида изменились: вместо прежних, молитвенно-просительных он стал слагать новые - благодарственно-хвалебные. Под этими бедствиями Давид разумеет гонения от Саула. Чудесная помощь, часто оказываемая Богом Давиду в это время, и его необыкновенная судьба, возведшая его на престол, настолько поразительны, что должны были во всех людях, знающих историю его жизни, вызвать благоговение пред Богом и веру только в Него, а не в свои силы.

Толковая Библия

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

И возведе мя от рова страстей и от брения тины, и постави на камени нозе мои и исправи стопы моя

Под ровом страстей св. Давид разумеет великие опасности, которым он подвергался, или тяжесть страданий и глубину скорбей, которые долго приходилось ему переносить (терпя потерпех), а словами от брения тины (из тинистой грязи) – означает греховные страсти, в которых люди увязают, как в тинистом болоте. Как глубина и тина служат образами величайшей опасности жизни, так, напротив, стоянием на камне (постави на камени) выражается избавление от всех опасностей и утверждение на правом пути спасения (и исправи стопы моя). Таким образом, изречениями сего стиха псалмопевец изобразил величие милости Божией, явленной ему за его долготерпение, с одной стороны, чрез избавление его Господом (возведе) от бедствий и страданий телесных, которым он подвергался со стороны гонителей, и от страданий и скорбей нравственных, которые он испытывал чрез падение в греховную тину, а с другой стороны – тем, что Господь не попустил ему колебаться сомнениями в помощи Божией и увязать в грехе, а утвердил на камени веры и упования. «Услышав молитву мою, Господь извлек меня из страшного рва, из тинистого болота и поставил на камне ноги мои, и утвердил стопы мои».

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible